Разработка программы коррекционной работы с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 18:27, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка программы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях детского дошкольного учреждения.
Объект - дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
В соответствии с целью в работе будут решены следующие задачи:
1. Подбор и изучение литературы по данной теме.
2. Практическое исследование социально-психологических особенностей детей с нарушением зрения.
3. Анализ социально-психологической работы с детьми с нарушением зрения.

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota_skorrektirovannaya_ot_20_05_15.docx

— 178.31 Кб (Скачать файл)

Маленькая Саша поступила в данный сад в возрасте 5 лет с диагнозом близорукость II степени. В 6 месяцев она перенесла операцию на почках, долгое время ее лечили антибиотиками.  В год ей был поставлен диагноз по зрению. Родители случайно увидели, что ребенок прищуривается и слишком близко разглядывает картинки в книжках, предметы и забили тревогу. Но девочка, несмотря на массу проблем, росла активной, с хорошим аппетитом, жизнерадостной, легко запоминала стихи, потешки и почти не отличалась от сверстников. Когда ребенка отдали в обычный детский сад -  девочка постепенно стала замыкаться в себе. Обнаружилось, что она не такая ловкая, как ее сверстники, не может сделать ряд упражнений на занятиях по физкультуре из-за плохой координации, нечетко произносит большинство звуков (межзубный стигматизм и множество логопедических проблем). Добавился еще один диагноз — дизартрия. Было принято решения отдать Сашу в специализированный детский сад.  Сейчас Саше 6 лет. У нее по-прежнему прекрасная память. Улучшение зрения наблюдается, но пока весьма незначительное. Зато значительно улучшилась координация, Саша  прекрасно рисует, лепит из пластилина мельчайшие детали, стала более аккуратной и ловкой, более четко произносит слова. А главное -ребенок с удовольствием ходит в сад и общается со сверстниками.

Диме 4 года. Он  родился недоношенным, вес его был чуть больше 2 килограмм. Но мальчик не был на искуственной вентиляции легких — дышал сам, ел сам. Все складывалось достаточно благополучно. Однако когда маму с Димой выписали из больницы, почти сразу же после приема у врача-офтальмолога был поставлен диагноз: ретинопатия недоношенных.  Родители были в ужасе. Они исполняли все мыслимые и немыслимые указания врача: закапывали капли малышу, делали с ребенком упражнения, которые мало помогали. Дима перенес 2 операции на глаза. Сейчас он почти ничего не видит. Речь малопонимаемая, движения неловкие.  Родители привели его в данный сад, полагая, что в обычном садике такому ребенку не место, но общение со сверстниками необходимо. Также они считают, что самостоятельно не могут дать ребенку весь необходимый набор занятий, который есть в саду.  Малышу нравится в садике. Он с удовольствием играет в тихие игры, занимается с логопедом, у него появились друзья. По отзывам родителей есть некоторые улучшения в состоянии ребенка.

Тимофею 5 лет 3 месяца. У него выявилась ретинопатия. В сад пришел 2 года назад. Почти не говорил, голова его почти всегда была опущена, диалоговая речь была малоразвита. Перенес за свою маленькую жизнь 4 операции. Сейчас наблюдается светоощущение в одном глазу, второй видит лучше. После занятий в саду стал более активным и физически развитым, голову держит прямо (за редким исключением), предпочитает активные игры, понимает диалоговую речь, отвечает. Конечно, есть над чем еще работать, по мнению, родителей, но улучшения не могут не радовать их.

 

  •            2.2. Анализ результатов исследования

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения функционирует с 1979 г.  Лицензия  78 №001036 от 12 октября 2011 года. 

Образовательное учреждение находится в ведении администрации Калининского района Санкт-Петербурга, местонахождение: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная набережная, дом 13/1.

Финансирование детского сада осуществляется из бюджета города. Родительская плата за содержание ребенка в дошкольном учреждении не взимается.

Режим работы ГБДОУ д/с №95:

С  7.00 до 19.00 выходные дни суббота и воскресенье.

Образование

Уровень образования в ГБДОУ детский сад № 95 компенсирующего вида  Калининского района Санкт-Петербурга – «Дошкольное образование».

Форма обучения: очная. 

Нормативный срок обучения: 5 лет.

Образование в ДОУ осуществляется на русском языке.

ГБДОУ № 95 полностью обеспечено  кадрами. В ГБДОУ работает  стабильный и слаженный коллектив единомышленников. Коллектив учреждения состоит из 43 сотрудников. Из них: 3 административных работника, 19 воспитателей, 2 музыкальных руководителя, 1 инструктор физического воспитания, 4 учителя - дефектолога;2учителя-логопеда;1 старшая медсестра, 14 человека – прочие специалисты и младший обслуживающий персонал. Отраслевые,  федеральные и региональные награды имеют  6 сотрудников.

Организация образовательной деятельности:

Как уже было сказано, в ГБДОУ функционирует 9 групп: 

Группа раннего возраста с  2 лет  до 3 лет - 1   (10 чел.) 

Группы младшего дошкольного  возраста

с 3 до 4 лет - 2 (26чел)

Группа среднего дошкольного возраста

с 4 до 5 лет   - 3 (26 чел)

Группы старшего дошкольного возраста

с 5 до 6 лет - 2  (26 чел.)

с 6 до 7 лет - 2  (26 чел.) 

Руководящий состав

Заведующий ГБДОУ д/с №95  Давтян Елена Юрьевна  

телефон: 558-99-22

Приёмные часы:

понедельник - с 10.00-12.00

четверг- с 15.00-18.00 

электронный адрес: www.dou95spb@yandex.ru

Условия:

- музыкальный зал

-     физкультурный зал

-     кабинет врача-ортоптиста

-     кабинеты логопедов

-     кабинеты учителей-дефектологов.

Приоритетными задачами детского сада являются:

1. Обеспечение функционирования  дошкольного учреждения в соответствии  с потребностями микросоциального  заказа (родители, окружающий социум).

2. Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого  ребенка на основе диагностики  его психологических индивидуальных  особенностей.

3. Обеспечение личностного  развития ребенка, ценностного отношения  к окружающему миру посредством  художественно-эстетического развития.

4.Осуществление целостного  подхода к укреплению здоровья  детей, обеспечению их психического  благополучия, а также формирование  у дошкольников ответственности  за свое здоровье.

5.Создание условий, способствующих  обеспечению интеллектуального  развития через формирование  у детей позиции субъекта познавательной  деятельности.

6.Осуществление квалифицированной  коррекции нарушения зрения.

7.Создание единого социокультурного  контекста воспитания и общения  в дошкольном учреждении семье, тесное сотрудничество с семьями  воспитанников.

8.Подготовка детей к  обучению в школе.

Образовательные программы: 

Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБДОУ д/с №95 компенсирующего  вида Калининского района Санкт-Петербурга  (далее - Программа) разработана творческой группой педагогических работников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, созданная на основе примерной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы "под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,  и коррекционные программы: "Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения" под редакцией Плаксиной Л.И.; "Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим" под редакцией Рудоковой Л.В.; "Коррекция нарушений речи детей с ОНР" под редакцией Филичевой Т.Б.,  Чиркиной Г.В.

Сотрудничество с родителями - одна из задач нашего образовательного учреждения. Мы проводим анкетирование, беседы, консультации. ГБДОУ № 95 уже много лет сотрудничает со школой № 115 Выборгского района с целью обеспечения преемственности. Наш детский сад сотрудничает с городской библиотекой для слабовидящих детей. Социальными партнерами ГБДОУ №95 являются:

- Санкт – Петербургское  высшее педагогическое училище (колледж) №4;

- Центр психолого–медико–социального  сопровождения Калининского района;

- Санкт – Петербургская  академия постдипломного педагогического  образования;

- Санкт – Петербургская  библиотека для детей с нарушениями  зрения;

- Информационно - методический  центр Калининского района;

- Санкт – Петербургское  управление здравоохранения «Городская  поликлиника №96 и детская поликлиника  № 61».

Условия осуществления воспитательно-образовательного процесса. В нашем детском саду созданы необходимые условия для воспитания, развития и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Групповые помещения, музыкальный и физкультурный залы, кабинеты учителя – логопеда и учителей – дефектологов, медицинский кабинет оснащены всем необходимым: мебелью, оборудованием, пособиями и игрушками. Дети получают комплексное лечение на аппаратах, а также используются компьютерные программы. Здание и прилегающая территория ГБДОУ № 95 соответствуют всем нормам и правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.

Территория ГБДОУ № 95 ограждена забором. Во всех помещениях учреждения созданы благоприятные и безопасные условия пребывания воспитанников.

Медицинское обслуживание.

ГБДОУ №95 в 2010г. получило лицензию на осуществление доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу в педиатрии при осуществлении амбулаторно – поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении первичной медико – санитарной помощи по офтальмологии. В дошкольном образовательном учреждении проводится иммунопрофилактика воспитанников, один раз в год и по необходимости осуществляется осмотр специалистами. Работники учреждения проходят плановые медицинские осмотры и вакцинации.

Качество и организация питания.

С 22.05. 2012г. питание воспитанников осуществляет ЗАО «Комбинат питания». Питание организовано согласно примерному десятидневному меню, заверенному в органах Роспотребнадзора. Натуральные нормы выполняются на 98%. Организован питьевой режим. Хранение продуктов, качество питания соответствует нормам СанПиНа. Принимаемая продукция поступает с необходимой документацией и допустимыми сроками годности. Качество питания в ГБДОУ №95 контролируют: 1) Роспотребнадзор; 2) ЗАО "Комбинат питания"; 3) администрация, совет по питанию ГБДОУ №95.

Результаты деятельности ДОУ.

Показатели заболеваемости за 2014 г. в сравнении с 2013 г снизились. Анализ групп здоровья показал, что за счет успешного лечения воспитанников с III группой здоровья, детей и со II группой здоровья стало больше.  3.Кадровый потенциал. В дошкольном образовательном учреждении работает 29 педагогов, из них 28,5% имеют высшее образование,71,5 % средне-специальное; 25 педагогов имеют квалификационные категории: 5 - высшую, 20– первую. Значок «Почетный работник общего образования РФ» имеют 3 работника, 2 работника награждены Министерством образования РФ почетными грамотами за многолетний добросовестный труд. Весь педагогический коллектив ГБДОУ повышает свой профессиональный уровень на районных и городских курсах повышения квалификации, методических объединения, конференциях, продолжают обучение в СПб ВПУ №4, в ВУЗах СПб, в СПб АППО.  
Перспективы и планы развития.

На итоговом Педагогическом совете 2014 – 2015 учебный год был признан удачным, по сравнению с предыдущим годом многие показатели улучшились. Весь коллектив стремиться оказывать воспитанникам ГБДОУ № 95 квалифицированное сопровождение педагогического процесса и поддерживать дружелюбную, творческую и комфортную атмосферу в стенах детского сада.

Задачи на 2014 – 2015 учебный год:

- продолжать работу по  организации и построению здоровье  сберегающей среды в группах  в направлении сохранения и  укрепления здоровья воспитанников, через взаимодействие педагогических  и медицинских работников; 

-формировать у воспитанников  представления об опасных для  человека и окружающего мира  природы ситуациях и способах  поведения в них;

-формировать у воспитанников  интерес к чтению и восприятию  книг; 

-специалистам компенсирующей  направленности обеспечить возможность  освоения основной общеобразовательной  программы ГБДОУ № 95, через разработку  индивидуальных образовательных  маршрутов;

-продолжить сотрудничество  педагогов с родителями (законными  представителями) воспитанников через  совместные мероприятия, проводимые  в ГБДОУ и за его пределами. Работники учреждения в 2014-2015  учебном году планируют принять участие в конкурсах и художественной самодеятельности.

С планом Финансово-хозяйственной деятельности ГБДОУ д/с №95 можно ознакомиться в кабинете заведующего, с основными уставными документами – на сайте учреждения http://dou95spb.3dn.ru/index/ustav/0-18.

Среди исследуемых в младших группах-26 детей, было 5 детей с проблемами по зрению, а в средней группе - тоже 26 детей – 4 ребенка. Детей, без нарушений по зрению, будем считать нормой или контрольной группой по отношению к детям,  с нарушением зрения.

         Таблица 1. Количество детей с нарушением по зрению в группах.

Согласно таб.1 наблюдается уменьшение количества детей с дефектом  зрения. Данная тенденция вызвана  переводом таких детей в специализированные учреждения либо излечением ребенка , с переводом в другую медицинскую категорию.

 

          Тест на «Проблемы поведения»

Тест на «Проблемы поведения» состоит  из 3 тестов:

  1. Дисциплинарные проблемы
  2. Эмоциональные нарушения
  3. Уровень агрессивности ребенка

                                             Таблица 2. Проблемы поведения в младшей группе

Информация о работе Разработка программы коррекционной работы с детьми