Эволюция социальной работы с детьми – сиротами в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:38, доклад

Описание работы

так или иначе, сталкивается с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим.

Файлы: 1 файл

Эволюция социальной работы с детьми,доклад.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

          Императрица, сохраняя в своем  ведении Воспитательное общество  и мещанское училище, приняла по воле Государя главное начальствование и над Воспитательными домами, сохранными Казнами и Коммерческим училищем, чем и положила основание Ведомству, вследствие названному ее именем.

Вступив в управление, Императрица назначила из своих  средств ежегодно по 9 тысяч рублей на содержание грудных младенцев с кормилицами.

          Особое внимание Мария Федоровна  обратила на Воспитательные дома. За 30 лет из поступивших в них  65 тысяч младенцев в живых осталось 7 тысяч. Императрица заключила,  что ужасающая смертность детей связана главным образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге был пожалован Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. ( В этих зданиях Воспитательный дом располагался до революции 1917 года.) Заботясь об устройстве уже существующих, Императрица открыла и новые учебные и благотворительные заведения. В 1807 году основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году - Харьковский институт благородных девиц. Причем начальству предписывалось заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить, печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам воспитанниц и после выпуска их из заведения.

         

Вслед за кончиной Императрицы Марии Федоровны  все учреждения, бывшие в ее ведении, принял под свое покровительство  Император Николай I. Венцом деятельности Императора было учреждение сиротских институтов. Война и холерная эпидемия 1830 - 31 года оставили сиротами огромное число детей, нуждающихся в призрении. В 1834 году при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы.  В них дети обоего пола получали столь основательное образование, что после латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из французских классов выходили воспитатели в частные дома.

           В 1882 году открылось общество призрения бедных и больных детей "Синий крест", руководила которым Великая княгиня Елизавета Маврикиевна. Уже в 1893 году в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.

   В  1904 году в Петербурге основан  Союз борьбы с детской смертностью  в России.

          Таким образом, система общественного  государственного призрения детей  в России в конце XIX века  представляла собой разветвленную  сеть благотворительных обществ  и учреждений, деятельность которых значительно опередила становление профессиональной социальной помощи в Европе.

          В этот период благотворительность  принимает светский характер. Личное  участие  в нем воспринимается  обществом как морально-нравственный  поступок, благородство души и считается неотъемлемым делом каждого.

          Примечательной чертой этого  периода является зарождение  профессиональной помощи и появление  профессиональных специалистов. Начинают  организовываться различные курсы,  ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб. Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.

          В начале XX века в России успешно развивалась система различных социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных учреждений , 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход составил 7200 рублей, по тем временам сумма огромная. Деньги шли на создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулаторий и больниц. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о необходимости призрения детей, положительное отношение к благотворительности.

                  5 этап. С 1917 года до 90-х годов.

          Переломным моментом в развитии  системы призрения и благотворительности  в России стала Октябрьская  революция 1917 года. Большевики осудили благотворительность как пережиток, а поэтому любая благотворительность была  запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности.

          Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат  государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения  существующих органов помощи  с перераспределением средств  и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями.

          Уничтожив благотворительность,  которая являлась реальной формой  помощи нуждающимся детям, государство  взяло на  себя заботу о социально  обездоленных, число которых в  результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций,  гражданской войны) резко возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних - острейшие социальные проблемы того времени, которые требовали своего решения. В первые годы советской власти эти задачи возлагались на Совет защиты детей, а чуть позже - на Комиссию по улучшению жизни детей при ВЦИКе, созданную декретом ВЦИК от 10 февраля 1921 года.

          Представляет интерес опыт инспекторов - братьев и сестер социальной помощи. Это - люди не моложе 21 года, они посещали мастерские, семьи, учреждения, задерживали малолетних правонарушителей и направляли их в детские приемники - распределители, принимали меры по устройству беспризорных, сирот и находящихся в детских учреждениях детей в другие семьи.

         6 февраля 1928 года ВЦИК и СНК   приняли постановление " О передаче  воспитанников детских домов  и других несовершеннолетних  сирот трудящимся в городах  и рабочих поселках ". Передача  детей осуществлялась на основе письменного обращения того лица , которое намеревалось принять несовершеннолетнего в свою семью для дальнейшего воспитания.

         За первые годы советской власти  было издано больше различных  инструкций, постановлений, программ  обучения и воспитания детей, чем за предшествующих сто лет. Очень многие из них остались практически неосуществленными, поскольку у государства не оказалось необходимых средств для их выполнения.

        

         С 30-х годов, названных в  нашей истории " великим переломом ", опустился " железный занавес ", надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег.

         Не смог быть полностью реализован  из-за отсутствия средств и  утвержденный 20 июня 1927 года ВЦИК  и СНК трехлетний план по  борьбе с беспризорностью, подготовленный наркоматом просвещения. Данный план предполагал выполнение трех основных задач: полную ликвидацию уличной беспризорности путем развертывания новой сети детских учреждений; ускорение выпуска детей из существующих детских домов при осуществлении их серьезной профессиональной подготовки, дающей возможность начать самостоятельную жизнь и развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность.

          На третьем Всероссийском съезде  в мае 1930 года было принято  решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников и обеспечения их жильем.

         К середине 30-х годов с окончательным  утверждением в стране тоталитарного режима все разнообразие различных видов детских учреждений практически исчезло и было заменено унифицированной системой детских домов - интернатов, которая просуществовала до 90-х годов.

В сложившемся  тоталитарном государстве произошла  подмена общечеловеческих ценностей на классовые.  Провозглашение утопической цели построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям сиротам.

 

         Новые социальные потрясения, связанные  с Великой Отечественной войной (1941 - 1945 гг.), вновь обострили положение  детей. "Теперь, когда тысячи советских  детей лишились родных и остались  без крова, - писала газета "Правда", - их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта ". Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям - к ним стали относиться как к жертвам войны.

          В первые годы войны сотни  детских домов перебрасывались  из прифронтовых районов в тыл. Для эвакуированных детей создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков, партизан открывались " специальные " детские дома.

          Огромную роль в судьбе детей  сыграли общественные организации:  профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники - распределители устраивали их в детские дома. Подростки определялись на работу. Велась активная работа по выявлению беспризорных детей-сирот и определению их в детские дома.

           В сентябре 1942 года принято постановление  СНК СССР " Об устройстве детей,  оставшихся без родителей ", где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским  организациям вменялось проявление  заботы о детях.

          " Комсомольская правда " опубликовала  счет специального денежного  фонда, куда поступали средства  на содержание детских домов,  здравниц, детских садов в освобожденных  от немцев районах.

          Широкое распространение  приобретает  во время войны усыновление.  Некоторые семьи усыновляли десять и более детей.

          К концу 1945 года для детей  сирот уже было создано 458 суворовских  училищ по 500 человек каждое , 23 ремесленных  училища по 400 мест , 120 детских домов  для детей погибших фронтовиков (в них воспитывалось 17 тысяч детей) , 29 детских приемников распределителей. Всего в 1943 году в детских домах находилось 308 тысяч детей; в 1944 г. - 534 тысячи.  Дети наравне со взрослыми перенесли все тяготы войны. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли.

          В первые послевоенные годы  в стране даже открылось несколько  детских домов для одаренных  детей - сирот, которые поступали  в музыкальные, художественные  училища и балетные школы.

          Общее число детских домов  в послевоенное десятилетие постепенно сокращалось. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы – интернаты (Детские дома - 100-150 детей, школы-интернаты - 350-500 мест).

В 60 - 70 гг. в призрении  детей, в педагогической науке и практике наметился явный поворот.  Возобновились теоретические исследования в этих областях, связанные с разработкой системного подхода к призрению, воспитанию и обучению детей.

         В 1985 году ЦК КПСС и Совмин  СССР приняли решение "О мерах по улучшению обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах ".

          В 1988 г. принято постановление  " О создании детских домов  семейного типа ". В 1990 г. в  347 созданных детских домах семейного типа находятся 3,5 тысячи детей. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков.

          В 1991 году в России был официально  введен институт социальной педагогики, что дало сильнейший импульс  для методологических, теоретических и научно-практических исследований в сфере подготовки и деятельности новых кадров (социальных педагогов). После 70-летнего перерыва Россия возвращается  в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами.

    Вывод   

Вся история нашей  страны - это бесконечные завоевания, покорение и освобождения земель. В результате чего появлялись страждущие, калеки и сироты.  История русского народа показывает, что в его культуре еще в  период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного,  сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям сиротам как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.

Претерпевая множество  изменений по форме, видам и содержанию призрение сегодня выросло в  целую систему социальной поддержки, защиты и помощи нынешним нуждающимся. Сейчас Россия стоит у истоков нового периода в деле призрения, воспитания и обучения своих детей. И он начинается не с нуля. Человечество накопило огромный опыт работы с детьми, требующими особой защиты и заботы, оно владеет методами и методиками разрешения возникающих у них проблем, современными технологиями работы с различными категориями нуждающихся в общественном социальном призрении детей.

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Эволюция социальной работы с детьми – сиротами в России