Эволюция социальной работы с детьми – сиротами в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:38, доклад

Описание работы

так или иначе, сталкивается с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим.

Файлы: 1 файл

Эволюция социальной работы с детьми,доклад.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Эволюция социальной работы с детьми – сиротами в России

  Введение

«Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего в  нем живем, как и к чему стремиться» - так сказал известный историк Василий Осипович Ключевский. Значит, чтобы понять причины возникновения социального сиротства и определить пути решения проблемы, надо понимать, что современные общественные отношения органически связаны с историческим прошлым. На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество, так или иначе, сталкивается с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным - от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества ценностной позицией. Эта позиция всегда бывает обусловлена идеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями общества.

А теперь перейдем непосредственно  к истории становления и развития социального призрения детей в России, которая складывается из нескольких этапов:

          1 этап - этап зарождения социальной помощи, призрения в древних славянских общинах.

Внутри родовой  общины имело место так называемое  "приймачество" 1 - усыновление. "Приймать в семью сироту", как правило, могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т.д.

          Другой формой поддержки сироты  была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.

          Сироте могли назначать" общественных" родителей, которые брали его  на свой прокорм.

Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались "выхованцами", "годованцами".

Обязательными "помочи" были в семье, где взрослые ее члены были больны. Их называли " наряды миром". Соседи приходили,  чтобы натопить печь, накормить скот, ухаживать за детьми.

          Таким образом,  в древнейший  период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.

          2 этап. Начиная с X века, на Руси разрушаются родоплеменные отношения.  Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных форм поддержки и защиты нуждающихся детей.

           Основные тенденции помощи в  этот период времени были связаны  с княжеской защитой и попечительством,  которые в своем развитии претерпевают  как бы два этапа своего становления.

Первый связан с распространением христианства в  Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I и второй половины XII века - образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.

          И второй период - со второй  половины XII века по XIII век включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся  прославился великий князь Владимир, которого в народе называли "красное солнышко". Будучи от природы человеком широкой души, он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела.

Владимир положил  начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и бедных, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества.

         Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году, учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей.

          Призрение бедных, страждущих, сирот  было одной из главных забот  Владимира Мономаха, о чем свидетельствует  и его завещание: "Всего ж паче убогих не забывайте, поскольку вам возможно по силе своей кормите". Сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.

          В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты.

         Среди священников вызывают глубокое  восхищение и уважение Преподобный  Серафим Саровский, Старец Амвросий, Сергий Радонежский и др.

Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, относиться уважительно к людям, заботиться о детях.

          Князья, духовенство и лучшие  люди земли русской, как свидетельствуют  летописи, находясь под свежим  и здоровым влиянием только  что воспринятого христианского вероучения, охотно поучались великим религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и любить ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, призреть хоть" единого из малых сирот".

          По единогласному утверждению  исследователей, призрение в таких  формах было не так вспомогательным  средством общественного благоустройства,  как необходимым условием личного  нравственного здоровья. Древнейший  русский благотворитель менее  помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования.

          Традиции призрения в русском  народе не ограничивались деятельностью  церкви и отдельных князей. Простые люди оказывали помощь и поддержку друг другу, и в первую очередь -  детям-сиротам. Дело в том, что в этот период дети еще не воспринимались государством и церковью как ценность для общества. Епископы домонгольского периода, по свидетельствам  историков, не ознаменовали себя ничем в деле оказания помощи детям, тогда как народ не оставался равнодушным к судьбам сирот.

          Сложившаяся еще в догосударственный  период традиция заботиться о  ребенке всей родовой общиной  преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах    сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.

          Содержались сироты в скудельницах  за счет подаяний населения  окрестных сел и деревень. Люди  приносили одежду, обувь, продукты  питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как "С миру   по нитке, а бедному сироте сорочка", "Живой не без места, а мертвый - не без могилы". В скудельницах покрывались народным милосердием и несчастная смерть, и несчастное рождение.

          При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.

          К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. В частности на Стоглавом Соборе в 1551 году Иван Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи - убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.

 

3 этап. С нач. XVII века до реформы 1861 года.

          В этот период происходит зарождение  государственных форм призрения,  открываются первые социальные  учреждения. Историю призрения детства  на Руси в этот период  связывают  с именем царя Федора Алексеевича, а точнее - с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

          Но более всего истории известно  имя великого реформатора –  Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

          Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства.

          В 1706 году открываются приюты  для " зазорных младенцев", куда  было приказано брать незаконнорожденных  с соблюдением анонимности происхождения,  а за "погубление зазорных младенцев"  Государь грозил смертной казнью. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Число таких младенцев постоянно возрастало. Так в 1742 году в одной Московской губернии их числилось 865 человек в возрасте не выше 8 лет. На них расходовалось 4731 руб. Кормлением младенцев занимались 218 кормилиц. При этом постановлялось, что когда дети подрастали, то "мальчиков отдавали бы в учение к какому-нибудь мастеру или в матросы, а девочек помещали к кому-нибудь в услужение и, конечно, если представлялся случай, выдавали замуж. Если в последствии они подвергались болезням или увечью, или впадали в помешательство, то могли  возвращаться в приюты, как в родительские дома.

          Екатерина Великая реализовала  замысел Петра I строительством вначале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для "зазорных младенцев".

          Благотворительная деятельность  Российского Императорского двора,  прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности проявляла большую заботу о сиротах. В 1797 году она пишет императору  доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагает "... отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам доброго поведения. Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное - после оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки - до 15". Этим было положено начало системе воспитания сирот в семье. А чтобы воспитатели были "искусны и умелы", Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские (пепиньерка - девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы - в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в 1798 году было основано Попечительство о глухонемых детях.

          В этот же период начинают создаваться общественные организации, самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише, которую государство не охватывало своим вниманием. Так при Екатерине II (середина XVIII века) в Москве открывается государственно-филантропическое "Воспитательное общество". В 1842 году, также в Москве, создается опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня Н.С.Трубецкая.  Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот, а в 1895 году - больница для детей московских бедняков.

Александр I же обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его приказу в Петербург был приглашен  знаменитый французский учитель Валентин Гаюи, который разработал оригинальную методику обучения слепых детей. С этого времени начинают строить учреждения для этой категории детей, а в 1807 году открывается первый институт слепых, где  обучалось лишь 15 слепых детей.

          В этот период в России начинает  развиваться определенная социальная  политика и законодательство, складывается  система призрения людей, и  в частности - детей, нуждающихся  в помощи. Церковь постепенно  отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.

         Впервые в России на государственном  уровне начинает осуждаться инфатицид (детоубийство). Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится субъектом права: ему предоставляют ясные жизненные гарантии и тем самым обозначается его место в системе социальных связей. Его субъектность соотносят не с божественным началом, а с государственными нормами, принципами жизни. По отношению к детям помощь выступает как волюнтаристско-административная система социализации. Причем, если раньше помощь детям обосновывалась необходимостью следования христианским заповедям и требованиям, то в этот исторический период выдвигается тезис о государственной необходимости.

 

          4 этап. С 60-х годов XIX века до начала XX века.

          После эпохи Петра I и Екатерины II  знаменитой вехой в развитии общественного призрения были благотворительные общества и союзы, общественные филантропические организации. Среди них особое место занимают "Учреждения императрицы Марии Федоровны", "Императорское человеколюбивое общество", в котором были сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии.

Информация о работе Эволюция социальной работы с детьми – сиротами в России