Этика социальной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие темы «этика социальной коммуникации» и ее изучение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и компоненты социальной коммуникации;
- Рассказать про функции коммуникации;
- Исследовать типологию коммуникации;
- Изучить этические отношения в социальной коммуникации.
Структура данной работы состоит из: введения, 4 глав, заключения и списка используемой литературы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и компоненты социальной коммуникации 5
2. Функции коммуникации 7
3. Типология коммуникаций 10
4. Этические отношения в социальной коммуникации 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

Этика социальной коммуникации.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этика социальной коммуникации

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Социальная коммуникация занимает особое место в жизни современного общества и каждого человека. С ней прямо или опосредованно связаны практически все коммуникативные сферы. Традиционно выделяются внутри личностная, межличностная, групповая коммуникация, организационная, межкультурная, общественная и массовая коммуникация. Но особенно большой интерес в наши дни вызывает этическое отношение в социальной коммуникации, опирающаяся на новые технологии и предоставляющая пользователям поистине уникальные возможности для общения, обучения, исследования, ведения бизнеса. Главная особенность виртуального общения связана с особыми отношениями, в которых находятся получатели и отправители сообщений - теми ролями, которые они на себя принимают.

Современные информационные и телекоммуникационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм международного сотрудничества, как в рамках отдельных сфер общественной жизни, так и общества в целом. Спектр таких возможностей постоянно расширяется, невзирая на географические границы человеческих общностей. Наиболее перспективными специалисты считают экономическую, научную и культурную сферы.

Российский Интернет вырос за последнее  десятилетие до значительных размеров в результате индивидуальных усилий ученых, коммерсантов и предпринимателей, академических программ и пользователей-самоучек, создающих виртуальные сообщества и информационные сети. Однако темп роста российского Интернета отстает от мирового, а его распространение, выраженное в реальном количестве хостов и пользователей, кажется несоразмерно малым.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Болотова А.К., Жуков Ю.М., Мечковская Н.Б., Соколов А.В. и др.

Целью данной работы является раскрытие темы «этика социальной коммуникации» и ее изучение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- Рассмотреть понятие и компоненты социальной коммуникации;

- Рассказать про функции коммуникации;

- Исследовать типологию коммуникации;

- Изучить этические отношения в социальной коммуникации.

Структура данной работы состоит из: введения, 4 глав, заключения и списка используемой литературы.

 

1. Понятие и компоненты социальной коммуникации

В современной науке социальная коммуникация изучается под разными углами зрения; подход к ней зависит от принадлежности ученого к определенной научной традиции, школе или некоторому направлению. Соответствующие понимания коммуникации можно условно разделить на три группы. Это понимания, сформированные на:

1) социальной;

2) языковой;

3) собственно коммуникативной основе.

Понятие «социальная  коммуникация» охватывает все эти  три истолкования. Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств  ради их применения (реализации социальных функций коммуникации); второй подход связан с проблемами межличностной коммуникации; третий - с проблемами воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений1.

Основными компонентами социальной коммуникации являются:

1) субъекты коммуникационного  процесса - отправитель и получатель  сообщения (коммуникатор и реципиент);

2) средства коммуникации - код, используемый для передачи  информации в знаковой форме  (слова, картинки, ноты и т. д.), а также каналы, по которым передается сообщение от коммутатора к реципиенту (письмо, телефон, радио, телеграф и т.д.);

3) предмет коммуникации (какое-то явление, событие и  т.п.) и отражающее его сообщение  (статья, радиопередача, телевизионный  сюжет и т.д.);

4) эффект коммуникации - последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

А.В. Соколов предлагает следующую научную дефиницию  социальной коммуникации: социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это движение возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную сферу, поэтому обязательное наличие коммуникантов и реципиентов подразумевается. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации.

В целесообразной социальной коммуникации коммуниканты и реципиенты осознанно преследуют три цели:

1. познавательная - распространение  (коммуникант) или приобретение (реципиент)  новых знаний или умений;

2. побудительная - стимулировать  других людей к каким-либо действиям или получить нужные стимулы;

3. экспрессивная - выражение или  обретение определенных переживаний,  эмоций2.

В зависимости от материально-технического оснащения, т. е. от применяемых каналов, Соколов предлагает различать три рода социальной коммуникации.

1. Устная коммуникация, использующая, как правило, одновременно и  в неразрывном единстве естественные  невербальные и вербальные каналы; ее эмоционально-эстетическое воздействие  может быть усилено за счет  использования таких художественных каналов, как музыка, танец, поэзия, риторика. К устной коммуникации относятся путешествия с познавательными целями - экспедиции, туризм.

2. Документная коммуникация, применяющая  искусственно созданные документы,  первоначально - иконические и символьные, а впоследствии письменность, печать и различные технические средства для передачи смыслов во времени и пространстве.

3. Электронная коммуникация, основанная на космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной  технике, оптических устройствах записи.

2. Функции коммуникации

Можно вести речь о  функциях коммуникации в целом (о  ее роли в жизни и деятельности человека и общества). Можно также  говорить о функциях отдельных коммуникативных  актов и коммуникативных событий.

Функции коммуникации выделяются только в целях анализа. В реальном коммуникативном процессе, даже в одном, отдельно взятом коммуникативном акте могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут основными, определяющими. Исходя из того, какая из функций является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных актов.

Функции коммуникации могут быть надстроены над моделью коммуникации и `прикреплены' к ее участникам и элементам. Из модели Р.О.Якобсона вытекают шесть функций:

- Эмотивная;

- Конативная;

- Референтивная;

- Поэтическая;

- Фатическая;

- Метаязыковая.

Каждая из предложенных им функций  связана с тем или иным участником или элементом коммуникации.

Некоторые исследователи (А.А.Леонтьев, Н.Б. Мечковская) добавляют также  магическую или заклинательную функцию, этническую (объединяющую народ) функцию, биологическую функцию (для коммуникации животных).

Другие исследователи предпочитают минимизировать количество функций, выделяя  лишь основные и считая другие разновидностью основных3.

Так, известный психолог и лингвист Карл Бюлер (1879-1963) выделял три функции языка, проявляющиеся в любом акте речи: функцию выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим, функцию обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим, и функцию сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом речи. Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации.

Традиционно также выделяется либо две, либо три функции языка и  коммуникации, которые пересекаются друг с другом. Считалось, что язык в первую очередь выполняет познавательную (когнитивную) или информационную функцию: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам. Вторая функция, которая обычно выделялась - оценочная: выражение личных оценок и отношений, третья - аффективная: передача эмоций и чувств.

Роджер Т.Белл, известный американский автор работ по социолингвистике, соотносит с этими функциями  языка три сферы гуманитарных наук: лингвистика и философия (когнитивная  функция), социология и социальная психология (оценочная функция), психология и литературоведение (аффективная функция).

Еще одна интересная модель языковых функций связана с именем австралийского лингвиста М.А.К.Хэллидея. Система Хэллидея содержит три макрофункции, в которые в процессе языкового  развития индивида соединяются семь исходных дискретных (отдельных) функций в языковом поведении ребенка. Каждый акт взрослого, по мнению Хэллидея, обслуживает более чем одну функцию сразу. Три макрофункции в системе Хэллидея - это идеационная, межличностная и текстуальная. Идеационная близка традиционно выделяющейся когнитивной, но шире ее, включает `выражение опыта', оценочные и аффективные аспекты. Межличностная функция включает в себя индексальную и регулятивную, выражая роль говорящего в речевой ситуации, его личные приверженности и взаимодействие с другими4. Именно эта функция способствует установлению и поддержанию социальных отношений, посредством которых разграничиваются социальные группы, а индивид получает возможность взаимодействия и развития собственной личности.

Текстуальная функция  связана со структурированием речевых актов - выбором грамматически и ситуационно уместных предложений. Недаром именно Хэллидей называл функциональную грамматику грамматикой выбора. Модель Хэллидея позволяет описать ситуативно-обусловленное использование языка, в котором семантический компонент соотносится с социальным, с одной стороны, а с другой - с лингвистическим. По мнению Хэллидея, на входе семантика имеет социальное, а на выходе - лингвистическое. Семантика, таким образом - промежуточный, посредующий уровень между социальным (ситуацией) и лингвистическим (текстом и языковыми средствами конкретного речевого акта)5.

 

3. Типология коммуникаций

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления  решает три основных взаимосвязанных  задачи:

1) интеграцию отдельных  индивидов в социальные группы и общности, а последних- в единую и целую систему общества;

2) внутреннюю дифференциацию  общества, составляющих его групп,  общностей, социальных организаций  и институтов;

3) отделение и обособление  общества и различных групп,  общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций6.

Важное значение имеет типологизация коммуникационных взаимодействий. Она может проводиться по нескольким основаниям. В зависимости от содержания этих процессов они подразделяются на:

- информативные;

- управленческие;

- акустические;

- оптические;

- тактильные;

- эмотивные;

По модальности воплощения коммуникативных взаимодействий и  их направленности они различаются следующим образом:

- сообщение побудительно-информационного  порядка;

- экспрессивно-эмоциональные  взаимодействия;

В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом коммуникации подразделяют на следующие типы:

- традиционная;

- функционально-ролевая;

- межличностная;

- групповая;

- массовая;

По средствам выражения  коммуникационные взаимодействия можно  распределить на:

- символически-знаковые  и предметно-знаковые;

- паралингвистические;

- гипносуггестивные;

По формам выражения  коммуникационные взаимодействия можно распределить на:

- вербальные;

- невербальные.7

 

4. Этические отношения в социальной коммуникации

В чем состоит  фундаментальная порочность коммуникации и диалога? Почему обмениваться идеями – плохо? Ответ: потому что ложны исходные предпосылки. Либеральная модель диалога и коммуникации исходит прежде всего из того, что все идеи одинаковы (одна идея по способам обращения с ней подобна любой другой); во-вторых, она предполагает, что от обмена идеи получают пользу. Идеи не являются какими-то единицами наподобие кирпичей, и они не получают пользу от того, что передаются. Чтобы понять, в чем ошибка, нужно просто подразделить идеи на две простые категории: планы и аргументы [в споре]. «Планы» являются предложениями по изменению; аргументы суть идеи, предлагаемые, чтобы воспрепятствовать осуществлению планов. Обмен идеями приносит пользу аргументам (и консерватизму); обособление идей приносит пользу планам (и изменениям)8. Нет необходимости исследовать здесь «истинную природу идей»: эти две категории корректно описывают, по крайней мере, некоторую политическую реальность. Почти любая газета и любые телевизионные новости покажут нам, как тот или иной политик приводит аргументы против инноваций. Участие в диалоге как универсальное моральное предписание – неэтично. Не всякое общение благотворно и, возможно, большая его часть вредна. Вредна, разумеется, для изменений. Наилучшая стратегия изменений, как правило, обособлена от политического давления; но либеральное общество устроено так, чтобы затруднить это обособление. Интернет усиливает это консервативное «преимущество».

Информация о работе Этика социальной коммуникации