Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Несколько последних десятилетий были ознаменованы процессами широкого распространения идеи международного гуманитарного права и применением прав человека на практике. В отечественной академической традиции социальной работы и социальной политики проблема этнических различий становится предметом специального обсуждения.
Как и все объекты социальной работы, бывшие заключенные требуют особого этического подхода при работе с ними. Одним из аспектов продуктивной социальной работы с заключенными является применение адекватных ситуации профессионально-этических норм и правил.

Файлы: 1 файл

культорология.docx

— 19.60 Кб (Скачать файл)

 

       Этические аспекты  социальной работы с бывшими  заключенными 

 Несколько последних десятилетий  были ознаменованы процессами  широкого распространения идеи  международного гуманитарного права  и применением прав человека  на практике. В отечественной  академической традиции социальной  работы и социальной политики  проблема этнических различий  становится предметом специального  обсуждения.

 Как и все объекты социальной  работы, бывшие заключенные требуют  особого этического подхода при  работе с ними. Одним из аспектов  продуктивной социальной работы  с заключенными является применение  адекватных ситуации профессионально-этических  норм и правил.

 Специфика бывшего заключенного  состоит в том, что он пребывал  определенное количество времени  (длительность назначенного судом  срока) в обстановке в которой  сформировалась сложная субкультура  которая «проникает» в сознание  заключенных за очень короткий  промежуток времени. К данной  субкультуре можно в частности  отнести принципы, правила поведения,  нормы которые в обществе заключенных  являются нормой (приложение №5).

 Все это настолько прочно  усваивается в заключенном, что,  даже выйдя на волю их мест  лишения свободы он продолжает  следовать этим нормам.

 Поэтому встает резонный  вопрос, – каким образом следует  социальному работнику подходить  к заключенному, чтобы помочь  бывшему арестанту в решении  его социальных проблем. 

 Для того чтобы осмыслить  процесс общения социального  работника и бывшего заключенного, важно определить его направленность, ценности, в соответствии с которым  оно должно строиться. Ценности  социальной работы формируются  в соответствии с гуманистической  этикой общения, а ее высшей  ценностью является человек. Этика  межличностного взаимодействия  исключительно сложна. В основе  ее — главные принципы доверия  и доброжелательности, уважения  к другому человеку. Признание  ценности другого человека может  выражаться и в конкретных  оценках и даже, если эта положительная  оценка опережает действительные  достоинства человека, он будет  стараться ее оправдать, т.е.  выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне.  Терпимость — также один из  важных принципов, свидетельствующий  о культуре общения, о нравственном  кредо социального работника.  Терпимость помогает гуманизировать  межличностные отношения, сделать  их более человечными, доброжелательными.  Кроме того, гуманистическая этика  общения ориентируется на такие  нравственные общечеловеческие  ценности, как: доверие, откровенность,  бескорыстие, милосердие, доброта,  забота, правдивость, выполнение  долга и верность слову. Общение  предполагает и такие чувства  как товарищество, сопереживание,  чувство вины, стыда, раскаяния.  Идеальное общение неотделимо  от таких ценностей, как свобода,  справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении надо не  только свою свободу, но и  свободу другого, уважение внутреннего  мира другого. 

 Уровень культуры общения  и этика общения — близкие  понятия. Они определяются не  только совершенством отдельных  сторон или аспектов общения,  они предполагают гармоническое  сочетание и развитость элементов  культуры общения. Суммируя все  вышесказанное, хотелось бы выделить  основные этические стандарты  социального работника при работе  с лицами, вернувшимися из мест  лишения свободы. У западных  социальных работников существует  этический кодекс, разработанный  НАСР положения которого вполне  применимы при работе с бывшими  арестантами.[19] К главным его  положениям относятся: 

 — быть образцом личного  поведения, в работе руководствоваться  в первую очередь интересами  клиентов;

 — делать все, чтобы способствовать  максимальной самостоятельности  клиентов;

 — уважать частную жизнь  клиента и держать в тайне  всю информацию, полученную в  ходе работы с ним; 

 — в отношении с коллегами  быть доброжелательным, уважительным;

 — в процессе работы действовать  в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением  своей профессии; 

 — служить своей профессией  на благо окружающим.

 К этическим стандартам профессионального  общения социального работника  можно отнести следующие: 

1. Социальный работник не должен  участвовать в делах, связанных  с ложью, обманом, подлогом;

2. Социальный работник должен  четко разграничивать свои заявления  и действия как частного лица  и как социального работника; 

3. Социальный работник должен  стремиться совершенствовать свои  профессиональные знания и практический  опыт, ставить служебный долг  превыше всего; 

4. Социальный работник должен  направлять усилия на предупреждение  негуманных или дискриминационных  действий, направленных против одного  человека или групп людей; 

5. Социальный работник не должен  использовать профессиональные  отношения для достижения личных  целей; 

6. Социальный работник, занимающийся  научной или исследовательской  работой, должен проанализировать  и предусмотреть ее возможные  последствия для людей, убедиться,  что участники исследования добровольно  участвуют в нем, информировать  об этом заранее и не оказывать  на них давления при этом  сохранять конфиденциальность и  уважать достоинство участников  исследования;

7. Социальный работник должен  защищать своих подопечных от  дискомфорта, вреда, угроз, лишения  каких-либо прав;

8. Социальный работник, анализирующий  разнообразные случаи, может обсуждать  их только с профессиональной  целью и только с людьми, профессионально  связанными с ними;

9. Информация, полученная в процессе  исследовательской работы должна  считаться конфиденциальной.

 Что касается непосредственных  этических обстоятельств социального  работника перед клиентом, то:

 ·                   Интересы клиента всегда должны  быть на первом месте; 

 ·                   Социальный работник должен работать  с клиентом доброжелательно, лояльно,  упорно, максимально используя профессиональные  навыки;

 ·                   Никогда не использовать взаимоотношения  с клиентом для достижения  личной выгоды;

 ·                   Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме  дискриминации на основе расовых  предрассудков или в связи  с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными  или физическими недостатками, или  по какому-либо другому признаку  или личностным характеристикам,  условиям, статусу; 

 ·                   Социальный работник должен информировать  клиента о возможном риске,  правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной  службой; 

 ·                   Следует советоваться с коллегами,  руководителями, если это может  оказаться полезным для клиента; 

 ·                   Социальный работник может прервать  работу с клиентом только в  особых случаях, приняв при  этом меры, чтобы нанести клиенту  как можно меньший ущерб; 

 ·                   Социальный работник должен стараться  максимально давать возможность  клиенту самоопределяться, т.е. принимать  решения по поводу своих проблем,  методов "лечения";

 ·                   Социальному работнику не следует  участвовать от имени клиента  в действии, которое нарушает  или подрывает гражданские или  юридические права клиента; 

 Что касается такого важного  этического момента как конфиденциальность, то социальный работник должен:

 ·                   уважать личную жизнь клиента  и сохранять конфиденциальность  всей полученной информации;

 ·                   информировать клиента о границах  ее конфиденциальности в каждой  конкретной ситуации, целях получения  информации и ее использования; 

 ·                   получить согласие клиента на  печатание, запись разговоров, участие  третьего лица;

 ·                   в отношении с коллегами должен  быть уважителен, справедлив, честен, корректен; 

 ·                   Следует сотрудничать с коллегами  для эффективного осуществления  профессиональных интересов. Относиться  с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать  соответствующие каналы для высказывания  суждений на этот счет. Если  социальный работник замещает  коллегу, то он должен действовать  с учетом интересов, характера  и репутации этого коллеги. 

 Социальный работник, руководящий  своими коллегами, должен выполнять  свои обязанности в справедливой  взвешенной манере, оценивая их  деятельность в соответствии  с четко сформулированными критериями. [20]

 Также важно отметить необходимость  в формировании этического кодекса,  который будет как «настольная  книга» социального работника  реализующегося как в стенах  учреждения исполняющего наказание,  так и за ними с лицами, отбывшими  наказание в этих учреждениях.  Поэтому я счел необходимым  поместить в приложении к данной  работе профессионально этический  кодекс социального работника  в пенитенциарной системе (приложение  №2).

 Профессионально-этический Кодекс  социального работника пенитенциарной  системы основан на этических  принципах социальной работы, принятых  Международной федерацией социальных  работников - МФСР (Осло, октябрь 1994г.), Межрегиональной ассоциацией работников  социальных служб России (Москва, май 1994г.) и отражает гуманистические  традиции, накопленные в отечественной  и зарубежной социальной работе, фундаментальные принципы защиты  прав и свобод человека и  гражданина. Кодекс составлен с  учетом этических стандартов, признанных  международным и отечественным  профессиональным сообществом. 

 Назначение Кодекса состоит  в том, чтобы обозначить нравственные  ориентиры, отметить основные  пути к принятию решений в  проблемных ситуациях, свести  к минимуму риск совершения  ошибок в процессе профессиональной  деятельности, а также защитить  от возможных неправомерных претензий  к социальным работникам.

 Кодекс призван консолидировать  профессиональное сообщество социальных  работников пенитенциарной системы. 

 Таким образом, можно сделать  вывод, что реализация этических  принципов в социальной работе  с бывшими заключенными представляет  собой необходимый аспект, который  должен учитываться специалистом  по социальной работе при формировании  субъектности данной категории  риска.


Информация о работе Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными