Этапы развития урбанизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Для современной урбанизации характерны следующие особенности:
. Концентрация, интенсификация, дифференциация и разнообразие городских видов деятельности в городах и агломерациях;
. Распространение вне центров и урбанизированных ареалов городского образа жизни;
. Развитие крупных городских агломераций;
. Усложнение форм и систем урбанизированного расселения: переход от точечных агломераций к линейным, узловым, полосовым;
. Увеличение радиусов расселения в пределах агломераций и урбанизированных районов, связанных с местами приложения труда, зонами отдыха и т.д.
Урбанизация неминуемо затрагивает и существенно деформирует структуру пригородов, размеры сельской местности сокращаются. Стремительное развитие пригородов (субурбанизация) и внедрение городских норм условий жизни на селе (рурурбанизация) - сущностные черты современной урбанизации, о которых пойдет речь в работе.

Содержание работы

Введение
1 Этапы развития урбанизации в России
2 Основные стадии российской урбанизации
3 Незавершенность урбанизации в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

территориальная организация населения.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Город динамичен и в развитии, и в функционировании. Ему свойственна высокая концентрация взаимодействий. Динамизм города проявляется в трансформации функциональной структуры, в территориальном росте, перепланировке, обновлении застройки, в обогащении городской среды, в притоке нового населения. Эти свойства города породили концепции динамического города. В конце 1920-х годов динамическую модель для Москвы предложил Н.А. Ладовский. Город должен был иметь осью развития направление на Ленинград. Широко известны модели динаполиса, предложенные греческим архитектором К. Доксиадисом. В градостроительстве получили широкое распространение концепции и схемы направленного развития городов и агломераций. В качестве примера можно назвать Схему развития Парижского района вдоль параллельных осей, предложения о направленном развитии Москвы по приоритетным направлениям в проекте его Генплана 1986 г.

Город исторически многослоен. Это украшающее город свойство может также стать причиной возникновения многих трудностей, воздвигнуть барьеры на пути развития и реконструкции. В исторических городах видна история. К ней можно прикоснуться. Это города с особой атмосферой. Забота о том, чтобы города приобретали и сохраняли историческую многослойность, должна проявляться и в отношении новых городов. Здесь надлежит использовать историческую память местности, ее исторический дух. Н.К. Рерих говорил, что нет мест, где бы ничего не было.

Благодаря постоянному обновлению, динамизму, концентрации многообразия, особым свойствам многоконтактной  среды, город является местом зарождения, становления и развития нового. Главное предназначение истинного города - быть двигателем прогресса. П.Г. Щедровицкий говорил, что»… город есть форма выращивания и создания ресурса для развития»,»… город позволяет обществу построить встречу со своим собственным будущим».

Высокий интеллектуальный потенциал  делает город духовной мастерской человечества. Эта способность города быть генератором  идей связана с его особой городской  средой, которую надо рассматривать  как один из главных ресурсов города.

Городская среда - сложное, ключевое понятие. Изучение свойств и особенностей городской среды открывает путь к познанию города, его сущности как явления. Городская среда - важнейшая составная часть потенциала города. Она позволяет реализовать творческий потенциал общества и способствует накоплению энергии общества для движения вперед.

Городская среда представляет собой  совокупность многочисленных и разнообразных  каналов массовых коммуникаций, форм и способов общения, подключения  к источникам разнообразной информации. Еефундаментальный признак - нарастающее разнообразие. О.Н. Яницкий делает вывод о том, что научно-технический прогресс не может развиваться без нарастающего разнообразия связей и общения. Разнообразие создает широту возможностей для приобщения человека к бесконечному миру культуры. Городская среда определяет притягательность большого города.

Начиная свою жизнь, город ведет  себя в высшей степени своенравно. Он наступает на свое природное окружение, в контакте с которым, прежде всего, сам заинтересован. Привлекает на свои предприятия и стройки мигрантов, которые с трудом приспосабливаются к жизни в условиях города, особенно, если этот город большой. Город сосредотачивает величайшие культурные ценности, но в нем возникает и социальное дно. В городе величие культуры, достижения прогресса сочетаются с явлениями социальной патологии. Будучи динамичным, являясь двигателем прогресса, что требует от самого города постоянных изменений, он одновременно и хранитель культурно-исторического наследия, замечательных творений зодчества разных эпох. Сама городская планировка является нередко историческим памятником. Вследствие этих особенностей и противоречий в городе возникает некий механизм торможения. Задача градостроителей - город, целиком сотканный из проблем и противоречий, сделать гармоничным и удобным, обладающим полноценной городской средой.

 

 

 

.2 Незавершенность процесса урбанизации

 

Урбанизация в России не завершена. Новые тенденции переходного  периода остановили процесс на полдороге. По-прежнему Россия испытывает дефицит городов, в том числе больших, способных стать лидерами и отраслевого, и регионального развития.

Многим городам России предстоит  привести свою градообразующую базу в соответствие с новыми условиями, расширить ее и сделать более  разнообразной, развить рыночную инфраструктуру, полнее использовать свое экономико-географическое положение, улучшить городскую среду, поднять уровень жизни своих обитателей и сделать их истинными горожанами.

Незавершенность урбанизации проявляется  и на уровне опорного каркаса расселения. В восточной части России только одна трансконтинентальная сквозная транспортная ось - Транссиб. Нелогично, что трехтысячекилометровая БАМ завершается на Тихом океане небольшими поселениями - городом Советская Гавань (31,7 тыс. чел. с подчиненными поселками) и ПГТ Ванино (20,6 тыс. чел.) Между Читой и Благовещенском расстояние по железной дороге составляет 1911 км, и на нем нет ни одного большого города. Можно ли себе представить, что между Москвой и Челябинском (1919 км) нет ни одного большого города? На трассе БАМ была запроектирована цепь городов-центров освоения природных ресурсов прилегающей территории - Звездный, Ургал, Чара и другие, но пока проекты остались на бумаге.

Северный морской путь - единственная морская магистраль, которая полностью проходит в территориальных водах России. Но сейчас перевозки по СМП сильно сократились, разрушается система метеообеспечения, уезжают квалифицированные специалисты. В 1996 г. по СМП было перевезено 2 млн. тонн грузов, а в 1987 г. (максимальный показатель) - 6,6 млн. тонн.

Закономерен вывод о том, что  усилия по завершению урбанизации, сопряженному развитию магистралей и городов  необходимо продолжить. Для более  рационального устройства России, для  создания полноценной городской  среды и в существующих городах, и в новых, которые еще предстоит создать, нужна урбанизация. Однако условия в России коренным образом изменились. Если раньше урбанизация свои потребности в людских ресурсах удовлетворяла без затруднений, поскольку в России был демографический достаток, то сейчас наступило время демографического дефицита. Демографическая слабость России привела к тому, что сельская местность, безотказно поставлявшая в растущие города население, теперь не в состоянии это сделать. Отсюда следует непреложный вывод о том, что развитие урбанизации и городов может быть только высококачественным. Высокие технологии, эффективные системы расселения, высокое качество городской среды и, самое главное, высокое качество населения, могут обеспечить решение задач при сокращающихся демографических ресурсах. Однако сейчас происходящие процессы работают не на повышение, а на снижение качества населения. Здоровье населения ухудшается, особенно у молодежи. Возросла доля младенцев, рождающихся с патологией. Увеличивается процент молодых людей призывного возраста, не годных к воинской службе. Разрушается существовавшая система здравоохранения. Затрудняется доступ провинциалов в высшие учебные заведения крупных центров. Отмечено, например, что ВУЗы, расположенные в столице, все в большей степени становятся по составу московскими, а не общероссийскими.

 

.3 Возможный сценарий  пространственного хода урбанизации

 

Географическая логика в развитии урбанизации, в территориальном  распределении различных форм и  систем расселения, в формировании опорного каркаса, в конечном счете, должна возобладать. Урбанизация сопряжена с саморазвитием городов и их систем, она естественным образом учитывает ограничения, которые определены природой. Попытаемся предложить достаточно реалистичный, обоснованный с географических позиций сценарий пространственного развития урбанизации.

Решающая роль в социально-экономическом  развитии страны в переходный период принадлежит крупным центрам, располагающим  лучшими стартовыми возможностями  по сравнению с другими городами. Это успешно демонстрирует Москва. В то же время увеличившийся отрыв Москвы от других центров чреват нарастанием напряженности между центром и периферией. Лидер должен не только идти впереди, но и вести за собой, не позволяя ведомым сильно отставать. Санкт-Петербург, в соответствии с российской традицией, должен быть не просто «вторым городом» России, а второй ее столицей. В XX веке Петербург проявил удивительную живучесть, дважды поднимаясь «с колен». По культурно-историческому потенциалу Петербург не уступает Москве. Соизмеримы также научнотехнический и образовательный потенциалы обоих городов. Петербург как промышленный и проектно-конструкторский центр лидирует в ряде отраслей производства, сосредоточивает многие головные предприятия. Он является традиционно шефом Севера. Проектные и научно-исследовательские институты Петербуга обслуживают обширные районы Севера и Востока России. Его никак нельзя назвать просто областным городом или столицей Северо-Запада страны. Сфера его влияния намного шире. «Россия явилась с двумя столицами. Ничто в мире не существует напрасно: если у нас две столицы - значит, каждая из них необходима», - писал В.Г. Белинский в 1848 г. 7. Великий критик был одним из первых, кто не противопоставлял эти два города, а обратил внимание на то, что они дополняют друг друга и со временем могут образовать вместе «прекрасное и гармоничное целое».

Следующую ступень иерархии составляют региональные центры и субцентры. Отказ  от излишне централизованной административной системы, развитие разных форм собственности, ослабление ведомственности и другие проявления и следствия демократизации поднимают значение регионов и их центров. Еще больше возрастет роль сибирской столицы Новосибирска. Целесообразно ускоренное по сравнению с другими региональными центрами развитие городов-лидеров Дальнего Востока. Региональные лидеры сформируют сердцевину опорного каркаса, своего рода суперкаркасрасселения. Заметную роль в качестве точек роста сыграют города-научные и научно-производственные центры. Их в России примерно 70-80. Они являются важным дополнением городов-лидеров, располагаясь в большинстве случаев поблизости от них. Богатый опыт разработок высоких технологий позволяет им работать на мировом уровне. В соответствии с географической логикой развития территориальной структуры хозяйства и расселения, с настойчиво повторяющимися, начиная с дореволюционного времени, предложениями сооружения новых железнодорожных магистралей, не только целесообразным, но и необходимым нужно признать формирование новых осей развития. В западной части России эти оси явятся продолжением транспортных общеевропейских коридоров, которые в недалеком будущем определят транспортный каркас Европы.

Идея создания второй широтной железнодорожной  магистрали, Севсиба, была высказана  почти столетие назад8. БАМ, о целесообразности которой до сих пор не утихают споры, представляет собой восточный участок этой магистрали. В XX веке получили развитие центры, наметившие собой будущую трассу Севсиба: Сургут, Нижневартовск, Стрежевой, Лесосибирск, Кодинск, Усть-Илимск, Усть-Кут, Тында, Комсомольск-на-Амуре. Давно говорится о целесообразности строительства магистрали на Якутск и Анадырь. Проект подобной Северо-Восточной магистрали несколько иной трассы предлагался еще в начале века зарубежными предпринимателями9.

В реанимации Северного Морского Пути заинтересованы и европейские (особенно скандинавские) страны, и страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна, прежде всего, Япония. Наличие у России мощных атомных ледоколов позволяет расширить срок навигации. Предлагается использовать подводные танкеры. Возможно применить для этого списываемые атомные подводные лодки. Путь из Северной Европы в Японию сокращается по сравнению с путем через Суэцкий канал вдвое. Этот «путь изваряг в японцы» мог бы давать России немалые валютные доходы. Надо полагать, что продолжится формирование и последовательное усиление контактных зон, призванных рационализировать взаимодействие районов России между собой и включение страны в мирохозяйственные связи. Роль контактной полосы на подступах к Северу возрастет по мере продвижения за ресурсами дальше на север (уже сейчас начаты работы по освоению месторождений материкового шельфа северных морей). В меньшей мере, чем было в недавнем прошлом, следует создавать ресурсные города в местах, чрезвычайно трудных для жизни не аборигенов. Базовые производства и виды деятельности, обеспечивающие освоение ресурсных районов Крайнего Севера, переработку поступающего из них сырья, целесообразно сосредоточить в зоне контакта, которая явится новым широтным поясом Сибири и Дальнего Востока, имеющим продолжение и в Европейской части страны. Вопросы создания нового широтного пояса обстоятельно прорабатываются сибирскими экономистами и географами.

В целях компенсации утрат портов, расположенных в бывших союзных  республиках-соседях России, понадобятся порты на российских участках балтийского и черноморского побережий. Запроектированы и уже сооружаются порты в Усть-Луге, Приморске, в бухте Батарейной на побережье Финского залива. Предполагается, наряду с расширением нашего главного на южных морях порта Новороссийска, построить порты на Азовском море - к западу от Таганрога и на Таманском полуострове. К существующим портам в Южном Приморье добавится порт в устье реки Туманной. Несомненно, сформируется мощный портово-промышленный комплекс в районе Советская Гавань-Ванино.

Еще одним типом контактных зон  является новое российское приграничье  на рубежах со странами Балтии, с  Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном. Эти районы до недавних пор находились «во глубине России», как правило, экономически слабы и требуют улучшения инфраструктурного оснащения и более развитой сети городов, что позволит им стать поясом интеграции.

Во всех обозначенных структурах роль точек роста, очагов развития играют города-лидеры. Одним из обязательных условий выполнения городами своей ответственной миссии является осознание значения городов в жизни общества, в социально-экономическом и культурном развитии страны.

 

 

Заключение

 

Из итогов развития урбанизации  в России за последние десятилетия  вытекают многие её задачи на ближайшее будущее. Урбанизация в России сходна с мировой, которую отличает первоочередное развитие больших городов, формирование агломераций и развитие реурбанизационных способов расселения.

Особой стадией оказалась советская  урбанизация, характеризовавшаяся планово-административным способом решения вопросов «быть или не быть городу», «людности» и образцов застройки. С этим трендом связаны специфические особенности постсоветских городов, резко отличающие их от исторически сложившихся городов и общемирового процесса урбанизации.

На протяжении всей истории России урбанизации являлась причиной и  составляющей частью развития. Тенденции  и процессы существовавшие в градообразовании до 1917 г. изменились в сторону последней  по порядку составляющей, индустриализации. Именно с её целью основывались новые города и преобразовывались в города сельские поселения разного типа.

Таким образом, урбанизация как  важный показатель развития подтверждает целесообразность изменения - от фронтального крупномасштабного движения на восток и север, тщательно продуманному освоению сравнительно немногих районов восточнее Урала. Основное внимание необходимо уделять в ближайшие годы дальнейшему развитию урбанизированных старопромышленных районов европейской и азиатской частей России, потенциал которых ещё очень далёк от исчерпания. Российская урбанизация вернулась к прежним условиям естественного постепенного развития.

Информация о работе Этапы развития урбанизации в России