Характеристика прогнозного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:49, контрольная работа

Описание работы

Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. Задачи:
- изучить сущность прогнозного исследования;
- выявить типы и виды прогнозирования;
- определить этапы социального прогнозирования;
- изучить сущность социального прогнозирования.

Содержание работы

Введение 3-4
1. Прогнозное исследование 5
1.1. Прогнозирование 5-7
1.2. Цель прогнозного исследования 8-9
1.3. Задачи прогнозного исследования 9-10
1.4. Методология прогнозного исследования 10-14
1.5. Этапы прогнозного исследования 14-16
1.6. Особенности прогнозного исследования и недостатки процесса прогнозирования 16-18
1.7. Ошибки при прогнозировании 18
2. Социальное прогнозирование 19-21
2.1. Объект социального прогнозирования 21-22
2.2. Виды социального прогнозирования 22-24
2.3. Функции социального прогнозирования 24-25
2.4. Требования к результатам прогноза 25-26
2.5. Итоги социального прогнозирования 26-27
2.6. Факторы, влияющие на точность результатов прогнозирования 27-29
2.7. Принципы прогнозирования 29
Заключение 30-31
Список использованной литературы 32
Приложение 33-34

Файлы: 1 файл

Ал(з)-СР-91 Кузьмина-Андронова Е.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе.docx

— 66.42 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный  технический университет

им. И.И. Ползунова» (АлтГТУ)

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я   Р А Б О Т А

 

дисциплина: «Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной работы»

 

тема: «Характеристика прогнозного исследования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила ст. гр. Ал(з)- СР- 91                                  Е.В. Кузьмина-Андронова

 

Проверила                                                                                    Е.М. Щепочкина

 

 

 

 

г. Алейск 2012 

Содержание

Введение                                                                                                                3-4

1. Прогнозное исследование                                                                                   5

1.1. Прогнозирование                                                                                           5-7

1.2. Цель прогнозного исследования                                                                  8-9

1.3. Задачи прогнозного исследования                                                             9-10

1.4. Методология прогнозного исследования                                                10-14

1.5. Этапы прогнозного исследования                                                           14-16

1.6. Особенности прогнозного исследования  и недостатки процесса прогнозирования                                                                                              16-18

1.7. Ошибки при прогнозировании                                                                      18

2. Социальное прогнозирование                                                                     19-21

2.1. Объект социального прогнозирования                                                   21-22

2.2. Виды социального прогнозирования                                                      22-24

2.3. Функции социального прогнозирования                                                24-25

2.4. Требования к результатам  прогноза                                                        25-26

2.5. Итоги социального прогнозирования                                                      26-27

2.6. Факторы, влияющие на точность  результатов прогнозирования         27-29

2.7. Принципы прогнозирования                                                                         29

Заключение                                                                                                       30-31

Список использованной литературы                                                                   32

Приложение                                                                                               33-34

 

 

Введение

 

          Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. В менеджменте понятие «планирование» и «прогнозирование» тесно переплетены, они не идентичны и не подменяют друг друга. Планы и прогнозы различаются между собой временными границами, степенью детализации содержащихся в них показателей, степенью точности и вероятности их достижения, адресностью и, наконец, правовой основой. Прогнозы, как правило, носят индикативный характер, а планы обладают силой директивного характера.

          Прогнозирование, его функции и методы, анализ этих методов прогнозирования, изучение, использование их в разных сферах деятельности является мероприятием рационализаторского характера. Степень достоверности прогнозов можно затем сравнить с действительно реальными показателями, и, сделав выводы, приступить к следующему прогнозу уже с существующими данными, т.е. имеющейся тенденцией. Опираясь на полученные данные, можно во временном аспекте переходить на более высокую ступень и т.д.

          В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.

          Нужно отметить, что сегодня прогнозирование все больше принимает социальную направленность.

          Социально-экономическое прогнозирование - это интегрирующая область знания, ее невозможно развести по отдельным «департаментам науки», потому что не может быть обоснованных социальных прогнозов без учета перспектив экономическое, экологическое, демографического развития, научно-технического прогресса, возможной эволюции культуры, динамики международных отношений.

          Задачи:

- изучить сущность прогнозного  исследования;

- выявить типы и виды прогнозирования;

- определить этапы социального  прогнозирования;

- изучить сущность социального  прогнозирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Прогнозное исследование

 

1.1. Прогнозирование

 

          Прогнозирование - это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа. Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время.

          Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. В менеджменте понятие

«планирование» и «прогнозирование»  тесно переплетены. Они не идентичны  и не подменяют друг друга. Планы  и прогнозы различаются между  собой временными границами, степенью детализации содержащихся в них  показателей, степенью точности и вероятности  их достижения, адресностью и, наконец, правовой основой. Прогнозы, как правило, носят индикативный характер, а планы  обладают силой директивного характера. Не подмена и противопоставление плана и прогноза, а их правильное сочетание - таков путь планомерного регулирования экономики в условиях рыночной экономики и перехода к  ней. В промышленности методы прогнозирования  также играют первостепенную роль. Используя экстраполяцию и тенденцию, можно делать предварительные выводы относительно разных процессов, явлений, реакций, операций. Существует много  методов прогнозирования.

          Продифференцировав их общее число, необходимо выбрать оптимальный из них для использования в каждой конкретной ситуации. Анализ методов прогнозирования, изучение этих методов, использование их в разных сферах деятельности является мероприятием рационализаторского характера. Степень достоверности прогнозов можно затем сравнить с действительно реальными показателями, и, сделав выводы, приступить к следующему прогнозу уже с существующими данными, т.е. имеющейся тенденцией.

          Прогнозирование - наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего, о нахождении многовариантных альтернатив изменения будущего, которое носит вероятностный характер.     Прогностика (футурология) - научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов. Социальное прогнозирование направлено на внесение изменений в социальную сферу человека и общества  и представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности управленцев в сфере разработки и подготовки различных вариантов решения социальных проблем. Методология социального прогнозирования исследует будущее в онтологическом, логическом и гносеологическом аспектах. Онтологический аспект показывает, как рождается и формируется будущее, характеризует его общую картину, влияющие на него факторы. Логический аспект позволяет формировать прогноз на основе диалектических  принципов, основу которых составляет общие законы развития природы и общества, а также методов научного мышления. Гносеологический аспект имеет своей задачей выяснить, как будущее отображается в человеческом сознании, каковы формы этого отображения, его истинность. Будучи формой познания, прогноз с гносеологической стороны является отображением закономерности и возможных путей развития прогнозируемых процессов и явлений.

          Познание объективной истины при прогнозировании происходит в направлении от живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него к практической реализации. Методология (понятие, учение) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является способом достижения этого знания. Социальное прогнозирование состоит из нескольких этапов, поэтому на каждом этапе решаются  специфические задачи познания. Особенно важна методологии прогнозирования стадия предпрогнозной ориентации, на которой разрабатывается концепция исследования, понятийный аппарат, определяются основные методологические принципы анализа и прогноза, методы и методики, формируются гипотезы, которые и предстоит проверить в ходе исследования.

          Прогнозирование - это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях - теоретическом, психолого-интуитивном, практическом - исследование проблем близкого и далекого будущего, пытаются проникнуть в незнаемое. 
          Прогнозирование лишь в том и только в том случае плодотворно, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.

          Широко используемое в политических целях прогнозирование зачастую носит предвзятый оценочный характер; истина здесь приносится в жертву провозглашаемым политическим воззрениям и концепциям. Тем самым в значительной мере дискредитируется и сама возможность успешного научного прогноза.

          Следует учитывать также, что для успешного прогнозирования и моделирования социальных процессов необходим определенный уровень теоретического мышления, культуры мышления. Иначе невозможно правильно выстроить логику практических действий, смоделировать варианты развития социальных ситуаций, спрогнозировать тенденции их развития, учесть все возможные последствия совершаемых действий для той или иной подсистемы социальной сферы и для общества в целом.

 

 

 

 

 

1.2. Цель прогнозного  исследования

 

          Цель прогнозирования - на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.

          Практическое назначение прогнозирования - подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

- в каком направлении желательно  развитие объектов исследуемой  области (социальная защита, культура, здравоохранение, образование, молодёжные  проблемы, духовно-нравственные процессы  и др.);

- как действительно может протекать  развитие;

- каков механизм преодоления  негативных тенденций.

          Цель прогностического исследования - модель решения проблемы. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических и организационных процедур. Четкое формулирование цели - одно из важнейших методологических требований к программе исследования.

          Следует иметь в виду, что в отличие от прогнозов в естественных и технических науках, объекты которых почти или совершенно неуправляемы, прогнозы в общественных науках осуществляются в отношении объектов, практически всегда поддающихся видоизменению, в том числе посредством действия на основе решений, принятых с учетом прогноза. Это делает некорректным простое (безусловное) предсказание, так как происходит эффект самоосуществления или саморазрушения прогноза средствами управления и обуславливает методологическую ориентацию социального прогноза на содействие повышения степени обеспеченности объективно принимаемых решений, как бы заблаговременно «взвешивая» их последствия. Такая цель, как уже говорилось, достигается разработкой сугубо условных предсказаний в социальных прогнозах двух типов: поискового, цель которого - выявление перспективных социальных проблем, подлежащих решению средствами управления, и нормативного - определение альтернативных путей оптимального решения перспективных проблем. С целью повышения эффективности целеполагания, планирования, программирования, проектирования, организационно-управленческих решений разрабатываются соответствующие (целевые, плановые и так далее) прогнозы обоих типов. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить несколько задач.

Информация о работе Характеристика прогнозного исследования