Характеристика основных типов социальных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является: раскрытие содержания и сущности технологий социальной работы, определение их мест в системе социальных технологий, описание специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементов и составных частей технологий социальной работы; классификация технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрытие внутренней структуры каждого из выделенных классов.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия социальные технологии.
2. Определить типологию социальных технологий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
Технология как социальный феномен
4
1.1.
Социальные технологии: понятие и сущность
4
1.2.
Классификации социальных технологий
5
2.
Типы социальных технологий
7
2.1.
Универсальные социальные технологии
7
2.2.
Частные социальные технологии
11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
19

Файлы: 1 файл

техн.соц.раб.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

 

Социальная терапия

 

Социальная  терапия - это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации[6]. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект. Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них:

·  исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;

·  предупреждение дисфункций;

·  обеспечение нормального развития субъекта;

·  самоутверждение личности субъекта.

Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов, основные из которых:

1.  Административные. Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.).

2.  Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические санкции.

3.  Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов.

В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии.

1.  Индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т.п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии.

2.  Групповая, представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного специалиста - психолога, врача, педагога). Группы могут формироваться по многим принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п.

3.  Семейная терапия - работа социального работника или другого специалиста с семьёй, которая рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п. 

 

Социальная профилактика

 

Социальная  профилактика - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и  других проблем и достижению желаемого результата. [7]

социальная  помощь универсальная частная

Приведённое выше определение понятия "социальная профилактика" позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

·  выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;

·  уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

·  предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;

·  сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

·  содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

Реализация  социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных  приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.

1.  Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.

2.  Организационно-административные - создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.

3.  Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.

4.  Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.

5.  Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.

6.  Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.  

 

Социальная реабилитация

 

Социальная  реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или  утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне оранизованный процесс[8].

Факторы, которые  обуславливают потребность субъекта в социальнореабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:

1. Объективные,  т.е. социально или природно  обусловленные:

·  возрастные изменения;

·  природные, техногенные или экологические катастрофы;

·  тяжёлые заболевания или травмы;

·  социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.).

2. Субъективные или личностно  обусловленные:

·  изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);

·  девиантные формы поведения и др.

Под воздействием этих и  им подобных факторов, человек или  группа, во-первых, оттесняются на периферию  социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром. Результатом этих процессов становится ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением человеческой личности.

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное  общество, можно отнести следующие  системы:

·  здравоохранения;

·  образования;

·  профессиональной подготовки и переподготовки;

·  средства массовых коммуникаций и массовой информации;

·  организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

·  общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т.п.). 

 

Социальная адаптация

 

В самом общем  виде понятие "социальная адаптация" можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальный работник должен помнить о том, что рассматриваемый  процесс представляет собой единство следующих стадий.

1.  Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой.

2.  Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности.

3.  Ответ на "вызов среды". Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

Последовательная  смена основных этапов социальной адаптации  предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности. 

 

Социальное консультирование

 

В настоящее время в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования.

1.  Функциональный, при нём консультирование понимается как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.

2.  Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.

В настоящее  время в практике социальной работы в целом и социального консультирования в частности используются следующие формы и способы деятельности:

·  монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом;

·  диалог, свободная беседа клиента и консультанта;

·  ответы консультанта на прямые вопросы клиента;

·  разнообразные тестирования;

·  различные тренинги и обучения и т.п.

Какую бы форму  работы с клиентом не избрал консультант  в каждом конкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует  от специалиста, во-первых, искреннего желания помочь человеку, во-вторых, деликатности при контакте с ним, и, в-третьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе.  

 

2.2 Частные  социальные технологии 

 

Социальная работа с бедными  и малоимущими

 

Основой определения  бедности для большинства исследователей является наличие у человека или группы возможности удовлетворить свои потребности. При этом, необходимо различать различные виды бедности, существенно отличающиеся друг от друга.

Во-первых, это  абсолютная бедность, представляющая собой такое экономическое состояние субъекта, при котором имеющийся у него доход не позволяет удовлетворять даже первичные потребности (в пище, одежде, жилище и т.п.). Абсолютная бедность представляет собой наиболее тяжёлую её разновидность. Человек или группа, находящиеся в этом состоянии, испытывают не только серьёзные материальные затруднения, но, и испытывают и морально-нравственные страдания и переживания. Именно данная категория бедных нуждается в первоочередной помощи и поддержке со стороны государства и общества.

Во-вторых, это относительная бедность, представляющая собой такое материальное и имущественное положение субъекта, при котором имеющийся в его распоряжении доход недостаточен по сравнению с доходами других людей или групп. Эта разновидность бедности связана, в первую очередь, с субъективной оценкой человеком своего материального положения. Реально это положение может быть достаточно благополучным, но в сравнении с положением других восприниматься как бедность.

Информация о работе Характеристика основных типов социальных технологий