Функции социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том, что социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. В содержание понятия социального обеспечения входят: 1) гарантии по охране труда, здоровья граждан, установления минимального размера оплаты труда, охрана окружающей среды; 2) социальное обеспечение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……….3
I. Право социального обеспечения…………………………..……………..5
II. Функции права социального обеспечения……………………………10
III. Понятие и общая характеристика принципов права
социального обеспечения………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………..…..21
Библиографический список ………………………………………………23

Файлы: 1 файл

право социального обеспечения1111.docx

— 114.07 Кб (Скачать файл)

Производственная, подразделяет право на многие виды социального обеспечения обусловленные трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.

Социально-реабилитационная, способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р. И. Ивановой) связана с удовлетворением  специфических потребностей престарелых  и нетрудоспособных граждан. Она  выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса  и охране здоровья всех граждан. Нам  представляется, что социальное обеспечение  выполняет еще одну весьма важную функцию — защитную.

     Прежде  всего,  именно эту задачу ставит перед   собой общество, предоставляя социальное  обеспечение своим гражданам, защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. Д.) являются основным назначением социального обеспечения.

   Политическая. Позволяет государству реализовывать основные направления социальной политики, а именно создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[4]. Конституция РФ закрепляет положение о том, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

От  того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет  свою политическую функцию, зависит  состояние социального покоя  в обществе. Социальная напряженность  в обществе на современном этапе  свидетельствует о том, что состояние  российской системы социального  обеспечения не отвечает потребностям населения.

     Политическая  функция направлена на сближение   социального уровня различных  слоев  населения, создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая. Система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы – на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости. Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы – на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

     В. Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

Всеобщность социального  обеспечения. Равная возможность получения  определённых видов социального  обеспечения при наступлении  оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как  гражданам страны, так и иностранным  гражданам (подданным), а равно и  лицам без гражданства (апатридам).

Предоставление социального  обеспечения как работнику, бывшему  работнику, их семьям, так и каждому  как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое  работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого  как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для  каждого как члена общества. Она  не может назначаться и выплачиваться  наряду с трудовой пенсией.

Установление уровня социального  обеспечения, гарантирующего достойную  жизнь человека. Каждый имеет право  на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом  не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.

Многообразие оснований  и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др.

Виды[5]:

1) Денежная форма обеспечения – пенсии, пособия, компенсационные выплаты;

2) Натуральная форма обеспечения – медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.

Дифференциация условий  и норм обеспечения в зависимости  от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт  человек; субъективные особенности  человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. П.); материальное положение.

Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в  разработке, принятии и осуществлении  решений по вопросам социального  обеспечения и защиты их прав. Гражданин  имеет право на объединение для  защиты своих интересов, на участие  в управлении делами государства, на обращение в государственные  органы.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

    • общеправовые, свойственные всем отраслям права
    • межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права
    • отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли
    • внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли

К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др. Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные  институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Таким образом, право социального обеспечения существенным образом отличается от иных отраслей права своими характерными признаками, которые выражаются:

    • в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения отношений равенства или власти и подчинения;
    • в преобладании императивных правил поведения и связанной с этим невозможностью в большинстве случаев диспозитивного регулирования;
    • в основаниях возникновения (на основе сложного юридического состава при обязательном соблюдении установленных процедур);
    • в специфике субъектного состава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

Систему принципов права социального обеспечения составляют:

а) всеобщность социального обеспечения;

б) финансирование социального обеспечения за счет страховых взносов и государственного бюджета;

в) дифференциация условий и уровня социального обеспечения;

г) универсальность и комплексность при предоставлении социального обеспечения.

Кроме общих отраслевых принципов  существуют принципы, обладающие определенной спецификой в силу того, что они  применимы к отдельным организационно-правовым формам социального обеспечения.

Всеобщность социального  обеспечения выражается в том, что  Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг (ст. 39). Запрещенным ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

На равных основаниях с  гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями по этому поводу не установлен иной порядок. Временно находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане также имеют право на социальное обеспечение, но основанием для этого являются соответствующие международные договоры. Беженцам предоставляются те виды социального обеспечения, которые предусмотрены специальными нормами (например, в соответствии с Законом РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., ст. 13: «В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории Российской Федерации при Правительстве РФ учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам»).

Принцип всеобщности не следует  понимать как безусловное право  на социальные выплаты, услуги или льготы. Все они предоставляются в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством. Так, право на трудовую пенсию по старости возникает только при достижении определенного законом возраста и наличия трудового стажа установленной продолжительности.

Финансирование  социального обеспечения осуществляется за счет обязательных страховых взносов и государственного бюджета. Концентрируются средства на социальные выплаты и услуги в централизованных внебюджетных фондах социального назначения. Эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Хотя денежные средства фондов и находятся в собственности государства, но в состав бюджетных средств они не включаются. Поэтому фонды и называются «внебюджетными».

Денежные средства фондов формируются, как уже было сказано выше, на основе норм финансового законодательства за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и иных категорий физических лиц. Кроме того, фонды пополняются за счет ассигнований из федерального бюджета. Фонды вправе инвестировать временно свободные средства. Доход от такой деятельности принадлежит фондам и направляется для обеспечения их уставной деятельности. Кроме того, средства фондов могут пополняться за счет добровольных взносов физических и юридических лиц[6].

Наемные работники  платят взносы только в Пенсионный фонд РФ.

Тарифы страховых взносов  устанавливаются федеральными законами ежегодно. Размеры страховых взносов устанавливаются в процентах от всех выплат, включая гражданско-правовые договоры о выполнении работ и услуг. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 546.

В задачи ПФР  входит: целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов; финансирование расходов на все виды государственных  пенсий и другие выплаты. Кроме того, ПФР организует работу по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм, выплачиваемых в качестве возмещения за трудовое увечье, профзаболевания или по случаю потери кормильца, а также выполняет другие функции, предусмотренные Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

Средства Государственного фонда занятости населения РФ направляются на выплату пособий по безработице, компенсацию затрат гражданам в связи с их переездом в другую местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, оплату периода временной нетрудоспособности безработного, возмещение затрат Пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным и др.

Информация о работе Функции социального обеспечения