Функции социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том, что социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. В содержание понятия социального обеспечения входят: 1) гарантии по охране труда, здоровья граждан, установления минимального размера оплаты труда, охрана окружающей среды; 2) социальное обеспечение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……….3
I. Право социального обеспечения…………………………..……………..5
II. Функции права социального обеспечения……………………………10
III. Понятие и общая характеристика принципов права
социального обеспечения………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………..…..21
Библиографический список ………………………………………………23

Файлы: 1 файл

право социального обеспечения1111.docx

— 114.07 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………….……….3

I. Право социального обеспечения…………………………..……………..5

II. Функции права социального обеспечения……………………………10

III. Понятие и общая характеристика принципов права

социального обеспечения………………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………..…..21

Библиографический список ………………………………………………23

Приложение А (Схема функций социального обеспечения)………….25 

Введение

Актуальность  данной работы состоит в том, что  социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества.

В содержание понятия социального обеспечения входят:

1) гарантии по охране труда, здоровья граждан, установления минимального размера оплаты труда, охрана окружающей 
среды;

2) социальное обеспечение.

Сущность социального  обеспечения проявляется в его  функциях: экономической, политической, демографической и социально-реабилитационной.

Содержание экономической  функции составляют:

а) меры по замещению утраченного заработка в связи с возрастом, потерей кормильца, нетрудоспособностью,

б) возмещение дополнительных расходов, вызванных неблагоприятными жизненными обстоятельствами либо наличием детей,

в) денежная помощь малоимущим гражданам,

г) предоставление бесплатных социальных услуг в пределах 
государственных минимальных стандартов (медицинская и лекарственная помощь и т. п.).

Политическая функция  социального обеспечения призвана поддерживать стабильность в обществе в связи с различным уровнем доходов разных слоев населения.

Демографическая функция направлена на воспроизводство  населения, необходимого для нормального развития страны.

Задача социально-реабилитационной функции - восстановление общественного статуса нетрудоспособных и других социально ослабленных групп населения.

Создание государственной  системы социального обеспечения вызвано объективной необходимостью и самым непосредственным образом влияет на дальнейшее развитие общества и государства.

Общественные отношения, которые возникают в связи  с реализацией перечисленных функций, называются отношениями по социальному обеспечению.

В настоящее время существуют следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:

- государственное (обязательное) социальное страхование на основе централизованных федеральных и местных фондов за счет взносов работодателей, населения и государственных дотаций;

-социальное обеспечение отдельных групп населения за счет 
прямых ассигнований из федерального бюджета;

-социальная помощь малоимущим со стороны государства.

Целью курсовой работы является исследование функций социального  обеспечения.

Задачами курсовой работы являются:

  • исследование понятия функции социального обеспечения;
  • рассмотрение видов функций социального обеспечения
  • анализ порядка осуществления функций социального обеспечения

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие  при осуществлении функций пенсионных фондов социальной защиты в сфере  социального обеспечения.

Предметом курсовой работы являются правовые нормы, регулирующие осуществление функций пенсионного  фонда и органов социальной защиты.

Методологическую основу исследования составляет системный  подход, включающий изучение понятий, видов функций и порядка осуществления  функций социального обеспечения.

Данная курсовая работа включает в себя: первую главу, которая содержит основные понятия права социального обеспечения, вторая глава посвящена самим функциям права социального обеспечения, а так же третья глава о принципах права социального обеспечения.

 

 

 

 

 

I. Право социального обеспечения- основные понятия

Право социального обеспечения - система правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению  и обслуживанию как отдельных  граждан РФ (в старости, в случае болезни, частичной, или полной потери трудоспособности, потери кормильца), так и семей, имеющих детей, а также тесно связанные с ними процедурные отношения по установлению юридически значимых фактов и процессуальные - по разрешению споров. Основной вид общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, - пенсионные отношения. Тесно связаны с пенсионными и примыкают к ним отношения, возникающие в связи с выплатой различных пособий, по материально-бытовому и культурному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных и по протезированию. Кроме того, в предмет права социального обеспечения принято также включать: отношения между родителями (или самими детьми) и детскими учреждениями по поводу содержания в них детей, а также отношения. Возникающие в связи с процедурой проверки фактов, т.е. Процедурные и процессуальные отношения по разрешению споров, которые не входят в предмет процессуального права.

Предметом права социального обеспечения являются следующие виды общественных отношений.

1-я группа - отношения  по поводу денежных выплат, в  том числе: пенсий, пособий и компенсаций.

2-я группа - отношения  по поводу так называемых «натуральных» видов социального обеспечения (медицинская помощь и лечение, бесплатная или со скидкой лекарственная помощь, санаторно-курортное лечение за счет государственных средств, обслуживание инвалидов и лиц преклонного возраста, профобучение и трудоустройство инвалидов, ортопедическая помощь и т.п.).

3-я группа - процедурные  и процессуальные отношения (в связи с установлением юридических фактов, являющихся основанием для возникновения, изменения и прекращения отношений по социальному обеспечению, в связи с реализацией права на социальное обеспечение, в связи с защитой нарушенного права на социальное обеспечение).

Субъектом права  на социальное обеспечение может  выступать как отдельное физическое лицо, так и семья (например, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца). В качестве физических лиц в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать не только граждане Российской Федерации, но иностранцы (правда, при наличии соответствующих международных соглашений) и лица без гражданства.

Второй субъект права социального обеспечения - государственные органы, которые выступают в отношениях социального обеспечения от имени государства. Они отличаются большим разнообразием. К их числу относятся органы Министерства труда и социального развития РФ, органы здравоохранения, министерств обороны и внутренних дел и др.

Профсоюзы в настоящее  время обладают лишь правом общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, могут участвовать в формировании социальных программ и разработке мер по социальной защите работников (ст. 22 Федерального Закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») характера социальной алиментации. Тем не менее это понятие справедливо для характеристики данной группы распределительных отношений и в новых социально-экономических условиях[1].

Нормы права социального обеспечения обладают внутренним единством и взаимосвязью, что находит отражение в принципах права социального обеспечения. Как отрасли права:

а) всеобщность и доступность  социального обеспечения;

б) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения:

в) предоставление социального  обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики;

г) осуществление социального  обеспечения за счет специальных  фондов, созданных для этих целей  из страховых платежей работодателей (в некоторых случаях - работников) или за счет федерального бюджета. Права социального обеспечения как отрасль права образует последовательная связь ее институтов и норм. Т.е. ее система. К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы права социального обеспечения. К общей части относятся и нормы института трудового стажа в социальном обеспечении. В особенную часть отрасли права социального обеспечения включаются все остальные нормы законодательства о социальном обеспечении, которые в свою очередь подразделяются на институты. Основание для группировки социального законодательства в обособленные институты - специфика события, в связи с которым предоставляется социальное обеспечение. В особые институты выделяются нормы, определяющие порядок назначения и перерасчета пенсии, исчисления среднего заработка, а также нормы. Регулирующие трудовой стаж, пособия, материально-бытовое и культурное обслуживание престарелых и нетрудоспособных. Система норм социального обеспечения характеризуется единством и дифференциацией. Единство заключается в том, что в каждом отдельном институте есть нормы, устанавливающие общие правила обеспечения. Дифференциация находит выражение в наличии во многих институтах норм, предусматривающих для отдельных категорий лиц специальную регламентацию вопросов возникновения права на социальное обеспечение, определение его размера, порядка и продолжительности предоставления одних и тех же видов обеспечения.

В качестве источников права социального обеспечения принято выделять законы и подзаконные акты. Законы - основной источник права социального обеспечения. В Конституции РФ закреплен статус РФ как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ закрепляет основные направления государственной социальной защиты:

А) государственная поддержка  семьи, материнства, отцовства и  детства;

Б) пенсии инвалидам и  иным нетрудоспособным лицам:

в) создание системы социальных служб;

г) выплата государственных  пенсий и социальных пособий и  т.д. (ст. 7)[2].

Она гарантирует каждому  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом, поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительность (ст. 39). Нормы права социального обеспечения до настоящего времени не кодифицированы и не объединены в одном акте, а содержатся в ряде законов. Важнейшими из них являются Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», Законы РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. И их семей». «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву». «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц. Работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». ФЗ РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». «О ветеранах», «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

Наука права социального обеспечения  как отраслевая юридическая наука несколько отличается от отрасли права социального обеспечения[3]. И ее системы. Предмет отрасли права – определенный комплекс отношении, а предмет науки – нормы отрасли права в их развитии, совершенствовании и сопоставлении с аналогичным правом зарубежных стран.

 

II. Функции права социального обеспечения

Социальное обеспечение  – форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить.

 В правовой литературе выделяются два вида функций права социального обеспечения: собственно юридические и социальные.(Приложение А)

Собственно юридические  функции состоят из основных функций (регулятивных и охранительных) и  неосновных (компенсационных, правовосстановительных и ограничительных).

Социальные функции подразделяются на пять основных функции социального  обеспечения: экономическую, политическую, демографическую, социально-реабилитирующую  и профилактическую.

Экономическая, заключается в выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Аккумуляция финансовых средств в целевых источниках.

     Ее  сущность  заключается в том, что  государство  использует социальное обеспечение  в качестве одного из способов  распределения части валового  внутреннего продукта, тем самым  оказывая определенное воздействие  на выравнивание личных доходов  граждан путем предоставления  материальных благ (пенсий, пособий,  компенсации, социальных услуг  и др.) вместо утраченного заработка  либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддержки населения).

Информация о работе Функции социального обеспечения