Формы защиты и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть систему социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Изучить понятие сиротства и семьи социального риска
Проанализировать права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рассмотреть основные направления государственной семейной политики
Изучить технологию выявления и постановки на учет детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рассмотреть государственные учреждения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 61.37 Кб (Скачать файл)
    • создание необходимой инфраструктуры профилактической работы, направленной на сохранение ребенку во всех возможных случаях его родной семьи;
    • развитие вариативных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позволяющих им сформировать социально-психологические навыки, необходимые для создания собственной семьи и воспитания детей, предотвращение вторичного сиротства в следующих поколениях.[5]

В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой  стало социальное сиротство. Неблагоприятная  демографическая ситуация в России усугубляется за счет того, что с  каждым годом при общей рождаемости  относительно большее количество детей  рождается в неблагополучных  семьях. Не случайно семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одним из стратегических приоритетов государственной политики. Основная причина социального сиротства объясняется сложной социально-экономической ситуацией в стране и, как следствие, широким распространением семейного неблагополучия, а также отсутствием механизмов выявления “трудных” семей на ранней стадии, недостаточной профилактикой данной проблемы, нежеланием со стороны местных властей вовремя прийти на помощь семье, оказавшейся в сложной жизненной ситуации. Государство берет на себя ответственность за содержание и воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

2.1 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей  установлен статьей 122 Семейного Кодекса  РФ, где предусмотрена обязанность  должностных лиц и иных граждан  сообщать органам опеки и попечительства о ставших им известными случаях  утраты детьми родительского попечения. Кодекс РФ об административных правонарушениях  предусматривает ответственность  за нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а также за предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем. Размер штрафа за указанные нарушения составляет от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда. [7]

После получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства обязаны  в течение трех дней провести первичное  обследование. В ходе обследования органы опеки и попечительства должны проверить достоверность полученной информации, ознакомиться с условиями, в которых проживает ребенок, выявить родственников, которые  смогут обеспечить временный уход за ребенком до решения вопроса о  его устройстве. Если у ребенка  нет родственников, он незамедлительно  должен быть определен в воспитательное учреждение.[7]

Учет детей, оставшихся без попечения  родителей, осуществляется на местном, региональном и федеральном уровнях.

При невозможности устройства ребенка  в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца со дня  установления факта утраты родительского  попечения сведения о нем направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает ребенок, — в региональный банк данных. Получив такие сведения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уже на всей своей территории принимает в  течение месяца меры по устройству ребенка в семью. При невозможности  устройства ребенка сведения о нем  направляются в Министерство образования  и науки Российской Федерации, на которое возложены функции по осуществлению централизованного  учета детей, оставшихся без попечения  родителей, и оказания содействия в  устройстве ребенка в семью российских граждан на территории России. Таким образом, сведения о ребенке поступают в федеральный банк данных. При этом следует учитывать, что передача сведений о ребенке в региональный и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не освобождает соответственно территориальные органы опеки и попечительства и регионального оператора от ответственности за устройство ребенка в семью. Последние в пределах своей компетенции обязаны продолжать работу по поиску возможностей для передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.[14 с 46]

Региональные банки  данных о детях, оставшихся без попечения  родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения  родителей, составляют государственный  банк данных о детях, оставшихся без  попечения родителей.

Дети, оставшиеся без  родительского попечения, передаются органом опеки и попечительства в течение месяца преимущественно  на воспитание в семьи. Отдается предпочтение воспитанию детей в условиях семьи (усыновление, удочерение, опека, попечительство, приемная семья и социальный патронат).[14 с 47]

По данным управления опеки и попечительства, защиты прав детей Минобрнауки Новосибирской  области, за 2010 год в Новосибирской  области число официально выявленных и устроенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 1416 детей и составило 11700 человек (2008 год – 14348 ребенка, 2009 год – 13116 детей). Число детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, уменьшилось на 278 человек и составляет 2839 детей (2008 год – 3810 детей, 2009 год – 3662 ребенка).  Из состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, являются: 49% - дети инвалиды; 99,2% - имеют братьев и сестер; 36,6% - имеют статус на усыновление; 36,7% - в возрасте старше 12 лет. Все перечисленные факторы осложняют подбор семей, в которые возможно передать на воспитание детей.[13]

Семьи опекунов и  попечителей, являющихся кровными родственниками детей, оставшихся без попечения  родителей, несут основную часть  нагрузки по семейному воспитанию детей  школьного возраста.

Важными предпосылками  для передачи детей на воспитание в приемные семьи является подготовка кандидатов в приемные родители и  оказание им своевременной профессиональной помощи и поддержки.

Граждане, желающие принять ребенка  на воспитание в свою семью, обращаются к региональным или федеральным  операторам, которые формируют банк данных о детях, оставшихся без попечения  родителей (органы местного самоуправления, исполнительные органы субъектов Федерации, Министерство образования и науки  России).

При этом должны быть представлены следующие  документы:

  • заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;
  • анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;
  • заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Оператор в 10-дневный срок со дня получения документов рассматривает  их по существу и предоставляет гражданину для ознакомления анкеты и фотографии детей, оставшихся без попечения  родителей, соответствующих его  пожеланиям. Затем в соответствии с пожеланием гражданина оператор выдает ему направление на посещение  ребенка.[16 с 129]

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение  которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину. Гражданин  обязан в установленный для посещения  ребенка, оставшегося без попечения  родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этот ребенка и принятом им решении.

При отказе гражданина от приема на воспитание в свою семью предложенного  ему ребенка он получает направление  на посещение другого выбранного им ребенка.

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие  формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

  • усыновление (удочерение);
  • опека (попечительство);
  • передача в приемную семью;
  • устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения). В соответствии с Семейным кодексом могут предусматриваться и иные формы устройства детей. [7]

Дети, оставшиеся без попечения  родителей – наиболее незащищенная категория лиц, поскольку (в силу возрастных особенностей или недостающих  физических возможностей) они не способны самостоятельно в полной мере защищать свои права и интересы, а малолетние зачастую объективно неспособны принять  меры к самосохранению. Своевременное выявление и учет детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи.

 

2.2 Семейные формы жизнеустройства  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей

Как устанавливает Семейный кодекс РФ Ст. 121 п.2., органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы  организации и деятельности опеки попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами  на основании  уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.[7]

Из-за того, что местонахождение  и название органов опеки определяется в каждой территории по-своему, т.е. они могут быть приписанными к  различным по ведомственной принадлежности организациям: образованию, социальной защите или быть самостоятельным учреждением. Могут располагаться отдельно или находиться в управлении образованием, администрации района или в муниципалитете. 

Для получения разрешительных документов - "Заключения о возможности усыновить (взять под опеку, создать приёмную семью)" и "Акта обследования жилищных условий" необходимо обратиться в  отдел опеки и попечительства - по месту своего жительства. А для получения правоустанавливающих документов (решение об установления опеки или решение суда об установлении усыновления) в органы опеки и, соответственно, суд для усыновления - по месту проживания ребёнка.[9]

Чаще всего специалисты опеки  работают с посетителями по территориальному признаку - один специалист обслуживает  один район или избранные улицы, другой другие. Реже они разделены  по направлениям работы: сделки с жильём, опека и попечительство над несовершеннолетними, опека над недееспособными, усыновление  и т.д.

Основополагающие законодательные  акты, которыми руководствуются органы опеки и попечительства в своей  работе, это:

  • Семейный кодекс РФ. Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: выявление и защита детей, оставшихся без попечения родителей; опека, попечительство, усыновление, приёмная семья.
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ. Усыновление (удочерение) детей. Включающая: порядок подачи заявления об усыновлении, состав документов, прилагаемых к заявлению, порядок подготовки дела к слушанию и его рассмотрения. Состав решения суда и порядок отмены усыновления.
  • Постановление Правительства РФ №275 от 29 марта 2000 г. - Правила передачи детей на усыновление и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей: даёт определение юридических обстоятельств, обосновывающих возможность усыновления детей, передаваемых на усыновление, требования к усыновителям, перечень необходимых документов, порядок оформления; контроль за условиями жизни усыновленных.

В некоторых областях и крупных  городах созданы специальные  Центры усыновления, в задачи которых  входит оказание помощи гражданам: консультации, подготовка документов, подбор ребёнка, медицинское освидетельствование  и иная помощь, в зависимости от принадлежности, уставных положений  и возможностей такого центра.

Дети, оставшиеся без попечения  родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление /удочерение), а при отсутствии такой возможности  в соответствующие учреждения для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.[4]

Из всех предусмотренных законом  форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетной является усыновление. Суть его заключается  в том, что усыновленные дети фактически приравниваются к родным. Законодательством  об усыновлении установлено, что  оно допускается в отношении  несовершеннолетних и только в их интересах с учетом возможностей усыновителя для обеспечения  ребенку полноценного физического, психического, духовного и нравственного  развития.

Только в прошлом году в Ленинском  районе около 30 детей были переданы в приемные семьи, 88 детей усыновлены. Специалисты считают, что сегодня  уже можно говорить о позитивных изменениях. По результатам реабилитационной работы, в Новосибирске только за прошедший  год из социальных приютов возвращены в семьи 160 детей, 33 ребенка взяты  под опеку, 240 - усыновлены, создано 59 новых приемных семей.[13]

Информация о работе Формы защиты и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей