Формы защиты и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть систему социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Изучить понятие сиротства и семьи социального риска
Проанализировать права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рассмотреть основные направления государственной семейной политики
Изучить технологию выявления и постановки на учет детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рассмотреть государственные учреждения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 61.37 Кб (Скачать файл)

Основным инструментом, позволяющим  отслеживать ситуацию в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  в регионах является мониторинг.

Воспитание детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей в семье признается приоритетной формой, наилучшим образом  обеспечивающей интересы ребенка. Оно  может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законодательством  Российской Федерации.[9]

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют  право на семейные формы воспитания (усыновление/удочерение, опека (попечительство), приемная семья).

Передача ребенка в  приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять  братьев и сестер за исключением  случаев, когда разъединение допустимо  в интересах ребенка.[9]

При невозможности устройства ребенка в семью он передается на воспитание в соответствующее  учреждение для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей.

Контроль за соблюдением  прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе воспитания и жизнедеятельности  возлагается на Администрацию и  органы местного самоуправления.

Одним из наиболее важных и  сложных направлений деятельности Министерства образования Российской Федерации является социально-правовая поддержка и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.[10]

Основными нормативно-правовыми  актами, регламентирующими защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа обучающихся  в учреждениях начального профессионального  и среднего профессионального образования  являются Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1, Федеральный закон  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, Закон НСО «О регулировании  отношений в сфере образования  на территории НСО» от 16.07.2005 г. № 308-ОЗ.

Ст. 5 Закона РФ «Об образовании» устанавливает государственные гарантии прав граждан РФ в области образования, в частности, возможность получения образования независимо от места жительства, социального и имущественного положения. Поэтому отсутствие закрепленного жилья не может являться основанием для отказа в приеме в ОУ, на этом же основании неправомерен отказ со ссылкой на территориальную расположенность детского дома.[2]

В соответствии с Законом  РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы.[8]

Порядок приема в учреждения среднего профессионального образования также регламентируется Приказом Министерства образования РФ от 09.12.2002 № 4304 «Об утверждении порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения». Согласно данному приказу, в образовательные учреждения среднего профессионального образования принимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование. При этом дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний.[6]

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право  на обучение на курсах по подготовке к  поступлению в учреждения среднего профессионального образования  без взимания платы. В учреждениях  как начального, так и среднего профессионального образования  иногородним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется бесплатное питание  с момента их прибытия в учебное  заведение и до зачисления на учебу.[10]

Лица из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, обучающиеся во всех типах  государственных или муниципальных  учреждений начального и среднего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения (п. 3 ст. 6 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Под полным государственным обеспечением понимается предоставление им бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.[10]

Размер стипендии для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается  не менее чем на 50% по сравнению  с размером стипендии, установленной  для обучающихся в данном образовательном  учреждении.[10]

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируются условия воспитания, обучения и содержания в соответствии с установленными санитарно-гигиеническими требованиями. За нарушение указанных  правил администрации детских лечебных, лечебно-воспитательных, образовательных  и других детских учреждений несут  ответственность в порядке, установленном, действующим законодательством.

Дети в возрасте до трех лет, оставшиеся без родительского  попечения, помещаются в стационарные медицинские учреждения без опекунов только с согласия последних.

Государственные и муниципальные  лечебно-профилактические учреждения обеспечивают внеочередное бесплатное медицинское обслуживание детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, используя различные  виды реабилитации.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, предоставляются бесплатные путевки в детские оздоровительные  учреждения всех типов, базы отдыха, пансионаты, в санитарно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд на всех видах транспорта (кроме такси) к месту отдыха, лечения, консультаций и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из областного и муниципальных бюджетов, за счет внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Дети-инвалиды, дети с ограниченными  физическими и психическими возможностями, оставшиеся без родительского попечения, имеют право на достойное и  полноценное участие в жизни  общества.[9]

За защитой своих прав и законных интересов дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей, а равно их законные представители, органы опеки и попечительства вправе обратиться в установленном порядке  в соответствующие суды.

В постановлении Правительства  РФ «О положении приемной семьи» говорится, что приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей). Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.[21]

Порядок организации приемной семьи. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

    • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
    • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
    • отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
    • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
    • лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных  учреждений и центров. В ст. 20 Конвенции о правах ребенка, к которой Россия присоединилась в 1990 г., записано, что государства, подписавшие ее, в том числе и Россия, берут на себя обязательство, согласно которому "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные направления  государственной семейной политики

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и  представляет собой целостную систему  принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского  и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение  качества жизни семьи.[7]

Семья является важнейшим  общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического, культурологического  развития общества. Семья – уникальная подсистема государства, способная  успешно решать специфические функции  по воспроизводству населения и  социализации новых поколений.

В настоящее время, согласно Конституции Российской Федерации, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. На сегодняшний день существует ряд нормативно-правовых актов, направленных на социальную поддержку семьи, материнства, защиту и обеспечение прав детей, решение острых проблем профилактики безнадзорности, правонарушений подростков, развитие системы социального обслуживания семьи и детей: «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г.»; Семейный кодекс Российской Федерации; Положение «О приемной семье»; 3акон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» и др.

Основными направлениями семейной политики являются:

  • улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактика бедности;
  • обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей и личными интересами человека;
  • оказание всесторонней помощи семье в воспитании детей, поддержка одаренных детей;
  • обеспечение охраны здоровья матери и ребенка;
  • защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений;
  • усиленное внимание к неполным, имеющим детей инвалидов, малообеспеченным семьям с целью создания благоприятных условий для их жизнедеятельности;
  • всесторонняя подготовка молодежи к браку и семейной жизни и планированию семьи;
  • профилактика семейного неблагополучия и др.[7]

Для реализации основных направлений  семейной политики разрабатывается  целый ряд государственных документов. Приоритетным направлением семейной политики, как на государственном, так и  на региональном уровне, является обеспечение  социальных гарантий и улучшение  благосостояния семей с детьми, поскольку  именно семья представляет наиболее комфортные условия для рождения и воспитания детей.

Основные направления государственной  семейной политики разработаны исходя из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально - экономической трансформации общества; учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.[7]

Значение семьи в общественной жизни определяется такими ее основными  социальными функциями, как регулирование  отношений между полами и поколениями, рождение детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и другие.[12 с 9]

Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного  образа жизни.

Политическая значимость государственной  семейной политики социального государства  заключается в том, что она  объединяет интересы всех типов семей  и направлена на формирование благоприятной  социокультурной среды для их жизнедеятельности и реализации основных социальных функций, гармонизацию внутрисемейных отношений, взаимоотношений  семьи, семьи, государства и общества, на обеспечение необходимых условий  для стабильности института семьи.

Одним из принципов  семейной политики является профилактическая направленность. Проведение эффективной  семейной политики, как одного из направлений  социальной политики государства, и  будет средством профилактики социального  сиротства.

Одной из базовых  задач государственной семейной и демографической политики Российской Федерации, определенной в Послании Президента России Федеральному собранию, в Концепции демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года, является укрепление института  семьи, сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей и  детей, находящихся в детских  домах и интернатах. Необходимым  условием решения данной задачи является организация на уровне субъектов  Российской Федерации комплексной  работы по профилактике социального  сиротства, включающей в себя:

Информация о работе Формы защиты и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей