Формы защиты и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть систему социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Изучить понятие сиротства и семьи социального риска
Проанализировать права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рассмотреть основные направления государственной семейной политики
Изучить технологию выявления и постановки на учет детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рассмотреть государственные учреждения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 61.37 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной России особенно остро стоит проблема устройства и воспитания детей, оставшихся без  родительского попечения. В лишении, пренебрежении, без опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных  сложившихся обстоятельств.

В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, имеет очень большое значение. Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, закреплено Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией и Семейным Кодексом Российской Федерации. Постоянно принимаются нормативные правовые акты, затрагивающие интересы детей, включая федеральные законы, указы Президента, Постановления Правительства РФ.

Основные подходы  к решению проблемы сиротства  государством уже определены. Прежде всего, это сохранение кровной семьи  ребёнка, предотвращение ситуации отказа родителей от детей, и устройство детей, оставшихся без родительского  попечения, в новые семьи.

Цель данной работы – рассмотреть систему социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно поставленной цели в работе решались следующие  задачи:

  1. Изучить понятие сиротства и семьи социального риска
  2. Проанализировать права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  3. Рассмотреть основные направления государственной семейной политики
  4. Изучить технологию выявления и постановки на учет детей, оставшихся без попечения родителей
  5. Проанализировать формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  6. Рассмотреть государственные учреждения.

Объектом исследования является  система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предмет – технологии жизнеустройства детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей.

В работе использовались следующие методы: сравнительный, анализ статистических материалов, синтез, дедукция, индукции и др.

На современном  этапе развития России общественное сознание переживает радикальные изменения  в отношении проблем осиротевших  детей, постигая необходимость их социализации, восстановления нарушенных социальных связей ребенка с обществом. В  научных исследованиях созданы  предпосылки для комплексного изучения данной проблемы: раннюю диагностику  причин социального сиротства и  предотвращение увеличения количества детей данной категории рассматривают  авторы Е.В. Андрюшина, В.И. Брутман, О.А. Дорожкина, , И.П. Каткова, О.И. Лебединская, М.Г. Панкратова, И.Ю. Хамитова и другие. Особенности психологии детей, воспитывающихся в детском доме, изучают авторы А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, они рассказывают, чем эти дети отличаются от своих сверстников, растущих в семье, как видят окружающий мир, оценивают себя, поступают в трудных ситуациях, представляют свое будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.1 Понятие сиротства и семьи социального риска

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. С возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Существуют два основных типа сиротства: Сиротство обыкновенное (вследствие гибели родителей) и социальное сиротсво (лишение детей попечения  родителей в силу их нежелания  или невозможности осуществлять родительские обязанности). На протяжении веков преобладало сиротсво обыкновенное. Однако с середины 20в. социальное сиротсво стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост числа детей, оказавшихся  без попечения при живых родителях, наблюдается и в развитых странах. В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей – 95%.[19 с 32]

Именно в России в последние  годы все больше заставляет о себе знать еще одна разновидность  сиротства – скрытое социальное сиротство. Падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей  привело к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является рост безнадзорности.[20 с54]

Одна из главных особенностей современного положения детей в  России — депривиация, в том числе  социальная, т.е. устойчивая ситуация, в которой длительно не удовлетворяются  существенные потребности ребенка, необходимые для его полноценного физического и психического развития. 
Социально-депривирующими факторами могут выступать не только недостаточность заботы о детях со стороны государства и общества, но и особенности жизненной ситуации ребенка в семье. В докладе Российского детского фонда «Дети на пороге XXI века» (2000) отмечено, что сегодня не оправдывает надежд государственная политика реагирования на социальные девиации в детской среде. Не удается приостановить рост числа неблагополучных семей и детей, оставляемых семьей без опеки, присмотра, надзора. Сегодня семья как собственная среда жизнеобеспечения детей испытывает жесткий прессинг социальных и экономических проблем. 
В современную социальную практику прочно вошли такие понятия, как ребенок из «неблагополучной семьи», «из семьи социального риска», «крайне социального риска», «тяжелого медико-социального риска». Хорошо функционирующая семья — залог благоприятных условий для воспитания детей и сохранения их здоровья, выздоровления и реабилитации при болезни ее членов. «Дисфункция семьи» приводит к обратным явлениям. В семьях социального неблагополучия нарушаются практически все ее основные функции: репродуктивная, экономическая, воспитательная, медицинская, психологическая.[1]

В семьях, нездоровых по социально-психологическим  характеристикам, полностью не выполняется  их социальная функция: всестороннее образование  членов семьи, воспитание детей и  других членов семьи, социализация и  профориентация детей, обучение навыкам  поведения в обществе и семье, воспитание уважения к ценностям  семейной жизни, воспитание приоритета здоровья, по сравнению с другими  ценностями, передача и закрепление  традиций и привычек здорового образа жизни. О снижении воспитательного  потенциала современной семьи свидетельствует  тот факт, что только за период с 1995 по 2000 гг. на 19,5% увеличилось количество исков о лишении родительских прав. Во многом из-за крайне напряженного материального положения 4% матерей оставляют своих новорожденных детей в роддомах. [1]

С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том  числе и девиантных семей. Это  семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Наряду с общим сокращением  рождаемости происходит рост числа  детей, рожденных вне брака. В  сложной социально-психологической  ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани  развода. В результате в неблагополучных  семьях степень невнимания к ребенку  даже сильнее, чем в детских учреждениях  интернатного типа.

Нарушение психологической  связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и  влияет на криминализацию подростковой среды.[18 с173]

Фактором, обусловливающим характеристики семей социального риска, является особенность ее структуры (неполные малообеспеченные семьи, наличие в семье инвалидов или хронически больных лиц, нуждающихся в постоянном уходе, наличие лиц, отбывающих уголовное наказание или недавно освободившихся и находящихся в процессе социальной адаптации, а также лиц, входящих в ту или иную группу социального риска). Другим таким фактором является искаженный характер социального взаимодействия между членами семьи (отсутствие общих интересов и целей в общественной жизни и быту, равнодушие и эмоциональное безразличие к другим членам семьи, моральная безответственность, взаимная ненадежность и недоверие, разобщенность и отсутствие взаимопонимания и поддержки, грубость и жестокость по отношению к близким). [12 с 42]

Однако недостаточно обозначить группы семей, которые в силу своих  демографических, социально-психологических, экономических и иных характеристик  потенциально оказываются в зоне риска. Риск социального сиротства в семье напрямую связан с невыполнением (или ненадлежащим выполнением) родительских обязанностей. Эти обязанности перечислены в Семейном кодексе Российской Федерации; там же приведены причины, являющиеся основанием для лишения родительских прав. 
Таким образом, при диагностике риска социального сиротства в семье перед специалистами стоит задача – оценить выполнение родителями своих функций в области физического, психического, духовного и нравственного развития детей.

Беременные из семей группы «социального риска». Своевременная социальная помощь беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в связи с неблагоприятными социально-демографическими особенности и обстоятельствами жизни является одним из условий снижения уровня младенческой смертности и отказов родителей от новорожденных, улучшения здоровья детей.

Особую категорию беременных составляют женщины, склонные к асоциальному поведению, жестокому или пренебрежительному обращению с ребенком; ранее лишенные родительских прав. Эта категория  женщин, условно называемая группой  крайнего социального риска, должна находиться под повышенным контролем со стороны государства в целях предупреждения жестокого обращения с ребенком и детской безнадзорности, принятия мер по защите детей раннего возраста и еще не родившихся детей.

Приоритетное право на воспитание ребенка в семье закреплено в ст. 54,55,123 Семейного Кодекса  РФ. В Комментарии к Семейному  Кодексу подчеркивается: "Только в случаях, когда устройство ребенка  в семью не представляется возможным, дети помещаются в соответствующие  учреждения (в зависимости от возраста и здоровья) на полное государственное  обеспечение. "Выбор той или  иной формы устройства ребенка определяется, исходя из интересов ребенка с  учетом конкретных обстоятельств утраты родительского попечения".[7] 

Постоянная нестабильность и большой разрушительный потенциал, накапливающийся в семьях социального риска, делает судьбу ее представителей драматичной и непредсказуемой и одновременно угрожает стабильности, социальному и нравственному здоровью общества. Это делает необходимой постоянную социальную политику, направленную на укрепление устоев семьи, заботу о совершенствовании брачно-семейных отношений в обществе, подготовку молодежи к будущей семейной жизни.

Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье  — одна из важнейших задач социального  работника.

Совокупность различных  признаков свидетельствующих о  насилии над членами семьи, должна стать причиной для серьезного исследования ситуации. Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, психолога, врача, сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило, есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения в учреждение социальной реабилитации — это находится в компетенции местных органов опеки и попечительства.[15 c 217]

Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают такие как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье. Работа специалистов по социальной работе должна быть направлена на выявление и предупреждение проблем, которые возникают в семьях социального риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Нормативно-правовое  регулирование прав и интересов   детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей

Государство вынуждено брать  на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать  немалые средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей, как вне семьи, так и в новых семьях (опекунских, приемных). Основное содержание социальной работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле условий их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

Понятия ребенок оставшийся без попечения родителей и дети, оставшиеся без попечения родителей рассматриваются и используются в теории семейного права Российской Федерации и правоприменительной практике как синонимы.[9]

Основными нормативно-правовыми  актами, регламентирующими защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся бз попечения родителей, являются: Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ  (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 23.12.2010), Конвенция  о правах ребенка (одобрена Генеральной  Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990), Федеральный закон  от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»  (принят ГД ФС РФ 11.04.2008) (ред. от 18.07.2009) и  многие другие.

Защита прав детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, возлагается на органы опеки  и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных, федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства о данной категории детей.

Исходя из главы 2 Федерального Закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 года "Об опеке  и попечительстве" органами опеки  и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ и они осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.6 указанного закона). Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта РФ. Контроль за деятельностью вышеуказанных органов осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.[9]

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в федеральных и региональных законах. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с этими изменениями дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области образования, медицинского обеспечения, жилищной сфере и т.д. являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях. Теперь сами субъекты Российской Федерации  определяют  различные выплаты, дополнительные права и  льготы этой категории детей.[11]

Информация о работе Формы защиты и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей