Формы социальной защиты пенсионеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Социальная защита населения является направлением реализации социально-экономической политики, цель которой состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты трудоспособного населения от социальных рисков. Социальными рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм, безработица, миграция, потеря жилья, старость, бедность и им может быть подвержен любой человек в течение своей жизни.
Под социальной защитой населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Правовой статус пенсионеров в Российской Федерации…

1.1 Пожилые люди как особая социально-демографическая группа…

1.2 Социальные проблемы пожилых людей………………………..

1.3 Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей……

Глава 2 Формы социальной защиты пенсионеров………………….

2.1 Основные формы социальной защиты……………………………

2.2 Учреждения и меры социальной защиты пенсионеров…………..

Заключение………………………………………………………………

Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

Формы соц.защиты.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Планируется сократить  расходы бюджета за счет изменения подхода к досрочным пенсиям. Правительство полагает, что государственные расходы за выход сотрудников досрочно на пенсию должны нести сами компании, допускающие это. По словам представителей Минфина, работодатель должен либо соразмерно оплачивать тяжелый труд работника, либо создать иные условия труда, когда отпадает необходимость в досрочном пенсионном выходе.

 Напомним, что  право на досрочную пенсию  имеют только те лица, которые  на период вступления в силу  пенсионного законодательства 2001 года  уже работали по специальности (месту работы), дающему право на досрочную пенсию. В законе речь идет лишь о сохранении ранее приобретенных прав. Минсоцразвития в сентябре нынешнего года был внесен на парламентское рассмотрение проект пенсионной реформы вплоть до 2030 года. Правительство его одобрило и передало Президенту. Уже в октябре проект был возвращен Правительству с указанием внести необходимые доработки до конца текущего года4.

Другой социальной проблемой пожилых людей, решение  которой во многом способствовало бы повышению их благосостояния, является проблема трудовой занятости этой категории населения. Как уже говорилось выше, далеко не все из них к пенсионному возрасту теряют трудоспособность. Многие по состоянию здоровья еще долгие годы могут заниматься производственным трудом, а значит иметь ещё один источник доходов. Однако, сегодня определенное количество пенсионеров работает лишь в бюджетной сфере (педагоги, врачи, работники культуры и т.д.). Это связано с тем, что, с одной стороны, финансирование их заработной платы производится не за счёт средств предприятий, а из бюджетов разного уровня. С другой стороны, невысокая заработная плата в бюджетной сфере способствует возникновению вакансий, которые занимают пенсионеры. Те же люди, которые работали в различных формах акционерных предприятий (заводы, фабрики, НИИ и т.д.) по достижении пенсионного возраста, практически сразу увольняются в связи с уходом на пенсию.

Государство гарантирует  гражданам при соблюдении определенных условий право на получение трудовой пенсии по возрасту (по старости). Если после выхода на пенсию гражданин продолжает работать, то на него как на работника в полной мере распространяется трудовое законодательство. Вместе с тем Трудовой кодекс РФ предусматривает особые гарантии работающим пенсионерам. В соответствии со ст. 64 ТК РФ запрещен отказ в приеме на работу по причине возраста. Заключить срочный трудовой договор с пенсионером можно только с его согласия, пенсионер имеет право на дополнительный отпуск за свой счет. Работающий пенсионер может взять отпуск без сохранения зарплаты (за свой счет) до 14 календарных дней в году5. Для этого ему нужно обратиться с соответствующим заявлением к работодателю, который обязан предоставить ему такой отпуск. Работающие инвалиды могут воспользоваться правом на отпуск за свой счет длительностью до 60 дней в году, а участники ВОВ – до 35 дней в году. Такой отпуск можно взять в любое удобное время, в том числе и присоединить к очередному ежегодному отпуску. Неполный рабочий день или неполная рабочая неделя могут устанавливаться по соглашению работника с работодателем (ст. 93 ТК РФ). Таким образом, по общему правилу работодатель может, но не обязан устанавливать неполное рабочее время. Это положение распространяется и на работающих пенсионеров. Однако в той же статье ТК РФ перечислены категории работников, по просьбе которых работодатель все-таки обязан установить неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. К ним, например, относятся лица, осуществляющие уход за больным членом семьи в соответствии с выданным в установленном порядке медицинским заключением.

В соответствии с п. 13 Рекомендации N 162 МОТ «О пожилых  трудящихся»6 работодатели для улучшения условий труда пенсионеров могут:

    • изменить форму организации труда, если она ведет к чрезмерному напряжению пожилых работников, в частности путем ограничения сверхурочной работы;
    • приспосабливать рабочее место и задания к возможностям трудящегося пенсионера, чтобы сохранить здоровье и работоспособность, а также предупредить несчастные случаи;
    • организовать контроль за состоянием здоровья пожилых работников.

Данные положения  носят для работодателей лишь рекомендательный характер, соблюдать  их они не обязаны.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в  Российской Федерации» предоставляет  определенные гарантии работникам, которым до выхода на пенсию осталось не более двух лет. При этом они должны иметь страховой стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин) либо необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Если указанные  лица уволены в связи с ликвидацией  организации (прекращением деятельности индивидуального предпринимателя) или сокращением численности  или штата работников организации (индивидуального предпринимателя), то по предложению органов службы занятости пенсия в этих случаях может быть назначена досрочно. Обязательными условиями назначения такой пенсии являются невозможность трудоустройства уволенных работников и согласие этих работников на получение досрочной пенсии. Выплата пенсии, назначенной безработному гражданину досрочно, прекращается в случае его устройства на работу или при возобновлении им иной деятельности, засчитываемой в страховой стаж.

Когда получатель такой пенсии достигнет возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по возрасту (по старости), он вправе будет получать трудовую пенсию по возрасту (по старости).

Старение сопровождается неуклонным увеличением риска смерти, отражающим снижение жизнеспособности организма, его диапазона адаптационных возможностей. Достаточно острой является проблема ограничения жизнедеятельности. Престарелому человеку и его семье нужна помощь и поддержка - психологическая, медицинская, социальная. И цивилизованность сегодняшнего общества определяется в частности тем, насколько широка сеть специализированных учреждений, оказывающих помощь пожилым людям в решении их медико-социальных проблем.

§3. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых  людей

В развитых странах  социальная защита всех категорий населения осуществляется как через систему государственных учреждений, так и внегосударственными благотворительными организациями. В России частные формы поддержки и помощи людям пожилого возраста развиты пока очень слабо и основную роль в их социальной защите играет государство, которое осуществляет её различных видах через структуру общих и специализированных учреждений. На государственном уровне обеспечивается гарантированное предоставление законодательно установленных размеров пенсий, пособий, различных видов натурального обеспечения, широко спектра услуг и льгот. Одной из основных задач этого направления социальной защиты пожилых людей на современном этапе является обеспечение достойной жизни данной категории населения через повышение уровня их доходов.

Несмотря на существование такой категории, как прожиточный минимум, представляющий собой сумму денежных средств, которая  признается государством достаточной  для удовлетворения минимальных  потребностей человека в товарах  и услугах, федеральное законодательство не связывает гарантированный объем пенсии с прожиточным минимумом. В процессе реформирования пенсионной системы произошел постепенный отказ от использования при определении минимального размера пенсии параметров прожиточного минимума.

Вместе с  тем, федеральный законодатель исходил из того, что ежемесячный доход пенсионера не ограничивается одной лишь пенсионной выплатой, а включает в себя меры социальной поддержки, предоставляемые таким лицам на соответствующих уровнях власти в различных формах – в виде денежных выплат, социальных услуг, натуральных льгот. Федеральным законом от 22.08.2008 № 122-ФЗ установление и финансирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан было разграничено по уровням бюджетной системы.

Так, к числу  расходных обязательств Российской Федерации отнесены меры социальной поддержки, предоставляемые следующим категориям пенсионеров:

1) инвалидам  войны;

2) участникам  Великой Отечественной войны;

3) ветеранам  боевых действий;

4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии;

5) лицам, награжденным  знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6) лицам, работавшим в  период Великой Отечественной  войны на военных объектах;

7) членам семей  погибших (умерших) инвалидов войны,  участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

8) членам семей  военнослужащих, лиц рядового и  начальствующего состава органов  внутренних дел, государственной  противопожарной службы, органов  государственной безопасности, погибших  при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

9) бывшим несовершеннолетним  узникам фашизма;

10) инвалидам;

11) детям - инвалидам;

12) лицам, подвергшимся  воздействию радиации.

Эти категории  граждан, которые одновременно являются получателями тех или иных видов пенсий, имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты, а также набора социальных услуг, включающего:

1) обеспечение  необходимыми лекарственными средствами  по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских  показаний путевки на санаторно-курортное  лечение;

2) бесплатный  проезд на пригородном железнодорожном  транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Помимо этого, часть льгот указанным категориям граждан предоставляется в натуральном  виде. К наиболее значимым из них  относятся льготы в виде 50 % скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также по проезду в общественном транспорте.

Кроме того, отдельным  категориям из вышеприведенных предусмотрены  различного рода компенсационные и  прочие выплаты, что относится в  основном к лицам, пострадавшим от воздействия  радиации. Из наиболее существенных можно  отметить ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий аварии: инвалидам I группы – 9 782,54 рубля; инвалидам II группы – 4 891,28 рубля; инвалидам III группы – 1 956,5рубля.

Кроме того, пенсионеры из числа указанных лиц имею право  на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета  в случае, если они встали на очередь  в качестве нуждающихся до 1 января 2005 года.

Данные меры поддержки предоставляются в  соответствии со следующими Федеральными нормативными правовыми актами:

- Федеральным  законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах»;

- Федеральным  законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О  внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

- Федеральным  законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной  защите инвалидов в Российской Федерации";

- Федеральным  законом от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной  защите граждан, подвергшихся  воздействию радиации вследствие  катастрофы на Чернобыльской  АЭС";

 - Федеральным законом от 26.11.98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";

- Федеральным  законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных  гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

- Постановлением  Верховного Совета Российской  Федерации от 27.12.91 N 2123-1 "О распространении  действия Закона РСФСР "О  социальной защите граждан, подвергшихся  воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";

- Подпрограммой  «Выполнение государственных обязательств  по обеспечению жильем категорий  граждан, установленных федеральным  законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (Программа утверждена Постановлением Правительства от 17 сентября 2001 г. N 675).

К числу расходных  обязательств субъектов Российской Федерации отнесены меры социальной поддержки, предоставляемые:

    • ветеранам труда;
    • труженикам тыла;
    • реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;
    • другим категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации.

Объем финансирования в 2008 году предусмотрен в сумме 13556,87 тысячи рублей за счёт субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 28 декабря 2007 года N 936 «Об утверждении  Правил предоставления в 2008-2010 годах из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, а также на оказание адресной социальной помощи указанной категории неработающих пенсионеров, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий»

Информация о работе Формы социальной защиты пенсионеров