Формы социальной защиты пенсионеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Социальная защита населения является направлением реализации социально-экономической политики, цель которой состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты трудоспособного населения от социальных рисков. Социальными рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм, безработица, миграция, потеря жилья, старость, бедность и им может быть подвержен любой человек в течение своей жизни.
Под социальной защитой населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Правовой статус пенсионеров в Российской Федерации…

1.1 Пожилые люди как особая социально-демографическая группа…

1.2 Социальные проблемы пожилых людей………………………..

1.3 Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей……

Глава 2 Формы социальной защиты пенсионеров………………….

2.1 Основные формы социальной защиты……………………………

2.2 Учреждения и меры социальной защиты пенсионеров…………..

Заключение………………………………………………………………

Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

Формы соц.защиты.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

 

Глава 1 Правовой статус пенсионеров в Российской Федерации…

 

1.1 Пожилые люди как особая социально-демографическая группа…

 

1.2 Социальные проблемы пожилых людей………………………..

 

1.3 Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей……

 

Глава 2 Формы социальной защиты пенсионеров………………….

 

2.1 Основные формы социальной защиты……………………………

 

2.2 Учреждения и меры социальной защиты пенсионеров…………..

 

Заключение………………………………………………………………

 

Библиографический список……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность работы.

Социальная  защита населения является направлением реализации социально-экономической  политики, цель которой состоит в  обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты трудоспособного населения от социальных рисков. Социальными рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм, безработица, миграция, потеря жилья, старость, бедность и им может быть подвержен любой человек в течение своей жизни.

   Под социальной  защитой населения в настоящее  время понимается совокупность  законодательно установленных экономических,  социальных, юридических гарантий  и прав, социальных институтов  и учреждений, обеспечивающих их  реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

   Объект  социальной защиты - все группы  населения. Однако особые приоритеты  при этом имеют его уязвимые  слои: семьи с низкими доходами, инвалиды, престарелые, дети-сироты, одинокие и многодетные родители, жертвы экологических бедствий и т.д.

      Существует два основных подхода  к пониманию сущности социальной  защиты:

   1. социальная  защита - это социальное обеспечение  граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям.

   2. социальная  защита населения - это социальная  помощь, оказываемая отдельным категориям  людей в виде предоставления  социальных выплат, натуральной  помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.

Отдельного  внимания заслуживает такая категория  людей как пенсионеры. Изменение  социального статуса человека в  старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение  жизнедеятельности пожилых людей. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной защиты пенсионеров. Именно поэтому законодателю и правоприменителю необходимо более детально отнестись к проблеме правового регулирования статуса данной категории населения и обеспечения наиболее эффективного механизма реализации прав пенсионеров

Объектом работы общественные отношения в сфере  социальной защиты пожилых людей.

Предметом является формы социальной защиты пенсионеров.

Целью работы является анализ форм социальной защиты пенсионеров, а также изучение форм и методов социальной защиты с данной категорией граждан.

Достижение  этой цели предусматривает следующие  задачи:

1) определение  основных социальных проблем  пожилых людей;

2) выявление основных форм социальной защиты пенсионеров;

3) характеристика учреждений и мер социальной защиты пенсионеров

Глава 1 Правовой статус пенсионеров в Российской Федерации

    1. Пожилые люди как особая социально-демографическая группа
    2. полПонятие «пожилого возраста» включает в себя не только биологические, но и социально-психологические характеристики. Для понимания логики дальнейших рассуждений, необходимо определить, по каким признакам можно объединить людей в данную социально-демографическую группу. Границы пожилого возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей, менталитета и традиций того или иного социума. Развитие человечества и увеличение общей продолжительности жизни внесло свои коррективы в возрастные границы понятия «пожилой человек». Однако точное установление данных границ остается проблематичным в связи с несогласованностью сроков биологического, социального и психического развития человека. При этом, необходимо учитывать то, что каждый возрастной слой в обществе имеет свои внутренние характеристики, то есть любой возраст имеет свои возрастные стереотипы, представления о свойствах и возможностях того или иного возраста, понимание их возможностей и обязанностей на данной стадии жизни. А понятие «возрастная группа» включает в себя не только общность условного возраста её членов, но и, возрастную субкультуру, то есть набор признаков и ценностей, по которым представители данного возраста осознают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных общностей.

Современные исследователи  различают несколько видов старости: хронологическую, физиологическую, психологическую  и социальную и считают, что все  её виды взаимообусловлены и оказывают  определенное влияние друг на друга. При этом, календарный возраст не всегда играет ведущую роль. Хронический больной человек гораздо раньше начинает чувствовать преклонный возраст, чем физически крепкий и здоровый. Наступление разных видов старости обычно не совпадает по времени, они могут обгонять и отставать друг от друга. В то же время, можно говорить о том, что все эти процессы тесно взаимосвязаны и невозможно уверенно утверждать, какой из названных видов наиболее активно влияет на общий процесс старения. Скорость старения характеризуется как биологическими, так и социальными условиями.

Не существует четких границ и при определении  хронологической старости, то есть того количества прожитых лет, после  которого человека можно назвать  пожилым или старым. Как уже  говорилось, здесь многое зависит от достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей, менталитета и традиций того или иного общества.

Пенсионным  возрастов в Российской Федерации  считается достижение лицами мужского пола 60 лет, а женского – 55 лет1. Длительное время на законодательном уровне шли споры о повышении данных показателей, ведь всем известно, как остро стоит проблема  нехватки денег в Пенсионном фонде при существующей солидарной системе как и во многих зарубежных странах данные возрастные показатели завышены, по сравнению с отечественным, но в 2013 году пенсионный возраст повышаться не будет, и, как и прежде он будет составлять для мужчин – 60 лет, а для женщин – 55 лет. Дискуссии о том, нужно ли повышать пенсионный возраст в России, идут уже не первый год. Кто-то утверждает, что повышение возраста неизбежно. Кто-то придерживается прямо противоположного мнения - повышение возраста не панацея, нужно искать другие пути. Минздравсоцразвития РФ готовит стратегию долгосрочного развития пенсионной системы России до 2050 года, в которой предлагается размер пенсии привязать к заработку и трудовому стажу и таким образом регулировать возраст выхода на пенсию2. Сейчас же было решено проводить пенсионную реформу. Многие чиновники снова заявляют о необходимости повышения пенсионного возраста, реальных шагов в этом направлении пока не было сделано3.

Под физиологической  или физической старостью сегодня  принято понимать определенное состояние  здоровья, совокупность статистических отклонений организма. Точно установить ее границы ещё труднее, чем при хронологическом подходе. Исследователи связывают это с тем, что процесс физического старения во многом индивидуален. В одном и том же пожилом возрасте одни люди могут быть здоровы и не стары, другие по состоянию своего здоровья как бы обгоняют свой возраст.

Представление о социальной старости связано, прежде всего, с возрастом всего общества в целом и относится со средней  продолжительностью жизни в определенной стране и определенном временном  отрезке. Старение в большей степени социальный, чем биологический процесс, неодинаковый для разных эпох и культур, для представителей социальных слоев и групп. Если в девятнадцатом веке 55 - 60-летний человек воспринимался обществом как старый, и сам ощущал себя таким, то на рубеже тысячелетий люди в таком возрасте и старше ведут активный образ жизни.

Ведь именно формальный переход из категории  трудоспособного населения в  группу пенсионеров становится одной  из основных причин усиления социальных проблем людей пожилого возраста. Причём данная социально-демографическая группа становится сегодня доминирующей не только в России, где наблюдается общее «старение» общества, но и во всем мире.

Демографические тенденции тесно связаны с  социально-экономической и социокультурной  ситуацией в государстве. Реформирование различных сфер российского общества в последнее десятилетие резко ухудшило социальное положение почти всех категорий населения. Одной из особо уязвимых групп стали пожилые люди. Для того, чтобы оказывать этим людям действенную помощь, необходимо четко представлять виды и уровни существующих проблем.

Пенсионеры представляют собой отдельную категорию работников, нуждающуюся в дополнительных гарантиях прав, что обусловлено в первую очередь особенностями состояния здоровья пожилых людей. В связи с этим рассмотрение вопросов современного правового регулирования социальной защиты пенсионеров представляется весьма актуальным.

 

§2. Социальные проблемы пожилых людей

Социальные  проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как  от объективных, так и от субъективных факторов, однако можно попытаться условно объединить их в несколько групп - это проблемы материально-финансового характера, медико-социальной реабилитации и психологического благополучия пожилых. При этом, необходимо отметить, что решение проблем психологического благополучия не менее важно, чем поддержание достойного уровня доходов пожилых людей или оказание им качественных услуг в сфере медико-социальной реабилитации. К сожалению, достаточно часто это направление социальной поддержки остается нереализованным. Переход в категорию пожилых людей (выход на пенсию) связан, прежде всего, с осознанием человеком того, что он вступает в последний этап своей жизни. Впереди неизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Осознание всего этого, размышления о неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причем уровень этих осложнений зависит от субъективных качеств личности. И, наконец, к психологическим проблемам можно отнести резкое сужение контактов пожилого человека, которое может привезти к полному одиночеству. Уменьшение возможностей для общения связано с тем, что человек «выпадает» из трудового коллектива, больше времени проводит дома. В этом возрасте уходят из жизни многие друзья, родственники и сверстники, что также сужает контакты, а приобретение новых друзей становиться затруднительным. Особенно эта проблема актуальна для пожилых людей, живущих отдельно от своих взрослых детей.

К материально-финансовым проблемам этой категории населения России, несомненно, относится низкий уровень пенсий, который, зачастую, находится ниже уровня бедности. Индексация пенсий только в последние годы стала проводиться, относительно регулярно, однако её коэффициент пока отстает от уровня инфляции. Пенсионная реформа, по большому счету начатая еще с 2002 года, в 2013 вступит в очередную свою фазу, как обычно – планируется поэтапное дальнейшее внедрение новых пенсионных норм и повышение пенсий. К настоящему моменту не все из них еще готовы к практическому применению, а некоторые даже не разработаны. Это отмечают как работники самого ПФР, так и члены Правительства, а некоторые представители госаппарата высказывают свои сомнения о предстоящих пенсионных изменениях. Пока реформа находится еще на стадии разработки. Если сразу сказать кратко – пенсия с 1 января 2013 года не изменится, повышение пенсий произойдет с февраля.

Достоверно  известно только одно: пенсионная реформа  в 2013 году будет иметь два направления  работы – бюджет пенсионного фонда и дальнейший ход реформирования. Министерство финансов высказало несколько предложений по бюджету на 2013 год для того, чтобы планируемые мероприятия соответствовали финансовым возможностям государства. Но Правительство отказалось от подобных мер, потому что все они предполагали занижение индексации пенсии. ПФР же старается сохранить обещанное индексирование пенсий. Уже в конце 2012 года были приняты поправки к законодательству о пенсионном фонде и пенсионных выплатах, но в первую очередь они касаются баланса расходов, доходов бюджета ПФР. Поправки пенсионных выплат касаются только пенсионных накоплений. Речь идет, прежде всего, об управляющих компаниях, негосударственных пенсионных фондах, а также о возможности ПФР заключать самостоятельно договоры с указанными организациями. Определено, что единожды в год каждый может получать бесплатную справочную информацию о состоянии его пенсионного лицевого счета.

Трудовые пенсии будут дважды в 2013 году проиндексированы. Первая индексация − 1 февраля. Увеличение составит 7%, что равно уровню инфляции за 2012 год. Второе увеличение − 1 апреля на 3,3%. Социальные пенсии же с 01.04.2013 года возрастут на 5,1%, а размеры денежной ежемесячной выплаты − на 5,5%. Окончательный индексированный размер пенсия 2013 года на бумаге приобрела в сентябре 2012 года − после официального объявления главой Правительства. По словам премьер-министра, к концу 2013 года средний уровень трудовой пенсии превысит 10 тысяч рублей (в 2012 г. − 9394 рублей), так как будет составлять 10 300 рублей, а социальной пенсии − 6 100 рублей (в 2012 г. − 5952 рублей). До конца 2013 года государством предоставляется время для будущих пенсионеров выбрать управляющую компанию, инвестиционный портфель (способ вложения средств в ценные бумаги, иные активы), перевести свои накопления частично в НПФ. Средства тех, кто оставит деньги в ПФР, будут использоваться Пенсионным фондом самостоятельно для инвестиционных программ. Минсоцразвития должно подготовить долгосрочную стратегию пенсионного реформирования. Существующая ныне формула расчета пенсий сложна и имеет множество недостатков. Поэтому ведомству приходится вести дополнительные консультации, разъясняя порядок ее применения. Даже у представителей власти возникают трудности при объяснении метода использования пенсионной формулы, что уж говорить о простых пенсионерах. Значит, основной задачей для власти является разработка удобной, легкой для понимания граждан и использования в расчетах формулы расчета пенсий.

Информация о работе Формы социальной защиты пенсионеров