Формы массового поведения и социальные движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 22:51, реферат

Описание работы

Разделение на массу и исключительное меньшинство не является, таким образом, делением на классы. Это деление на типы людей. Среди представителей каждого класса есть масса и избранное меньшинство. В наше время даже в среде интеллектуалов, которые по своей сущности призваны быть людьми высокого интеллектуального уровня, мы замечаем все больше и больше псевдоинтеллектуалов - непрофессиональных, некомпетентных и не обладающих ни одним из присущих интеллектуалам качеств. С тем же явлением мы встречаемся и в среде сохранившихся аристократов

Содержание работы

Введение
Особенности психологии массы
Массовые действия и их формы
Социальные движения
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 37.18 Кб (Скачать файл)

Вопреки всем трудностям, связанным с деятельностью парламентских собраний, они все-таки представляют собой лучший из найденных способов самоуправления народов и самой возможности их самозащиты от ига личной тирании. 

 

 

3. Социальные движения

 

Современное гражданское общество является сферой, не относящейся к политической и правовой организации государственной власти.  Оно является сферой,  исторически происходящей из социальных движений,  действовавших вне государственных систем. В современных обществах существует много разновидностей социальных движений.

Социальное движение – это более или менее настойчивая и организованная попытка со стороны относительно большой массы людей ввести те или иные социальные изменения или, напротив, не допустить введения изменений. Социальные движения обычно предполагают проявление массовых коллективных действий по реализации специфических интересов и целей: рабочих, крестьян, представителей различных национальностей, экологов, молодежи и других групп. Любое социальное движение в той или иной форме предполагает коллективную попытку осуществить общие интересы посредством совместного действия в обход сферы официальных институтов.

Как свидетельствует исторический опыт, попытки применения демократических начал народного самоуправления сводятся к формуле, которая может быть заполнена различным содержимым. По мере включения масс в активную политическую жизнь стали один за другим возникать вопросы о демократизации экономической структуры общества, народного образования, о правах национальностей на родной язык и национальную культуру, об освобождении колониальных народов, о неприкосновенности для политической власти прав граждан на политические свободы. Однако отсталые в политико-экономическом и культурном отношениях страны не могут разрешить свои исторические задачи путем простого заимствования политических форм стран передовых; что вообще каждая страна имеет свой путь политико-национально-исторического развития.

Массы, делающие политику, руководствуются иллюзиями и утопиями, очень далекими от действительности и неосуществимыми; люди, тщательно учитывающие исторически возможное и старающиеся предупредить общественные эксцессы, никогда не становятся вождями масс и производят впечатление лишних в политической жизни людей. Поэтому история полна эксцессов, мучений и крови; она всегда идет зигзагами; в погоне за очередными иллюзиями, неприемлемыми действительностью, происходит колоссальная растрата национальных сил, упадок, а иногда и гибель государства. Основной причиной этого иррационального характера политической жизни и деятельности является неподготовленность народных масс к разрешению многочисленных и сложных задач, поставленных перед современным государством.

Причина политического бесплодия этих народных масс лежит в их политической психике. Процесс политического и культурного воспитания народных масс более или менее гладко идет в передовых европейских парламентских демократиях, богатых, свободных и культурных. Народные массы постепенно утрачивают в них свой эмоциональный, стадный характер, развивают свой политический кругозор и приобретают способность к рациональному политическому мышлению.

В сложных политических вопросах деятельность государственных людей, как и всяких других специалистов в их профессиях, могут радикальным образом расходиться с общественным мнением их избирателей. Член парламента выбирается голосующими за него избирателями не потому, что он способен целиком уйти в защиту их местных интересов, иметь их узкий политический кругозор и разделять все их предрассудки и верования, а потому, напротив, что он больше понимает в политике, чем обыватель, никогда прежде о них не думавший. Равенство политических прав не дает людям равных способностей и знаний: если народные массы знают, что в конечном счете нужно для их блага, то в то же время они далеко не всегда знают, какими средствами могут быть достигнуты цели.

Поэтому избиратели должны сознательно идти на выборы; они должны быть готовыми к тому, что их представители в парламенте будут защищать идеи и требования, значительно расходящиеся с их обывательскими суждениями. В парламент надо выбирать не средних людей, точно выражающих мнение избирателей, а людей лучших, более способных и более знающих, т.е. привлекать к законодательной и административной работе квалифицированные силы, лучших людей, которые обладают политическими знаниями, опытом и моральной устойчивостью.

         В эпоху рабовладельческой демократии  афинской республики гражданское  общество  было политическим обществом.  По словам Аристотеля,  добродетелью  гражданина было "принимать участие  в правлении и подчиняться  правлению". В эпоху становления  буржуазного государства политическое  и гражданское  общества  стали  разделенными друг  от друга, что  является следствием буржуазного  либерализма. Вследствие такого  разделения гражданское общество  стало свободным от моральных,  экономических и политических  обязательств. Как следствие,  это  привело к исключению моральной  и экономической сфер из процесса  демократизации.  Все существующие  социальные движения можно условно  разделить на

I Общественные движения 

Общественное движение – массовое общественное объединение, состоящее из участников, а также лиц, не имеющих в нем членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые всеми в них заинтересованными лицами. К числу наиболее известных общественных движений можно отнести:

  1. Аболиционизм (Abolitionism) - общественное движение, добивающееся отмены некоторых  законов.
  2. Альтернативные движения (Alternative movement) - новые общественные движения, стремящиеся найти решения глобальных и других актуальных проблем, отличные от традиционных подходов, предлагаемых традиционными организациями: партиями, профсоюзами и др. Для альтернативных движений характерно критическое отношение ко многим явлениям современного общества и недоверие к государственным структурам.
  3. Антиклерикализм (Anticlericalis) -  общественное движение за освобождение политической и духовной жизни от власти религии и церкви.
  4. Либерализм (Liberalis, касающийся свободы) – общественное движение за установление свобод. Либерализм - общественное движение:
  • провозглашающие свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества;
  • поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции;
  • поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод.

II Политические движения

1. Анархизм (Anarchism, от греч.Anarchia – безвластие) - общественно-политическое течение, выступающее с идеей немедленного уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Анархизм отвергает организованную политическую борьбу, тактическим средством провозглашает акционизм.

2.   Клерикализм (от лат.Clericalis – церковный) - общественно-политическое течение:  
- стремящееся к усилению роли церкви в политической и духовной жизни общества; и  
- осуществляющее свою деятельность посредством находящихся в ряде стран мира политических партий, а также различных религиозных организаций.

3. Консерватизм (Conservatism, от лат.Conservo – сохраняю) - идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков.

4.  Монархизм (Monarchism) - политическое движение, имеющее своей целью установление и сохранение монархии.

5.  Мондиализм (Mondialism от фр.Mondial - мировой, всемирный) - движение за объединение мира и его отдельных регионов на федеративной основе с общим и всемирным правительством.Народничество (Narodnik mouvement) - общественно-политическое движение интеллигенции в России в 1870-1890 гг., выступавшее:

  • за некапиталистический путь развития России;
  • за переход к социализму через использование и трансформацию крестьянской общины с учетом самобытности России.

6.  Панславизм (Panslavism от греч.Pan - все + Slavus – славянин) - идейное и социально-политическое движение 19 века, направленное на культурное и политическое объединение всех славянских народов.

7.  Пацифизм (Pacifism от лат.Pacificus – миротворческий)- в широком смысле - безоговорочное осуждение всякой войны; отказ от войны как средства внешней политики.Пацифизм - в узком смысле - движение, представители которого стоят на позиции морального осуждения всяких войн и настаивают на необходимости мирного разрешения конфликтов между странами и народами.

8. Сепаратизм (Separatism от лат.Separatio – отделение) - движение к самостоятельности некоторой группы или организации, стремящихся к отделению от большой ассоциации. Сепаратизм - обычно - движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.

III Социальные движения

1. Движение сопротивления - социальное движение, ставящее своей целью:

  • во-первых - добиться перемен;
  • во-вторых - блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения.

2.  Нигилизм - в 1860-х гг. - течение русской общественной мысли:

  • отрицавшее традиции, устои дворянского общества, крепостничество;
  • призывавшее к их разрушению во имя радикального переустройства общества.

3. Лаицизм (Laicism от лат. Laikos – народный) - движение за секуляризацию, основное требование которого заключается в устранении влияния религии в различных сферах общественной жизни.

IV Этические движения

1. Просвещение (Enlightment) - философско-этическое течение, характеризующееся:

  • духом эмпиризма и скептицизма;
  • стремлением к переустройству общественных отношений на началах разума, вечной справедливости, вытекающих из самой природы неотъемлемых естественных прав человека.

V Националистические движения

1. Сионизм (Zionism от Сион - холм в Иерусалиме)- националистическое движение, провозглашающее идею исключительности еврейской нации. Сионизм возник в конце 19 века с целью создания еврейского национального государства в Палестине.

2. Неофашизм  (фашизм) – националистическое движение, провозглашающее идеи превосходства «избранных» наций над «низшими». Характеризуется проявлениями расизма, шовинизма, использует формы крайнего экстремизма на пути установления диктатуры в государственном и международном масштабе. Современный неофашизм объединяет также различные направления скинхедов.

 

 

VI Реформаторские движения

  Группы социальных  движений, стремящихся внести в  существующую систему ценностей  изменения, способствующие более  эффективному функционированию  этой системы. Различают:

  • аболиционистские движения за отмену некоторого закона;
  • экологические движения за охрану окружающей среды;
  • феминистские движения за равноправие женщин и др.

   В течение двух  последних столетий во многих  странах мира произошли революции. При этом большинство революций XX века вдохновлялось идеями социального  переустройства общества, основной  из которых был марксизм.

       Революционное движение – это разновидность социального движения, имеющего целью полную отмену существующей системы ценностей в государстве и обществе. Понятие революции весьма сложно для определения. Процесс политических перемен, квалифицируемый как революция, предполагает действия массовых социальных движений, способных для достижения своих целей пойти как на применение насилия и захват власти, так и на последующее проведение реформы общества. Разработано множество различных теорий революции. Особенно важна интерпретация Маркса, не только из-за ее научной ценности, которая может быть во многих отношениях оспорена, но и потому, что она в каком-то смысле сформировала реальные революционные процессы, совершившиеся в нынешнем веке.

Поскольку революции явление сложное, то довольно трудно обобщить условия, приводящие к революционным изменениям. Большинство революций происходит в обстоятельствах, когда правительственная власть теряет целостность и становится фрагментарной (например, в результате войны), там, где угнетенные группы получают способность сформировать жизнеспособное массовое движение. Обычно революции являются непреднамеренным следствием каких-либо более частных целей, для достижения которых эти движения первоначально возникли. Постреволюционные режимы нередко становятся авторитарными, вводят цензуру и другие формы контроля. Обычно революции имеют далеко идущие последствия для общества, однако их нелегко отделить от других факторов, воздействующих на последующее развитие данного общества. 

Информация о работе Формы массового поведения и социальные движения