Формальный и неформальный лидер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 19:42, контрольная работа

Описание работы

Управление появилось вместе с людьми. Там, где хотя бы два че¬ловека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение ко¬торой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой — его подчинен¬ным, исполнителем.На всех этапах становления общества проблема управления сто¬яла довольно остро и многие люди пытались решить ее, но их тру¬ды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………с.3
ГЛАВА I. ПОРТРЕТСОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1. Значимость руководства…………………………………………с.4
2. Функции руководителей………………………………………….с.5
3. Качества руководителей…………………………………………..с.9
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА И
РУКОВОДСТВА
2.1 Формальные и неформальные организации (группы)……….с.12
2.2 Понятие «Формальный лидер»………………………………….с.14
2.3 «Неформальный лидер» - кто он………………………………..с.15
2.4 Различия неформального лидерства и формального
руководства………………………………………………………..с.18
2.5 Сосуществование формального и неформального лидеров…с.20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….с.24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………с.25

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

действительности;

  • поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в

овладении ими, их обучение;

  • умение рационально использовать время, планировать свою

работу.

Личностные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:

  • высокие моральные стандарты;
  • физическое и психологическое здоровье;
  • внутренняя и внешняя культура;
  • честность;
  • справедливость, отзывчивость, заботливость,

доброжелательность к  людям;

оптимизм, уверенность в себе.

Но обладание ими  – тоже всего лишь предпосылка  успешного руководства, ибо руководителем  делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

  • умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение, требовательность;
  • доминантность, честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;
  • контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80% знаний менеджера должны составлять знания о человеке);
  • инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном;
  • умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;
  • стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.

Требования к руководителям  в отношении этих качеств на различных  уровнях управления неодинаковы.

Поскольку руководитель любого уровня не только организует и  направляет работу сотрудников, но и  при необходимости оказывает  влияние на их поведение, в том числе и внеслужебное, он должен быть достаточно хорошо подготовлен педагогически

Различны требования к руководителям и в разных странах. Приведем данные, полученные путем опросов ведущих менеджеров (в табл. 1 располагаются в порядке убывания значимости).

Таблица 1 Оценка значимости качеств  руководителя

 

№ п/п

Западные страны

Россия

1

Лидерство

Личные достоинства

2

Эффективность руководства

Личные связи

3

Видение перспектив

Лояльность

4

Достижение согласия

Предприимчивость

5

Предприимчивость

Лидерство


Необходимо отдельно сказать о специфике проявления деловых качеств у женщин. Они, как правило, хуже мужчин адаптируются на руководящих должностях. Причины  этому следующие.

Во-первых, женщины в  целом менее психологически устойчивы, независимы, смелы, чем мужчины, хуже контролируют себя..

Во-вторых, сочетают большую  загруженность на службе с домашними, прежде всего с материнскими обязанностями. Поэтому они чаще довольствуются постами или руководителями небольшими организациями (подразделениями) с простой структурой.

 

 

 

 

 

ГЛАВА II ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА И

РУКОВОДСТВА

2.1 Формальные и неформальные  организации (группы)

 

Все организации и группы могут  быть разделены на два основных типа — формальные и неформальные. Любая  формальная организация и группа — это институционально устанавливаемая общность людей, объединенных для достижения какой-либо цели. Неформальные группы образуются в результате институционально нерегламентированной, спонтанной активности людей, вступающих между собой в регулярные взаимодействия. Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства, а неформальные — продукт стихийного взаимодействия людей в ходе их повседневной жизни и деятельности. Формальная организация создается по заранее выработанному плану. Неформальная организация является своеобразной реакцией людей на их неудовлетворенные индивидуальные потребности, в частности, потребности в общении, в защите, в поддержке и т.п. Основными причинами образования неформальных групп являются следующие факторы:

- потребность в социальной принадлежности;

- потребность в помощи;

- потребность в защите;

- потребность в общении.

Эти базовые психологические потребности  человека являются причинами возникновения  неформальных групп, через которые  они удовлетворяются. Эти группы не устанавливаются директивно, а складываются спонтанно — как естественный продукт межличностных взаимодействий. Формальные группы (организации) имеют противоположный генезис — они навязываются, устанавливаются исходя из тех или иных внешних требований, прежде всего, — исходя из потребностей организации определенной совместной деятельности.

И формальные, и неформальные группы должны быть по необходимости как-то организованы, что и происходит в  действительности. Основным и относительно наиболее простым способом такой  организации является выделение среди членов группы человека, на которого возлагаются функции по ее координации. Однако если в неформальных группах этот человек выделяется самой группой, делегируется ею в эту позицию, то в формальных группах он, как правило, ставится в эту позицию в силу внешних причин. Поэтому для неформальной группы характерно наличие неофициального лидера, а для формальной — наличие лидера официального — руководителя. Неформальное и формальное лидерство — это достаточно разные по своему возникновению и закономерностям явления. Уяснение их сходства и различия необходимо для понимания сути управленческой деятельности.

Разделение формальных и неформальных организаций (и групп), несмотря на его очевидность, не является абсолютным. Неформальные группы могут трансформироваться в формальные и наоборот. И те и другие, различаясь по механизмам возникновения, имеют и важные черты общности — наличие структуры, «ведущего» и «ведомых» членов, множество общих социально-психологических феноменов. И те и другие при условии их достаточно большого объема, как правило, дифференцируются на подгруппы. В формальных организациях это, например, регламентирование устанавливаемые подразделения, отделы. Неформальные организации также разделяются на подгруппы, группировки — так называемые клики и подклики, между которыми устанавливаются довольно сложные отношения. Наконец, наиболее важно то, что любая формальная организация не исключает, а наоборот, предполагает наличие внутри себя ряда, а часто — многих неформальных групп. Тем самым в структуре организаций, особенно — крупных, тесно взаимодействуют и как бы «накладываются» друг на друга формальные и неформальные способы их структурирования. Взаимодействие формальных и неформальных групп внутри организаций — одна из важнейших проблем и трудностей управления; она будет рассмотрена ниже. Здесь же следует отметить главное: наличие двух типов организации групп — формальной и неформальной является причиной двух разных способов управления ими — механизмов формального и неформального управления. Это — и причина двух типов лидерства — формального и неформального. Они могут вступать в сложные отношения — или сочетаться, или резко расходиться, или взаимодействовать.

 

2.2 Понятие  «формальный лидер»

 

Формальный лидер или  руководитель — это человек, который  направляет работу других и несет  персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в  выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений.

Официально назначенный  руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение  формального руководителя зависит  от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые  подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они  пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.

Формальный лидер имеет  поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и  обычно действует в отведенной ему  конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

 

2.3 «Неформальный  лидер», кто он

 

Слово "лидер" в переводе с английского ("leader") означает "руководитель", "глава", "командир", "вождь", "ведущий". Лидерство - это влияние на других людей, однако не любое, а такое, которое отвечает следующим условиям:

1) влияние должно быть  постоянным. К лидерам нельзя  причислять людей, оказывающих,  хотя и большое, но разовое,  кратковременное воздействие на  членов группы;

2) руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько или даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью лидера является широта его влияния;

3) лидер должен иметь  явный приоритет во влиянии.  Отношения лидера и ведомых  отличают асимметричность, неравенство  во взаимодействии, однозначная  направленность воздействия от  лидера к членам группы;

4) влияние лидера, особенно  организационного, должно опираться  не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя  бы признание правомерности руководства.  Диктатор, силой удерживающий группу  в подчинении, - это не лидер.

Лидерство - это неформальное влияние. Оно отличается от руководства, которое "предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства - подчинения". Лидер - это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

"Руководство, - пишет,  в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе  формальных (официальных) отношений,  а лидерство - феномен, порожденный  системой неформальных (неофициальных)  отношений. Причем роль руководителя заранее определена "на табло" социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет... Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический".

Существует мнение, что  лидер должен обладать особыми индивидуальными  качествами, которые делают его способным  управлять. Он должен владеть искусством убеждения, быть благородным, честным, уравновешенным, справедливым, но все  эти замечательные свойства натуры являются не только субъективными, но еще и абстрактными. Если придерживаться мнения об абсолютной необходимости этих качеств, то было бы просто невозможно найти такое количество достойных людей на руководящие должности.

Думается, что лидер должен обладать и другими важными индивидуальными особенностями: стремлением к власти (чаще всего построенным не на логике, высоком служебном или интеллектуальном статусе, а на харизме (от греч. charisma — милость, божественный дар), на силе личных качеств и способностей, хорошо развитой межличностной ориентацией, пониманием потребностей и приоритетов коллектива. Лидер должен уметь управлять вниманием аудитории и владеть своими эмоциями, быть уверенным в себе, не говорить лишнего — ведь подавляющее большинство ошибок человек совершает из-за неумения вовремя промолчать, "слово — серебро, молчание — золото". Главные качества лидера — гибкое, нестандартное мышление, харизматические свойства личности и владение искусством воздействия на оппонентов и коллектив.

Группа качеств. Характеристика качеств

Физиологические качества Приятные внешность (лицо, рост, фигура), голос, хорошее здоровье, высокая  работоспособность, энергичность

Информация о работе Формальный и неформальный лидер