Формальный и неформальный лидер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 19:42, контрольная работа

Описание работы

Управление появилось вместе с людьми. Там, где хотя бы два че¬ловека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение ко¬торой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой — его подчинен¬ным, исполнителем.На всех этапах становления общества проблема управления сто¬яла довольно остро и многие люди пытались решить ее, но их тру¬ды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………с.3
ГЛАВА I. ПОРТРЕТСОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1. Значимость руководства…………………………………………с.4
2. Функции руководителей………………………………………….с.5
3. Качества руководителей…………………………………………..с.9
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА И
РУКОВОДСТВА
2.1 Формальные и неформальные организации (группы)……….с.12
2.2 Понятие «Формальный лидер»………………………………….с.14
2.3 «Неформальный лидер» - кто он………………………………..с.15
2.4 Различия неформального лидерства и формального
руководства………………………………………………………..с.18
2.5 Сосуществование формального и неформального лидеров…с.20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….с.24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………с.25

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………с.3

ГЛАВА I. ПОРТРЕТСОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

    1. Значимость руководства…………………………………………с.4
    2. Функции руководителей………………………………………….с.5
    3. Качества руководителей…………………………………………..с.9

 

ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА И

РУКОВОДСТВА

2.1 Формальные  и неформальные организации (группы)……….с.12

2.2 Понятие  «Формальный лидер»………………………………….с.14

2.3 «Неформальный  лидер» - кто он………………………………..с.15

2.4 Различия  неформального лидерства и формального

руководства………………………………………………………..с.18

2.5 Сосуществование  формального и неформального  лидеров…с.20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….с.24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………с.25

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление появилось  вместе с людьми. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой — его подчиненным, исполнителем.

На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.

В настоящее время  существует некоторый минимум различных  характеристик для современного менеджера. Что это за характеристики, и каким должен быть портрет современного менеджера, и пойдет речь в данной работе.

Работа состоит из введения, основной части, которая включает две главы, заключения, где представлены выводы о проделанной работе и  списка литературы.

ГЛАВА I ПОРТРЕТ  СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

    1. Значимость руководства

 

В работе руководителя много  привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.

В прошлом на должность  менеджеров старались подобрать  людей с ярко выраженными диктаторскими  замашками, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и  наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение.

В этих условиях формула  действий управляющего была: «бизнес  есть бизнес, работай, не рассуждая».

С пониманием того, что  рабочих нужно не принуждать к  труду, а поощрять, изменились и требования к управляющим. Главным их достоинством стала способность играть роль главы семьи, который по-отечески относится к подчиненным, действуя по формуле: твердость, но справедливость.

Все это, безусловно, помогло  снять многие проблемы, и прежде всего антагонизм между рабочими и менеджерами.

Кризисные ситуации, все  больше и больше потрясавшие западную экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто ужиться с людьми было недостаточно — взаимодействие нужно было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребовало от менеджера еще и маклерских способностей.

И наконец, сегодня фирмы  выросли настолько, что единоличное  управление ими стало практически  невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого — координировать деятельность группы менеджеров.

Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает  в нескольких ипостасях.

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим  коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это — дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, это — воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

 

    1. Функции руководителей

 

Разница между хорошей  и отличной организацией состоит  в управлении ею, которое осуществляет руководитель, т. е. лицо, направляющее, координирующее и контролирующее деятельность исполнителей. Последние должны в обязательном порядке ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.

Сам руководитель может  брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы глубже разобраться в специфике работы и принимать более обоснованные решения (считается, что на это он может тратить не более 5 процентов своего времени).

Результатом его усилий является определенным образом сгруппированная, направленная и скоординированная работа других людей. Этот результат вещественно закрепляется в документах и к последующей текущей деятельности отношения не имеет.

Руководитель является персонифицированным воплощением  организации, и к ее целям и проблемам он (как, впрочем, и исполнители) должен относиться как к своим собственным.

Современная научно-техническая  революция коренным образом изменила условия и характер производственных, хозяйственных и социальных процессов. Они стали настолько сложными, что руководитель уже не в состоянии единолично управлять всем.

Поэтому он сегодня становится организатором самостоятельной  работы исполнителей, часто объединенных в команды. Такая работа является особым видом творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и уровня занимаемой должности требования к творчеству увеличиваются

Особенность положения  руководителя в организации, по мнению западных специалистов, состоит в  следующем.

В работе руководителя много  привлекательного. Она приносит человеку авторитет и уважение окружающих, престижна, предоставляет широкие возможности для развития личности, наконец, просто захватывающа и увлекательна. Руководителю, особенно крупной организации, приходится осуществлять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми - подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами, к каждому из которых необходимо подобрать свой ключик. Стремление выделиться часто приводит к тому, что руководители работают по 10-12 часов в день.

В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых выделяют следующие.

Стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации, разработке стратегии и планировании. В обычных условиях она считается главной.

Инновационную, тесно  связанную с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель создает условия для организационных преобразований, направляет процесс разработки и внедрения новых видов продукции и услуг, консультирует подчиненных.

Административную, объединяющую целый ряд подфункций:

  • контрольную (оценка результатов деятельности, проведение ее необходимой корректировки);
  • организационную (распределение полномочий, задач, ресурсов и проч.);
  • направляющую (постановка задач, координация работы исполнителей);
  • кадровую (подбор, расстановка, развитие персонала);
  • стимулирующую (убеждение и вдохновение работников, их поощрение и наказание).

Коммуникационную, сводящуюся к налаживанию внутренних и внешних  связей, проведению совещаний, переговоров, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, разрешению конфликтов, представительству.

Социальную, выполняя которую  руководитель поддерживает в организации благоприятный морально-психологический климат, формирует нормы поведения, помогает подчиненным в трудную минуту Появление этой функции обусловлено растущей ролью человеческого фактора в жизни организации.

Короче говоря, руководителя сегодня можно рассматривать в трех ипостасях:

  • профессионал - автор решений, стратегии, планов;
  • организатор - создатель условий деятельности исполнителей, осуществляющих их на практике;
  • начальник, предписывающий подчиненным необходимые действия, которые те обязаны выполнять.

В различных ситуациях  и на разных уровнях управления требуются  разные руководители.

Так, в период создания или перестройки организации  прежде всего нужны руководители-предприниматели, формирующие концепцию развития, смело берущие на себя ответственные решения и риск последствий, и руководители-лидеры, увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие и направляющие на выполнение стоящих задач их способности.

В период стабильного  развития на первое место выдвигаются  руководители-плановики, разрабатывающие исходя из текущих реалий планы и программы развития с «дозированным» риском, а также руководители-администраторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организаторскую, координирующую, контролирующую деятельность.

Как должностное лицо руководитель обладает определенными  правами и обязанностями.

Официальные обязанности  бывают общими (определяются конституцией); специальными (возложенными, например, собственником, высшим руководством и др.); служебными (вытекающими из совокупности функций должности).

Помимо официальных  прав и обязанностей, закрепленных документально, руководители имеют и неофициальные, например такие:

  • придерживаться заведенного в организации порядка;
  • уважительно относиться к подчиненным и коллегам, их работе, не подчеркивать недостатки, не высказывать в присутствии других сомнения в их способностях и т. д.;
  • не перекладывать на других свои обязанности, но и не выполнять чужие;
  • не замалчивать достижения подчиненных и не приписывать себе их успехи;
  • самокритично относиться к себе, интересоваться мнением других о своей работе и поведении; время от времени задаваться вопросом, хотелось бы работать у себя в подчинении;
  • заботиться о личных интересах и проблемах подчиненных и коллег, их здоровье, успехах; оказывать им при необходимости всестороннюю помощь;
  • не отдавать без особой надобности распоряжения «через голову», даже если это и требует дополнительного времени;
  • не допускать фаворитизма.

Все это очень важно, поскольку не только подчиненные  зависят от руководителя, но и сам он во многом зависит от них, от их знаний, умения работать, готовности исполнять его распоряжения и неофициальные просьбы.

Помимо подчиненных, руководитель зависит также о своих коллег, начальников, деловых партнеров, без  содействия которых он инее в состоянии надлежащим образом выполнять возложенные на него обязанности.

 

1.3 Качества  руководителя 

Некоторые исследователи  называют более 200 необходимых руководителю качеств. Эти качества большинство  специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личностные и деловые.

К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Обладание ими является лишь предпосылкой успешного выполнения служебных обязанностей. Такими качествами являются:

  • высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей сфере деятельности и смежных с ней;
  • широта взглядов, эрудиция;
  • стремление к постоянному самосовершенствованию,

критическому восприятию и переосмыслению окружающей

Информация о работе Формальный и неформальный лидер