Цивилизация как объект изучения социальной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:32, реферат

Описание работы

Цивилизацию можно определить как предельно широкую, устойчивую социокультурную общность, которая существует в определенных пространственно-временных координатах. Понятие «цивилизация» многозначно, в мировом обществознании имеются десятки определений цивилизации, но все они отталкиваются от того объективного факта, что это человеческие общности, которые обладают устойчивыми социальными, материальными и духовными ценностями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Цивилизация как объект изучения социальной жизни;
Как жили люди древнего каменного века;
История цивилизаций началась с неолитической революции;
Бронзовый век (раннерабовладельческая цивилизация);
Античная цивилизация (железный век);
Феодальная цивилизация;
Индустриальная цивилизация;
Постиндустриальная цивилизация;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 50.29 Кб (Скачать файл)

Формировалась племенная элита и отделение управленческой деятельности от физического труда. Из общей массы членов общины или племени выделились жрецы, вожди, воины. Это было вызвано необходимостью охранять поселения и имущество от покушений соседних общин или мигрирующих скотоводческих племен, находить лучшие пастбища, распределять труд между различными видами занятий, особенно в связи с сезонностью земледелия и скотоводства.

Специализация семей и общин на определенных видах деятельности в результате развития общественного разделения труда неизбежно вела к развитию обмена продуктами труда как внутри общины, так и между общинами – соседними и отдаленными. Только обмен давал возможность удовлетворения личных и производственных потребностей.

Началось социальное расслоение однородной прежде общины. Старейшие общины, племенные вожди, колдуны и знахари, военные предводители постепенно присваивали себе лучшие земли и пастбища, распоряжались растущей долей общинного богатства. Они игнорировали традиционную первобытную уравнительную систему.

Эпицентр раннего этапа неолитической цивилизации находился в Передней Азии, на Ближнем Востоке. В V – начале IV тыс. до н.э. эта цивилизация распространилась в долинах Нила, Инда, Евфрата, затем Янцзы. Попозже она захватила Центральную, Северную и восточную Европу. Процесс неолитической революции шел медленно. Потребовалось около 2800 лет, что бы производящее хозяйство появилось на Севере Европы. Быстрее этот процесс шел на побережьях Средиземного моря.

Переход к земледелию привел к новому типу общества. Оно отличалось от предшествовавших в силу заметного увеличения  числа людей, которые могли прокормиться в пределах той же земли. Занятие сельским хозяйством привело к увеличению плотности заселения пригодных для обработки земель.

В эпоху неолита и энеолита началось расслоение общества на классы. При анализе археологических материалов из внешних признаков, свидетельствующих о возникновении цивилизации, первостепенное значение имеют следующие:

  • Появление города как нового типа населенного пункта, качественно отличного от существовавших прежде поселений;
  • Экологические последствия формирования городов (инфекционные болезни, свалки вокруг городов, преступность);
  • Высокая степень имущественной дифференциации общества;
  • Возникновения монументальной архитектуры (культовой или светской);
  • Появление памятников письменности, указывающих на переход к качественно новому уровню хранения и передачи информации.

Экологические последствия деятельности неолитических земледельцев весьма разнообразны. При подсечно-огневом земледелии люди использовали огонь не только для освоения новых территорий, но и как способ получения необходимых минеральных солей для будущего урожая. Сжигаемые деревья и кустарники, предварительно сваленные и высушенные на солнце, давали золу – минеральное удобрение, которое на несколько лет гарантировало сбор высоких урожаев зерновых культур. Часто при подсечно-огневом земледелии возникали обширные пожары, в результате которых выгорали большие территории леса, гибло много животных.

В конце неолита разразился экологический кризис, когда увеличившееся население не могло прокормиться с помощью подсечно-огневого земледелия и примитивного скотоводства. Выходом из этого кризиса стало сооружение ирригационных систем в долинах крупных рек (Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Хуанхэ). Это в свою очередь требовало более сложной общественной организации для управления строительством и ремонтом таких сооружений, регулирования потоков воды.

  1. Бронзовый век (раннерабовладельческая цивилизация)

Открытие огня сделало возможной обработку металлов. Человек смог перейти от строгания палок и шлифовки камней к выплавке металлов. На смену каменному веку пришел бронзовый, а затем и железный век. Относительная доступность новых материалов делала их использование еще более разнообразным. Человек создавал все более сложные предметы.

Эпоха использования в хозяйстве изделий из бронзы и широкого применения рабского труда получила название бронзового века. Этот этап истории человечества можно назвать периодом формирования и развития древних империй. Он продолжался с 3500 по 600 г. до н.э.

В динамике цивилизации бронзового века можно выделить три этапа:

  1. Становления и распространения (конец IV – начало III тыс. до н.э.);
  2. Зрелости и расцвета (вторая половина III тыс. до н.э.);
  3. Заката и упадка (большая часть II тыс. до н.э.).

С середины IV тыс. до н.э. на Ближнем Востоке и в Египте города и сельские поселения стали объединяться и формировать государства, которые превратились со временем в мощные рабовладельческие империи.

Около 3118 г. до н.э. земледельческие общины, расположенные по берегам Нила, были объединены в единое мощное государство. Возникла великая цивилизация Древнего Египта. В Египте процветали математика, астрономия, искусство, архитектура. Большие успехи были достигнуты в медицине, как в лечении, так и в описании болезней.

Общинная собственность была необходимой формой присвоения основных средств производства для сравнительно небольших общин, обеспечивала их выживание и медленный прогресс в условиях высокой неопределенности и изменчивости природной среды, низкой производительности труда, отсутствия прибавочного продукта. Но постепенно она превращалась в тормоз прогресса.

Частная собственность возникла из общинной в двух основных формах. Верхушка общины, концентрировавшая в своих руках право распоряжения лучшими землями, стадами, захваченными у противника богатствами, а затем и пленными, закрепляла это имущество за собой.

Особенностью экономических отношений раннерабовладельческой цивилизации было превращение в объект собственности человека – рабов (военнопленных, а так же попавших в долговое рабство соплеменников). Пока рабский труд, требовавший присмотра и принуждения, был невыгоден, военнопленных либо превращали в неполноправных членов общины (домашнее рабство), либо убивали.

Сложные экономические и социальные отношения, основанные на частной собственности, принудительном труде, имущественном неравенстве, эксплуатации, потребовали создания специализированного государственного аппарата. Государство выполняло функции внутреннего регулирования и внешней защиты (и нападения), опираясь на узаконенные нормы и права.

Расширялись масштабы, и усложнилась структура производства, возросла его организованность. Этого требовало регулирование оросительных систем в долинах Нила, Тигра, Евфрата, Инда. Возникла иерархическая структура воспроизводства на нескольких уровнях:

  1. Низовом – земледельческая, скотоводческая или ремесленная семья, соседская община, полутоварные или товарные рабовладельческие хозяйства;
  2. Региональном – в отдельных территориях, номах Верхнего и Нижнего Египта;
  3. Национально-государственном – в масштабах Египта, Ассирии, Вавилонии и т.п.

Наиболее богатые люди в государстве, верховные правители имели возможность приглашать архитекторов, скульпторов, художников, танцоров, летописцев, историков, астрологов; возникли школы певцов с профессиональными учителями. Возводились крупные города, дворцы фараонов и царей, пирамиды для усопших, храмы и другие культовые сооружения.

Таким образом, в эпоху цивилизации бронзового века регулярно осуществлялось воспроизводство материального продукта, экономических и социальных отношений, духовных ценностей. Значительно расширился ареал распространения древних цивилизаций. Известны несколько эпицентров бронзового века: Египет, Шумер, Месопотамия, Индия, Хеттское царство, Древний Китай, Крито-микенская культура.

  1. Античная цивилизация (железный век)

   Начало формирования  античной цивилизации можно датировать  концом II – началом I тыс. до н. э. Характерная черта этого периода – зарождение и становление новых очагов локальных цивилизаций, перемещение центра мирового прогресса в северное Средиземноморье.

   Античная цивилизация  впитала как технические и  экономические достижения народов  Переднеё Азии, Ближнего Востока, Египта, которые имели прочные разносторонние торговые связи с племенами Южной Европы, так и опыт раннерабовладельческих локальных цивилизаций.

   Античная цивилизация – время юности человечества, её хронологические рамки – IX в. до н. э. – V в. н. э. – примерно четырнадцать веков. В истории этой цивилизации чётко выделяются следующие локальные цивилизации: греческая (период расцвета – Древние Афины, V – IV вв. до н. э.) и римская (период расцвета – II в. до н. э. – I в. н. э.).

   Среди основных достижений античной цивилизации, пополнивших общечеловеческую цивилизацию, её историческое наследие, выделяют следующие:

  • разделение труда – отделение умственного труда от физического – стало возможным благодаря скачку в производительности труда, увеличению прибавочного продукта вследствие применения более дешёвых и эффективных железных орудий;
  • рождение основ абстрактных наук – философии (которая приобрела всеобъемлющий характер), астрономии, математики, механики, медицины, истории, права, экономики;
  • возникновение мировых религий, переход от политеизма к монотеизму, что во многом было обусловлено усилением централизации в экономической и политической областях. Мировые религии упорядочивали сферу идеологии, оказывали влияние на другие области духовной жизни и в то же время становились важным интеграционным фактором, облегчая взаимопонимание разных народов и государств, принадлежавших к одной вере;
  • сложился строй общественно-политических отношений – демократия, в наибольшей мере отвечавшая требованиям самоуправления сообщества свободных людей. В развёрнутом виде этот строй характерен для Афин периода Перикла (VI в. до н. э.)

   Своеобразие политической  и экономической жизни античной  цивилизации состояло в формировании  и господстве полисов – независимых, самоуправляемых городов – государств  со многими признаками общины.

   В античную эпоху  цивилизация вышла за сравнительно  узкие локальные рамки, впервые  возникли мировые империи. Первое  движение к ним на заре античной  цивилизации выразилось в нескольких  волнах греческой колонизации. Наиболее  крупная и значительная из  них – Великая греческая колонизация (VIII – VI вв. до н. э.).

   Античный мир состоял  из двух тесно взаимосвязанных  и взаимозависимых частей –  рабовладельческой цивилизации  и варварской периферии. Рабовладельческие  государства не могли существовать  без эксплуатации окружавшей  периферии, но и первобытная периферия  очень нуждалась в тесных связях, прежде всего экономических, с  передовыми классовыми обществами.

   Обширная мировая  империя была создана в результате  походов Александра Македонского (356 – 323 гг. до н. э.). Покорив греческие государства, Персию, Египет, Вавилонию, Среднюю Азию, Индию, молодой ученик Аристотеля основал империю, которая простиралась от Дуная до Инда, от Кавказа до Египта. Только внезапная смерть помешала ему захватить Аравию и Северную Африку. Империя Александра Македонского была недолговечной, но она способствовала распространению греческой культуры, науки, мифологии, политического и экономического строя на обширные территории. Локальная цивилизация приобрела отчётливо выраженные черты мировой.

   Античная цивилизация  внесла огромный вклад в развитие  разнообразных форм организации  производства, собственности. Обмена (получивших  детальную регламентацию в римском  частном праве), финансово-кредитных  и денежных отношений и т. п.

   Экологические последствия развития древних цивилизаций. В период расцвета античной цивилизации в пределах ойкумены жило около 50 млн. человек. Развитие античных государств происходило не за счёт повышенного потребления энергии. В среднем на одного человека потребление энергии увеличилось незначительно по сравнению с уровнем бронзового века.

   Величина давления  на окружающую среду в античную  эпоху составляла около 9100 единиц  АДОС.

   В античный период в облике заселённой части планеты произошли заметные изменения, особенно в Средиземноморье – на его европейском, азиатском и северо-африканском побережьях. Как известно, в наши дни большая часть Ближнего Востока представлена раскалёнными и песчаными пустынями.

   В долинах великих  рек – Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Хуанхэ – возникла серьёзная  экологическая опасность вследствие  засоления орошаемых почв, что  привело к резкому снижению  урожайности и невозможности  прокормить возросшее население.

   Важнейшим итогом  развития цивилизаций древнего  мира стало формирование пояса  локальных цивилизаций. Каждая локальная  цивилизация сохраняла свой ритм, некоторые локальные цивилизации, ярко вспыхнув, уходили в небытие; их место занимали другие, более  молодые, активные, агрессивные цивилизации. Это обеспечивало постоянное  обновление.

  1. Феодальная цивилизация.

   Первые шаги феодальной цивилизации. Античную цивилизацию сменила цивилизация, которую условно называют феодальной, или эпохой феодализма. Феодализм – общественно-политическая система, основанная на частной феодальной (земельной) собственности и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодала крепостных крестьян.

   В европейской  истории выделяют три стадии  феодализма:

  1. становления (V – X – XI вв.);
  2. развитого феодализма (XI – XV вв.);
  3. позднего феодализма (XVI – XVIII вв.).

   Начиная с IX в. центр мирового прогресса переместился в Европу, где складывалась сложная обстановка, вызванная отсутствием стабильного прироста производства продуктов питания из-за нестабильности политической обстановки, постоянных войн, марадёрства и грабежей.

   Период с Х до  середины ХIII в. отмечен мощным демографическим подъёмом – численность человечества почти удвоилась. Собственность на землю и прикрепление к ней в той или иной форме крестьян составили преобладающий фон экономических отношений в деревне.

Информация о работе Цивилизация как объект изучения социальной жизни