Цивилизация как объект изучения социальной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:32, реферат

Описание работы

Цивилизацию можно определить как предельно широкую, устойчивую социокультурную общность, которая существует в определенных пространственно-временных координатах. Понятие «цивилизация» многозначно, в мировом обществознании имеются десятки определений цивилизации, но все они отталкиваются от того объективного факта, что это человеческие общности, которые обладают устойчивыми социальными, материальными и духовными ценностями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Цивилизация как объект изучения социальной жизни;
Как жили люди древнего каменного века;
История цивилизаций началась с неолитической революции;
Бронзовый век (раннерабовладельческая цивилизация);
Античная цивилизация (железный век);
Феодальная цивилизация;
Индустриальная цивилизация;
Постиндустриальная цивилизация;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 50.29 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. Цивилизация как объект изучения социальной жизни;
  2. Как жили люди древнего каменного века;
  3. История цивилизаций началась с неолитической революции;
  4. Бронзовый век (раннерабовладельческая цивилизация);
  5. Античная цивилизация (железный век);
  6. Феодальная цивилизация;
  7. Индустриальная цивилизация;
  8. Постиндустриальная цивилизация;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Цивилизацию можно определить как предельно широкую, устойчивую социокультурную общность, которая существует в определенных пространственно-временных координатах. Понятие «цивилизация» многозначно, в мировом обществознании имеются десятки определений цивилизации, но все они отталкиваются от того объективного факта, что это человеческие общности, которые обладают устойчивыми социальными, материальными и духовными ценностями. Становление любой формы цивилизации соответствует конкретному этапу исторического развития, на котором продуцируются определенные ценности, отличные от произведенных другими социально–культурными общностями и поэтому представляющие ее вклад в развитие всего человечества, становящиеся всеобщим культурным наследием. Каждую цивилизацию можно охарактеризовать ее протяженностью во времени, наличием определенного пространственного положения и устойчивостью по сравнению с остальными социальными и историческими образованиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цивилизация как объект изучения социальной экологии

Цивилизации изучают различные специалисты – историки, археологи, экономисты, этнологи, культурологи, религиоведы. В то же время цивилизации, как мировые, так и локальные, представляют большой интерес как объект антропоэкологических исследований. Поскольку в центре цивилизации находится общность   людей, вполне правомерно говорить об экологии цивилизации. Каждая цивилизация зависит от природных условий и сама влияет на эти условия. Она взаимодействует с соседними цивилизациями, влияя на них и находясь под их воздействием. Более сильные или более развитые цивилизации поглощают менее развитые или менее сильные цивилизации, в то же время заимствуя у них полезные хозяйственные навыки, элементы их культуры.

Возникновение цивилизации и пути, по которым идет их развитие, зависят от многих факторов. В первую очередь это природные условия и их изменение. Само появление человека на планете. Его эволюция, расселение по земле было связано с изменениями климата, его аридизацией (опустынивание), наступлением и отступлением ледников, снижение уровня Мирового океана и образованием сухопутных «мостов» между материками и между островными системами.

Формирование великих древних «речных» цивилизаций было обусловлено целым рядом природных особенностей регионов, в которых они возникли:

  • Благоприятным для земледелия климатом;
  • Разливами рек, несущих плодородный ил;
  • Существованием месторождений меди и олова;
  • Наличием дикорастущих растений, которые были превращены в сельскохозяйственные культуры;
  • Обитанием таких видов диких животных, которые могли быть одомашнены.

Любая цивилизация характеризуется определенным уровнем воздействия на окружающую среду, который зависит от развития того или иного типа хозяйственной деятельности, характерного для конкретной цивилизации.

Смена цивилизаций – это смена образа жизни, нравственных критериев, идеалов. Меняется объем и скорости обмена информацией, происходит перестройка питания, что в результате может видоизменить патологию населения.

С каждой ступенью исторического прогресса люди, общество все более влияют на окружающую природную среду, формируют искусственную среду, обретают адекватные их стремлениям условия жизни и развития.

Следует подчеркнуть важное для социальной экологии обстоятельство: история цивилизаций – это летопись периодического нарушения экологического равновесия.

Определяющее значение для существования цивилизации имеет ее связь с культурой, а так же проблема существования и соотношения мировой и локальных цивилизаций. Культура (использование письменности, разделение умственного и физического труда, появление городов, государств) служит тем фундаментом, из которого выросла и на котором основывается цивилизация, развиваясь уже в соответствии с собственными законами. А. Тойнби утверждал, что формообразующим цивилизационным фактором является не этническая составляющая, не политическая реальность, а именно культурный феномен – религия. Американский географ Э. Хантингтон отмечает, что цивилизация – это широчайшие культурные общности, в которых язык, антропологические особенности, религия, образ жизни, социальные институты являются объективными моментами, определяющими цивилизацию.

Вопрос о соотношении мировой и локальных цивилизаций имеет несколько толкований, связанных с многозначностью самого термина «цивилизация»:

  1. Это могут быть этносоциальные организмы;
  2. Понятием «цивилизация» могут обозначаться социально-культурные общности более широкого масштаба;
  3. Нередко цивилизация обозначает исторически однотипные социально-культурные общности.

Мировая цивилизация, будучи исторической, модифицирующейся в зависимости от смены определенных глубинных факторов реальностью, прежде всего и непосредственно связана с социальным прогрессом, фиксирую социальные, материальные и духовные достижения всего человечества, вне зависимости от конкретных региональных, этнических, культурных, политических особенностей.

Локальные цивилизации представляют собой реальные социально-культурные общности, существующие в определенных пространственно-временных координатах и имеющие определенный набор характеристик. Им присущи довольно устойчивые признаки (традиционная культура, язык, среда обитания, общность экономической или духовных сфер), которые обусловливают особенности проявления в данной общности общечеловеческих достижений.

В географическом пространстве (на территории) в определенное историческое время,  в конкретной среде формируется цивилизация. Для существования человеческих общностей определяющую роль играют элементы среды их обитания: природные условия, комфортность для жизнедеятельности и ведения хозяйства. Для защиты от негативных воздействий внешних факторов создается «броня цивилизации» - жилище, одежда, соответствующее питание. Жизнедеятельность населения любых эпох сопровождается нарушениями среды обитания, начиная с уничтожения лесов при подсечно-огневом земледелии до токсичных выбросов современных предприятий, поэтому антропогенные факторы – неизбежный элемент среды обитания. На протяжении всей истории человечество сталкивалось с опасными природными явлениями, часть которых целиком уничтожала локальные цивилизации. Среди опасных природных явлений – наводнения, извержения вулканов, тропические циклоны, цунами.

Для характеристики цивилизации важна оценка различных элементов способа производства: средств труда, источников энергии, предметов труда, природных ресурсов, технологии и организации производства.

Один из важнейших признаков цивилизации – общественное сознание, духовный мир людей этой цивилизации. Общественное сознание включает науку, культуру, образование, мораль, идеологию и религию.

Для большинства существовавших и существующих цивилизаций были характерны такие события, как войны (наступательные и оборонительные), присоединение новых земель, миграции населения за рубежи своей страны и перемещения внутри страны. Голод и неполноценное питание до сих пор преследуют население некоторых регионов Земли, практически ни одна цивилизация не миновала эпидемий острозаразных заболеваний. Судьбу многих цивилизаций решили массовые движении населения – революции, гражданские войны, восстания. Следует подчеркнуть тесную взаимосвязь этих событий. Войны приводят к голоду и миграциям населения, а голод является важным условием распространения инфекционных заболеваний и эпидемий, что вызывает возмущения народа.

  1. Как жили люди древнего каменного века

Одно из определений понятия «цивилизация» предполагает противопоставление сложившегося общества людям первобытно-общинного строя, древнего каменного века.

Группы охотников-собирателей активно перемещались внутри своего ареала и только на короткое время задерживались на одном месте. Численность каждой такой группы достигала 20-25 человек. Иногда несколько групп собирались вместе. Каждая группа занимала обширную площадь, в пределах которой только и можно было вести экстенсивное хозяйство. Размер площади зависел от таких причин как наличие объектов охоты и съедобных растений.

Первобытные племена, имевшие более надежные источники питания, например рыболовство, жили более оседло и создавали временные или сезонные поселения. Они обитали в пещерах или примитивных жилищах, рассчитанных на одну или несколько семей.

Отходы жизнедеятельности первобытных племен быстро утилизировались природой, так как они были невелики по объему и распределялись по большим территориям из-за кочевого и полукочевого образа жизни охотников. Общее годовое количество нечистот от группы в 20 человек составляет примерно 10т.

На основе опыта сотен поколений были выработаны правила социальной жизни, сформировались парная семья как первичная ячейка общества, а так же родовая община (минимальная – 25-30 человек, максимальная 200-500 человек). Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий, что расширяло возможности добычи животных. Женщины собирали ягоды, готовили пищу, поддерживали огонь, воспитывали детей. Развитие членораздельной речи помогало общению, передаче накопленного опыта и первоначальных знаний.

Великую силу получил первобытный человек, научившись сначала использовать, а потом самостоятельно добывать огонь. Огонь расширил возможности употребления ранее несъедобных продуктов, открыл пути к применению материалов, которые раньше не имели никакой ценности (например, глина, научившись обжигать которую, человек стал изготовлять керамическую посуду). Но использование огня стало фактором воздействия на природу – его применение для расширения и улучшения охотничьих угодий приводило к лесным и степенным пожаром.

Понимание окружающего мира и своего места в этом мире воплотилось в ранних формах религиозных представлений. Первобытный человек одушевлял всю природу, он считал, что душа есть не только у человека, но и у животных, растений, у рек и озер. Одушевленность всех предметов называют анимизмом. Была выработана система запретов – табу, направленная на защиту людей от необдуманных или опасных для человека и всего племени поступков. Племена поклонялись своему тотему – изображению мифического предка и покровителя рода. Среди известных тотемов американских индейцев – медведь, ворон, бобер.

Выдающимся изобретением людей позднего палеолита-мезолита было освоение лука и стрелы. Лук, тетива и стрела составляют уже очень сложное орудие, изобретение которого предполагает долго накапливаемый опыт и более развитые умственные способности, следовательно, и одновременное знакомство с множеством других изобретений. Люди стали применять сети в рыболовстве, научились изготовлять керамическую посуду, микролитические орудия – наконечники копий, стрел, гарпунов, метательных дротиков.

  1. История цивилизаций началась с неолитической революции

По мнению многих историков и археологов, первая подлинная цивилизация сформировалась в неолите в результате неолитической революции. Начало неолита относят к VII – VI тыс. до н.э. После сокращения численности, а потом и полного исчезновения мамонтовой фауны, первобытные общины были вынуждены искать новые источники пропитания, осваивать новые методы уменьшения своей зависимости от «даров природы».

Это был период поистине мощного подъема изобретательской мысли человека. Орудия труда, которые прежде состояли из палок, предназначенных для добывания плодов и ягод, или примитивных каменных изделий, способность создавать которые отдалила человека от его животных предков, подвергались теперь коренной переделке и превратились в ножи, топоры и мотыги времен каменного века. Началось строительство домов. Появлению одежды и вместительных сосудов способствовало изобретение ткацкого станка и гончарного круга. Пища стала разнообразнее и вкуснее, а дома согревались даже в условиях холодного климата.

Этот процесс занял тысячелетия, но в результате его произошел постепенный переход к искусственному производству основных продуктов питания, от потребляющего – к производящему хозяйству, возникновению земледелия и животноводства.

Первым злаком, который стали выращивать, был ячмень; вслед за ним были освоены и другие злаки. Между X и VIII тыс. до н.э. сеяли хлеб в Палестине, Малой Азии, на Иранском Нагорье; не позднее VI тыс. до н.э. – в Египте, на Дунае и Балканах. В период мезолита были одомашнены козы, овцы, ослы, позже – крупный рогатый скот, свиньи.

Основным приемом ведения сельского хозяйства была вырубка и сжигание лесов. Пеплом от сожженных деревьев удобряли почву.

Сам человек мало изменился за это время. Но семья и первобытная община получили более устойчивые источники существования. Расширились как потребности человека, так и возможности удовлетворять их. Увеличилась продовольственная база населения. Человек стал применять разнообразные орудия труда и материалы для изготовления необходимых для жизни изделий.

Для хранения семян, урожая, мяса, приготовления пищи на огне были изобретены керамические сосуды разной формы, украшавшиеся узорами.

Информация о работе Цивилизация как объект изучения социальной жизни