Центр помощи семьям и детям как субъект решения проблем многодетных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:59, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
1.1. Социальные проблемы многодетных семей ………………………………6
1.2. Учреждения по работе с семьями и детьми… ……………….……...…...17
ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ НА ПРИМЕРЕ ГБУ “КУРГАНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ”
. Опыт деятельности учреждения социальной помощи в решении проблем многодетной семьи ……………32
. Пути совершенствования деятельности учреждения по оказанию помощи многодетным семьям …………...57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

С 1 января 2007 года вступил  в силу Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым при появлении второго или последующего ребенка семья получает право на получение материнского (семейного) капитала, который в 2012 году равен 387640,3 руб.

В национальном стандарте  РФ ГОСТ Р 52882-2007 закреплены состав и  формы социальных услуг семьям, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации, следующих групп: малообеспеченным семьям; семьям, имеющим на попечении  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; неполным семьям; семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями; семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации (пострадавшим от стихийных бедствий или приравненных к ним событий), семьям беженцев и вынужденных переселенцев; многодетным семьям; семьям, имеющим в своем составе нетрудоспособных или длительно болеющих членов, инвалидов, в том числе детей-инвалидов; семьям с неблагоприятным психологическим микроклиматом; семьям, где дети и женщины подвергаются любым формам физического, сексуального или психического насилия; семьям, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; семьям, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы.

Закон Курганской области  от 6 июня 2007 г. N 253 "О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области" принят в целях улучшения демографической ситуации, обеспечения высокого уровня социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства на территории Курганской области и устанавливает основные положения государственной семейной политики Курганской области.

 Цели настоящего закона: установление правовых основ реализации на территории Курганской области основных направлений государственной семейной политики; улучшение демографической ситуации в Курганской области; улучшение социально-экономического положения семей с детьми, проживающих на территории Курганской области.

Задачи настоящего закона: формирование системы общественных и личных ценностей, ориентированных на семью с детьми, возрождение и укрепление престижа семьи, семейных традиций, родительского авторитета; создание целостной системы мер социальной защиты и социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечение социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания детей в семье; обеспечение гарантий социальной помощи малоимущим семьям, матерям, отцам, другим гражданам, имеющим на воспитании детей, а также детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; обеспечение эффективного функционирования форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сегодня семье, а особенно многодетной, требуется социальная помощь и защита государства. Причем помощь не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Нужна продуманная, взвешенная социальная программа работы с семьей в каждом регионе России, учитывающая его социально-экономические возможности.

Социальная работа с  многодетной семьей представляет собой  деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации.

Социальная работа с многодетной семьей состоит :

Социальной защиты многодетной семьи - многоуровневой системы, преимущественно государственных, мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества.

Важная роль в социальной защите многодетной семьи отводится  самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания  в норме психологического здоровья семьи и др.11

Социальной поддержки  многодетной семьи, которая предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, оказавшимися в затруднительных  обстоятельствах. Она включает различные  формы помощи (моральную, психолого-педагогическую, материальную и физическую), медицинское страхование, социальное сочувствие и единство и др.

Социальная помощь малообеспеченным многодетным семьям - составная часть  общей системы социальной поддержки  населения. Как правило, наиболее значительными  для себя люди считают денежные выплаты. Наиболее высокую потребность семьи испытывают в денежных пособиях. Велик удельный вес нуждающихся в частичной оплате путевок, в услугах по социальным и медицинским проблемам. Ориентация на денежные выплаты вполне объяснима, т.к. одним их главных факторов, приводящих многодетную семью к порогу малообеспеченности, является наличие иждивенцев (неработающих членов семьи) и соотношение в составе семьи работающих и иждивенцев.

Социальный работник может помочь многодетной семье в получении различных пособий и льгот, а также в предоставлении информации о пособиях, социальных льготах, предусмотренных для таких семей. В то же время он может помочь семье в воспитании детей при помощи специальной программы педагогического обучения родителей.

Кроме того, многодетные  семьи, требующие помощи социального  работника, сами могут стать субъектами собственной борьбы с трудностями, причем, как правило, эффективность  такой деятельности повышается при  объединении их в группы. Такие  сообщества создаются либо на основе общей проблемы, либо на территориально-соседской основе; возможно также объединение этих двух принципов. Через подобные ассоциации члены групп удовлетворяют сразу несколько своих потребностей.

Во-первых, это самопрезентация, донесение до общества своих нужд и специфических интересов - голос такого институциализированного объединения будет, безусловно, слышнее, чем отдельные голоса.

Во-вторых, в таких  группах люди находят помощь, реальное содействие от объединения в целом  либо от отдельных его членов: например, успешные, хорошо адаптировавшиеся многодетные родители помогают более слабым членам ассоциации; в то же время возможность оптовых закупок товаров и реализация их без торговых наценок. Наконец, принадлежность к определенному объединению помогает его членам удовлетворить потребность в общении. Такие группы не только содействуют организации клиентов социальной работы, но и является ее важнейшим субъектным звеном. 12

Профессиональные специалисты  не только взаимодействуют с такими ассоциациями, но и также проявляют инициативу в организации таких групп. Ведь главное в социальной работе - достичь максимальной субъективности клиентов. Эффект такого взаимодействия очень велик: иногда это единственная или почти единственная технология, способная оказать помощь. Страдающие от сходных трудностей люди легче поймут друг друга.

Неоценимую роль в  этом сегодня выполняют Центры социальной помощи семьи и детям, отделения  по работе с семьей и детьми, в  центрах социального обслуживания и других учреждений социального обслуживания семей и детей, вниманием которых охвачено различные группы семей, в т.ч. многодетные.

В зависимости от предназначения учреждений социального  обслуживания  семьи  установлены следующие типы учреждений:

-  комплексные  учреждения  общего  типа,  предоставляющие  семье  весь  комплекс социальных услуг;

-  специализированные  учреждения,  предназначенные   для  предоставления  семье  отдельных видов услуг. 

К комплексным учреждениям  общего типа относятся:

- комплексные центры  социального обслуживания населения;

- центры социальной  помощи семье и детям. 

Комплексный центр социального обслуживания населения -  учреждение, предназначенное для оказания семьям  и  отдельным  гражданам,  попавшим  в  трудную жизненную ситуацию,  помощи  в  реализации  законных  прав  и  интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Основные задачи центра:

-  мониторинг  социальной  и  демографической  ситуации,  уровня  социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживания;

-  учет  граждан,  нуждающихся  в  социальной  поддержке,  определение  необходимых   им форм помощи и периодичности  (постоянно, временно, на разовой  основе) ее предоставления;

-  предоставление  гражданам -  клиентам  учреждения  всего  комплекса  социальных  услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических,  социально-правовых)  при  условии  соблюдения принципа адресности и преемственности помощи;

- организация социальной  реабилитации детей-инвалидов; 

- оказание помощи женщинам  и детям - жертвам насилия и пренебрежения в семье;

- участие в работе  по профилактике безнадзорности  несовершеннолетних, защите их прав;

- привлечение государственных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, службы занятости и т.д.), а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координация их деятельности в этом направлении;

- оказание помощи семьям  ВИЧ-инфицированных;

- оказание социально-психологической  помощи, направленной на предотвращение социального сиротства.

Зачисление граждан на обслуживание центром производится приказом администрации центра на основании:

- личного заявления; 

- заявления родителя, опекуна или попечителя;

- заключения специалиста  по социальной работе;

- направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объединений;

-  справки учреждений  здравоохранения об отсутствии  медицинских противопоказаний к обслуживанию.

В состав центра могут  входить следующие структурные  подразделения:

- организационно-методическое отделение;

- консультативное отделение  (открывается по мере необходимости);

- отделение срочного  социального обслуживания;

- отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан (открывается по мере необходимости);

- отделение психолого-педагогической помощи семье и детям;

- отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

-  отделение профилактики безнадзорности детей, помощи детям в социально опасном положении;

- отделение дневного  пребывания детей (создается по мере необходимости);

- отделение реабилитации  детей с ограниченными умственными  и физическими возможностями;

- отделение обслуживания  на дому граждан пожилого возраста  и инвалидов; 

- отделение специализированного  социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

- отделение дневного  пребывания граждан пожилого  возраста и инвалидов; 

-  отделение временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов (открывается по мере необходимости);

- отделение семейно-воспитательных групп.

В центре по согласованию с учредителем могут открываться  иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает его направлению деятельности.

Центр социальной помощи семье и детям - учреждение,  предназначенное оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощь в реализации законных прав и интересов, в улучшении их материального социального положения, а также психологического статуса.

Основные задачи центра:

- мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально - экономического благополучия семьи и детей;

- выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

- определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе необходимых  семье  и  детям  конкретных  видов  социальных  услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых);

-  поддержка  семей   с  детьми  и  отдельных  граждан  в  решении  проблем самообеспечения, реализации собственных возможностей по  преодолению  сложных жизненных ситуаций;

-  социальная  реабилитация  детей  с  ограниченными   умственными  и  физическими возможностями;

-  участие  в   работе  по  профилактике  безнадзорности,  социального  сиротства несовершеннолетних защите их прав;

- проведение мероприятий  по увеличению объема предоставленных  услуг (бесплатной и платной основе) и улучшению их качества.

В состав центра могут  включаться следующие структурные  подразделения:

- организационно-методическое  отделение; 

- отделение приема  граждан; 

- консультативное отделение; 

- отделение психолого-педагогической  помощи;

Информация о работе Центр помощи семьям и детям как субъект решения проблем многодетных семей