Центр помощи семьям и детям как субъект решения проблем многодетных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:59, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
1.1. Социальные проблемы многодетных семей ………………………………6
1.2. Учреждения по работе с семьями и детьми… ……………….……...…...17
ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ НА ПРИМЕРЕ ГБУ “КУРГАНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ”
. Опыт деятельности учреждения социальной помощи в решении проблем многодетной семьи ……………32
. Пути совершенствования деятельности учреждения по оказанию помощи многодетным семьям …………...57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Курганский государственный университет» (КГУ)

 

Юридический факультет

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

 

Центр помощи семье и детям как  субъект решения проблем многодетных  семей (на примере ГБУ «Курганский  центр социальной помощи семье и  детям»)

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Студент группы                                                                 

 

Специальность – Социальная работа /040101/

 

Руководитель 

кандидат психологических наук, доцент

 

 

Заведующий кафедрой 

кандидат философских  наук, доцент 

 

 

 

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
  2. 1.1. Социальные проблемы многодетных семей ………………………………6
  3. 1.2. Учреждения по работе с семьями и детьми… ……………….……...…...17
  4. ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ НА ПРИМЕРЕ ГБУ “КУРГАНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ”
    1. . Опыт деятельности учреждения социальной помощи в решении проблем многодетной семьи ……………………………………………...…………..32
    2. . Пути совершенствования деятельности учреждения по оказанию помощи многодетным семьям …………..………………………………....57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  И ЛИТЕРАТУРЫ…………64

ПРИЛОЖЕНИЯ ...………………………………………………………………….69

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе.

В условиях нынешнего  демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как  теоретические проблемы, связанные  с многодетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями. Существующие проблемы таких семей обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны общества. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографической проблемы в нашей стране, поэтому очень важно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так и пути улучшения их положения.

Говоря о научной  разработанности проблемы многодетной  семьи как объекта социальной работы необходимо отметить, что в целом в современной отечественной периодике уделяется достаточно большое внимание многодетным семьям. В частности, проанализированные публикации можно подразделить на посвященные правовому статусу семьи - это законодательные акты, программы поддержки и т.д.; раскрывающие проблемы многодетной семьи. Это публикации авторов Л. Прокофьевой и Е. Куприяновой, Н.Ф. Дивициной, Е.А. Тюгашева, К. Феофанова и других; большая часть публикаций и трудов относится к социальной работе с многодетными семьями, среди них можно выделить таких авторов, как А. Госпорьян и М. Новикову, В.Н. Гурова, И.И. Осиповой, П.Д. Павленко, Е.И. Холостова. Зырянова - исследования психологических особенностей социализацией детей из многодетных семей; Е.Ф. Альчидеева, А.Б. Синельников, А.И. Антонов, Т.А. Бодрова - положением многодетных семей в обществе и занимающихся исследованием психологические особенности подростков из многодетных семей. Г.Н. Дмитриев, Е.А. Караева - разработкой форм и методов работы с многодетной семьей; А.И. Антонов и В. М Медков - исследованиями социальных проблем многодетной семьи; Л.Ф. Обухова, О.А. Масраева, Г. Шеляг - изучением образа жизни сельской семьи; Ф.Н. Навил - развитием личности ребенка в многодетной семье; А.М. Попов изучал работу специалистов по социальной работе с многодетной семьей; Т.А. Бодрова, Н.А. Рыбакова - социальную работу с многодетной семьей; Д. Турбалев, О. Павленко занимались изучением оказания социальной помощи со стороны государства семьям, имеющим детей; Н.В. Панкратьева исследовала экономическое положение многодетных семей. А также Е.В. Бреева, В.А. Борисов, Т.А. Гурко, С.В. Дармодехин, О.Н. Дудченко, В.В. Елизаров, В.И. Золотухина, О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, Г.А. Новокшонова и другие.

Цель выпускной квалификационной работы: оценить результаты деятельности органов социальной работы с многодетными семьями (на примере ГБУ «Центра социальной помощи семье и детям» г. Кургана).

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

    • рассмотрение и анализ нормативно-правовой базы;
    • выявить проблемы в многодетных семьях и возможные пути их решения;
    • изучить и дать оценку деятельности центра;
    • предложить пути совершенствования деятельности центра.

Объектом исследования является многодетная семья.

Предмет исследования данной работы - деятельность центра социальной помощи семье и детям.

При написании данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ законодательной базы, сравнительный анализ статистических данных, изучение деятельности специалистов данного центра, обобщение изучаемого материала.

В качестве исходной информационной базы в работе привлекались теоретические  материалы различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, законодательно – нормативная база по проблемам оказания социальной помощи многодетным семьям.

Рекомендации, обозначенные автором, имеют практическую значимость для специалистов, и могут быть применены с целью совершенствования  деятельности Центра социальной помощи семье и детям.

Структура дипломной работы состоит из: введения; двух глав «Теоретические основы решения проблем многодетной семьи учреждениями социальной помощи семье и детям», «Опыт и пути совершенствования деятельности центра социальной помощи семье и детям на примере ГБУ Центр социальной помощи семьи и детям »; состоящие из двух подразделов каждая; заключение; список литературы.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

 

1.1. Социальные проблемы многодетных семей

Многодетная семья –  это семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста1.

Многодетная семья имеет  как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны  любой другой семье (с одним-двумя  детьми, неполной). Она переносит все «болезни» стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. В этом и заключается одна из самых важных особенностей.

Все многодетные семьи могут быть распределены на четыре категории:

    • семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностыо, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;
    • семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.
    • многодетность, возникшая вследствие появления большего числа детей, чем предполагали супруги (рождение двойни, позднее осознание беременности, невозможное прерывание беременности по медицинским показаниям)
    • неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3—7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с  многодетностью: дети из таких семей  по сравнению со сверстниками из преобладающих  малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей2.

На данный момент, статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические  основы ее социальной поддержки определяются Федеральным законом «О государственной  поддержке многодетных семей». Этот закон гласит, что многодетной семьей является семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, а учащихся дневных отделений средних специальных или высших учебных заведений - до окончания ими обучения. Учитываются также дети, проходящие срочную военную службу по призыву, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет. В состав многодетной семьи при регистрации включаются дети, находящиеся под опекой (попечительством).

При регистрации в  составе многодетной семьи не учитываются:

  • Дети, в отношении которых родитель лишен родительских прав;
  • Дети, переданные на воспитание в детские дома и интернаты на полное государственное обеспечение.

В Программе государственной  поддержки многодетных семей  в РФ на 2008-2015 годы под многодетной семьей понимается:

  • для субъектов Российской Федерации с отрицательным естественным приростом населения - семья с тремя и более детьми (в том числе усыновленными), включая: детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет; детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования дневной формы обучения любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет;
  • для субъектов Российской Федерации с положительным естественным приростом населения - семья с четырьмя и более детьми (включая вышеуказанные категории лиц).

Основные характеристики многодетности в Российской Федерации:

  • доля многодетных семей в России незначительна и составляет 2,6 % от общего числа домохозяйств (включая домохозяйства с одним родителем) и 6,6 % от числа семей с детьми (по данным Всероссийской переписи 2002 г.);
  • численность многодетных семей сокращалась в последние десятилетия и стабилизировалось на минимально низком уровне;
  • распространенность многодетных семей в России носит отчетливый региональный характер. В отличие от большинства регионов России, ряд субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ, характеризуется традиционно высоким уровнем многодетности;
  • преобладание многодетных семей с тремя детьми - 75% от общего количества многодетных семей в РФ; семьи с пятью и более детьми составляют 7,7 % от общего количества многодетных семей.

Необходимо отметить несколько принципиальных моментов, касающихся непосредственно многодетной семьи.

Во-первых, говоря об указанной  семье, надо подразумевать не только проблемы, возникающие в ней самой, но и проблемы детей, проживающих  в подобных семьях.

Во-вторых, проблемы многодетной  семьи различаются в зависимости  от места ее проживания: разных регионов страны, города или деревни. Имеются существенные расхождения между регионами с высокой рождаемостью, где, следовательно, таких семей много, и регионами с низкой рождаемостью, где их мало. Поэтому действенная помощь многодетной семье должна оказываться с учетом местных условий, возможностей, пожеланий и мнений населения.

В-третьих, многодетные  семьи не представляют собой однородную массу. Все они, несмотря на наличие  общих проблем, резко отличаются друг от друга.3

Причины, определяющие многодетность семей:

  • сознательная многодетность;
  • сознательная многодетность по религиозным убеждениям;
  • сознательная многодетность в связи с национальными традициями;
  • многодетность в связи с повторными браками родителей;
  • случайная многодетность в семьях с положительной направленностью
  • многодетность в связи с низким интеллектуально-психическим уровнем, алкоголизмом, асоциальным образом жизни родителей.

Главная проблема многодетных  семей - материальная. В настоящее  время с рождением каждого  ребенка доход семьи резко уменьшается. Многочисленные исследования показывают самую тесную взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами, приходящими на каждого члена семьи, а в более общем плане - степенью ее обеднения. В семьях, состоящих из шести человек и более, совокупный доход, приходящийся в среднем на каждого члена, в 2,2 - 2,8 раза ниже, чем в семьях, состоящих из двух человек, и в 1,8 - 2,1 раза ниже, чем в семьях из трех человек. Можно сказать, что рождение в семье третьего ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к малообеспеченности.4

Информация о работе Центр помощи семьям и детям как субъект решения проблем многодетных семей