Центр помощи семьям и детям как субъект решения проблем многодетных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:59, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
1.1. Социальные проблемы многодетных семей ………………………………6
1.2. Учреждения по работе с семьями и детьми… ……………….……...…...17
ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ НА ПРИМЕРЕ ГБУ “КУРГАНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ”
. Опыт деятельности учреждения социальной помощи в решении проблем многодетной семьи ……………32
. Пути совершенствования деятельности учреждения по оказанию помощи многодетным семьям …………...57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Многодетные семьи и  прежде были материально уязвимой категорией населения, а современные инфляционные процессы бьют по ним больше, чем  по обществу в целом и вынуждают  экономить на самом необходимом - на многих продовольственных и почти на всех промышленных товарах. Чаше всего такие семьи имеют и плохие жилищные условия.

Многодетность часто  пагубно отражается и на детях. Вопрос о состоянии здоровья детей поднимается  эпизодически и оценивается неоднозначно. Сегодня подростки из многодетной семьи говорят о хроническом заболевании и о частых простудах чаще, чем подростки из небольших семей. Среди подростков из многодетных семей много курящих как мальчиков, так и девочек. Начиная с пятого ребенка, резко возрастает вероятность увеличения детской смертности и рождения неполноценного, то есть с пороками развития ребенка. Не менее половины детей, рожденных в многодетных семьях, попадают в группу повышенного риска по медико-биологическим показателям.

У всех детей из многодетных семей имеется и общая социальная проблема, специфически связанная с многодетностью. У них чаще наблюдается заниженная самооценка, неадекватные представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на всех их последующей судьбе. В многодетных семьях «проблемных» детей и подростков около 10-15%. Именно они должны быть первоочередным объектом деятельности социального работника, но не потому, что они «плохие», а потому, что им плохо.

Из сказанного выше становится ясно, что именно развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества.

Многодетную семью все  специалисты единодушно относят  к семье «группы риска». Как правило, эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат.5

Знать негативные последствия  многодетности необходимо для проведения своевременной профилактической и коррекционной работы, как на уровне общегосударственных федеральных программ, так и деятельности социального работника с каждой конкретной семьей. Поэтому, при рассмотрении содержания социальной работы с многодетными семьями, будут освещены как общие виды работ, так и частные.

Проблемы многодетных  семей:

Материальные (финансовые) проблемы (низкие доходы – больше на еду, одежду, нет средств на образование, культурное и спортивное развитие детей, летний отдых, дети не посещают детские сады). В России фиксированные величины оплаты труда, как то минимальный размер оплаты труда или прожиточный минимум имеют косвенное отношение к реальным потребностям индивидов и семей или реальным минимальным нормам выживания. Так, минимальный размер заработной платы покрывает не более четверти расходов. Возникают проблемы с обеспечением детей одеждой, товарами первой необходимости, учебниками игрушками и др. В настоящее время появление ребенка в семье, как правило, существенно снижает уровень ее жизни, а наличие трех и более детей делает семью в подавляющем числе случаев бедной. Уровень семейной бедности в России в основном определяется вкладом многодетных семей в общую картину. При этом многодетные семьи, особенно неполные семьи с тремя и более детьми, отличаются максимальными риском и степенью бедности. В силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются по сравнению с другими категориями семей по всем социально-экономическим показателям уровня жизни. Основными причинами бедности многодетных семей являются относительно низкая конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателей принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существенными семейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи, оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты.

Жилищная проблема –  не решается, не улучшается, увеличивается  плата за жилищно-коммунальные услуги. Особенно остро стоит жилищный вопрос у молодежи, выросшей в многодетной  семье. Жилищные условия, являясь частью воспитательного потенциала семьи, оказывает прямое воздействие на развитие ребёнка. Главная проблема многодетных - жилье. Именно ненормальные жилищные условия - основной источник нарушения прав детей на здоровую, нормальную жизнь, нормальное бездефектное развитие и учебу, становление личности. Особая проблема многодетных семей - жилье. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большим количеством детей6. Почти половина многодетных семей испытывает значительные проблемы с жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо аварийное, требующее срочного ремонта). Около 60% многодетных семей проживают в жилье "без удобств", в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод, канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жилья достигает 80%. Даже семье со средним достатком, имеющей несколько детей, при нынешних ценах просто невозможно решить свою жилищную проблему. Нет возможности заработать на единовременную покупку жилья. Те многодетные, которые хотят и могут за деньги купить жилье, должны получить помощь от государства.

Психолого-педагогические проблемы – проблемы дефицита времени, недостаточность знаний по воспитанию детей. В традиционной многодетной  семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но в связи с большой загруженностью родителей на воспитание детей остается мало времени, и все же, в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе; старшие дети стремятся к лидерству. Малая возможность удовлетворить свои потребности развивает чувство зависти у детей и подростков, требование невозможного. Как правило, старшие дети быстро взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Конфликты – из-за плохой успеваемости детей в школе, отсюда – частые пропуски занятий; подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу. Рано начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки. Взрослые члены многодетных семей отмечают дискомфорт с коллегами по работе; с родственниками, которые не одобряют факта многодетности, особенно в современных условиях. В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке. Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.

Медицинские проблемы. Сложный  психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Постоянное снижение уровня жизни создают пессимистическое настроение в таких семьях. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8% семей относится к группе риска. Имеют место хронические патологии. Родители болеют в два раза чаще, чем в других семьях. Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здоровья родителей (начиная с 4-го ребенка – показатель заболеваемости выше – органы дыхания -1 место; нарушение питания – 2 место; 3-е место – заболевания обмена веществ, нервной системы, органов зрения). У более поздних детей – задержка нервно-психического развития, различная степень олигофрении, неврозы7. Подростки имеют здоровье ниже среднего. Здоровье детей зависит от физического и генетического здоровья родителей, полноценности питания, ухода и содержания, состояния окружающей среды и социально-гигиенических показателей жизни. На ухудшение здоровья детей сегодня оказывает ухудшение здоровья родителей, белково-витаминный дефицит в питании беременных женщин, снижение возможностей здравоохранения, снижение уровня и качества жизни населения. В последние годы наблюдается устойчивый рост заболеваемости инфекционными заболеваниями, в том числе дифтерией, туберкулезом, заболеваниями, передающимися половым путем, онкологическими заболеваниями. В многодетных семьях отмечается низкий показатель систематического наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае заболевания, самолечение, неудовлетворительная диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-курортное лечение.

Проблемы в сфере  образования. В многодетных семьях меньше возможностей для полноценной  учебы, для разностороннего образования  детей, снижены возможности духовного и культурного развития ребенка несомненно, многодетная семья имеет и свои достоинства. Дети рано приобщаются к труду, к ведению домашнего хозяйства, привыкают быть ответственными. В такой семье создается атмосфера для трудового, нравственного, эмоционального воспитания. Проблемы и трудности, задачи по их преодолению могут сплотить семью8.

Проблема досуга и  отдыха. Индустрия детского досуга и отдыха все в большей степени  ориентируется на платные блага  и услуги. Это сказывается на детях из семей с низким доходом, в первую очередь - многодетных. Платными услугами могут воспользоваться не более 4% семей с детьми.

Значительная часть  многодетных семей (объективно более  слабых, чем другие многодетные) не просто нуждаются в сохранении государственной помощи, но и отчетливо претендует на полное или почти полное государственное обеспечение: отягощенность их социальными проблемами столь велика, а трудовой потенциал столь не значителен, что надежда на самообеспеченность маловероятна как сейчас, так и в перспективе. Государственные пособия таким семьям должны устанавливать хотя бы на уровне физиологического минимума. Все дополнительные источники дохода – как местные пособия и благотворительные даяния, так и возможности заработка, изысканные самими «проблемными» семьями,- могут быть только факультативными, ибо их вероятность и роль в семейном бюджете незначительны.9

В тоже время немалый  потенциал самих семей, в том  числе многодетных, мог бы использоваться более систематически, комплексно и  последовательно. Эти семьи обладают возможностью не только заработать дополнительные средства сверх пособий, выделяемых государством, но и стать экономически самостоятельными, полностью обеспечив свои потребности на основе самозанятости и малого предпринимательства.

Наряду с обеспечением реальной социальной поддержки в  форме пособий необходимо развертывание  иных форм помощи семьям, нуждающимся  в трудных социально-экономических  условиях, - направленных на расширение самозанятости, частичной или полной самообеспеченности. И лишь по мере успешности таких действий возможно поэтапное сокращение помощи государства в зависимости от величины душевого дохода семьи.

Помимо экономических  проблем, у многодетных имеются  трудности, в решении которых  могут помочь социальные работники разных специальностей, вооруженные соответствующими социальными технологиями. Помощь должна оказываться в первую очередь детям из таких семей, которые испытывают повышенные трудности в школе и вообще в коммуникациях. Одновременно родителям (и, вероятно, потенциальным родителям) всех типов семей необходимо доводить информацию об особенностях ответственного родительства в самых разных конкретных ситуациях.

Таким образом, можно  сказать, что многодетная семья  – это в большинстве случаев  малообеспеченная семья. Реальные доходы многодетной семьи резко упали, что привело к увеличению издержек на питание и уменьшению всех других видов расходов. В структуре доходов роль пособия на детей не велика, хотя и дает некоторую прибавку к семейному бюджету. Данная трудность влияет как на внутрисемейные отношения, так и на отношения семьи с социальным окружением.

Все вышеперечисленные  проблемы очень сильно влияют на каждого  члена семьи, особенно на подрастающих детей, и чтобы более или менее  сгладить влияние отрицательных  факторов многодетности, необходимо изучать положение многодетной семьи с различных сторон.

 

1.2. Учреждения по работе с семьями и детьми

Государственная поддержка  многодетной семьи – определяемая государством политика в области  экономических, социальных и правовых гарантий многодетным семьям, целью которой является повышение уровня рождаемости и улучшение общей демографической ситуации в Российской Федерации, обеспечение условий для полноценного воспитания, развития и образования детей в многодетных семьях.

Законодательство о государственной поддержке многодетных семей основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Семейном Кодексе Российской Федерации, иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Также государством разрабатываются различные программы, которые способствуют поддержке многодетных семей

Основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус многодетной семьи, является Указ Президента РФ 5.05.1992 г. N 431  «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (с изменениями от 25 февраля 2003 года), который предусматривает для них скидку в размере 30% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей для детей до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте; бесплатное питание для учащихся; бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим его комплектом одежды; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха10.

Нормативно-правовую основу социальной работы с многодетной семьей в РФ составляют:

  • "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  • "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.05.2011)
  • Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 07.03.2011) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
  • Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009, с изм. от 21.07.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Федеральный Закон  от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Федеральный Закон  от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  • Федеральный Закон от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
  • Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 дети из многодетных семей обеспечиваются лекарственными средствами до достижения 6 лет бесплатно.
  • Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 г. № 677 в дошкольное образовательное учреждение в первую очередь принимаются дети из многодетных семей.
  • Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 612 в общеобразовательную школу-интернат принимаются в первую очередь дети из многодетных и малообеспеченных семей.
  • Постановление Правительства РФ от 15.11.1997 г. № 1427 преимущественным правом  при зачислении в кадетскую школу и кадетскую  школу-интернат пользуются дети из многодетных и малообеспеченных семей.
  • ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ женщинам родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста  8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; женщинам, родившим двух и более детей,  по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Информация о работе Центр помощи семьям и детям как субъект решения проблем многодетных семей