Ценностные ориентации и потребности современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Цель данной ККР – выявить, что же представляет собой молодежь, а также, рассмотреть ее потребности и способы их удовлетворения.
Гипотеза: социологическое изучение молодежи является весьма актуальным в настоящее время, так как проблемы в молодежной среде имеют место в современном мире.
Задачи заключаются в:
1) Определении понятия «молодежь».
2) Выявлении основных потребностей молодежи.
3) Рассмотрении основных ценностей молодежи.
4) Выделении проблем современной молодежи.

Содержание работы

Оглавление
Введение 2
Глава I «Молодежь как социальная группа общества» 4
1.1 Понятие «молодежь» 4
1.2 Особенности молодежи в современном российском обществе…………..6
Глава II «Ценностные ориентации и потребности современной молодежи»………………………………………………………………………….11
2.1 Ценностные ориентации .11
2.2 Особенности удовлетворения жизненных потребностей молодежи 17
Заключение…………………………………………………………………...……..21
Список литературы……………………………………………………………..…..

Файлы: 1 файл

ККР социология.docx

— 49.14 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление


Введение2

Глава I «Молодежь как социальная группа общества»4

1.1 Понятие «молодежь»4

 1.2 Особенности молодежи в современном российском обществе…………..6

 

Глава II «Ценностные ориентации и потребности современной молодежи»………………………………………………………………………….11

    2.1 Ценностные ориентации.11

2.2 Особенности удовлетворения  жизненных потребностей молодежи17

Заключение…………………………………………………………………...……..21

Список литературы……………………………………………………………..…..23

 

 

Введение

 

Общество представляет собой  сложную социальностратификационную структуру. Одним из основных её элементов  являются социальные группы как совокупность людей с общими природными и социальными  признаками, которые отличаются от других способом взаимодействия между  её членами, чувством принадлежности к  этой группе и считаются членами  группы с точки зрения других.

Молодёжь – специфическая  социально-демографическая группа, которую исследуют представители  разных научных дисциплин и отраслей, в том числе и социологии молодёжи. Молодёжь – динамично развивающийся социальный объект, который может исследоваться с точки зрения медицины, психологии, политологии, философии, культурологии. Основанием для выделения молодых людей в отдельную группу являются возраст, социальный статус и ролевые функции. Однако до сих пор в социологии молодёжи нет однозначного мнения в отношении ключевого показателя. Возрастные границы этой группы определяются по-разному. Чаще к числу молодых относят людей в возрасте от 14 до 29 лет. Некоторые исследователи расширяют эти рамки от 15 до 30-31 года, другие, наоборот, сужают их от 16 до 29 лет. В рамках этого интервала выделяют следующие возрастные категории молодёжи: подростки до 18 лет, собственно молодёжь – 18-24 года, молодые взрослые – 25-29 лет.

Социологическое исследование молодёжи многогранно. Это связано  с тем, что на период жизни от детства  до взрослости приходятся основные социодемографические события: получение образования, профессиональное становление, обретение социальных статусов и ролей, вступление в брак, рождение детей. Молодёжь рассматривается  с точки зрения её включенности в  процессы воспитания и социализации, изучается образ жизни, ценностные ориентации и мотивация деятельности, профессионально-трудовое самоопределение, утверждение стратификационно-статусной  позиции, социальная мобильность, планирование и реализация жизненных целей в конкретных социально-политических, экономических и социокультурных условиях.

     Объектом данной  работы является молодежь.

Предмет – особенности  молодежи, как специфической социально-демографической группы.

Цель данной ККР – выявить, что же представляет собой  молодежь, а также, рассмотреть ее потребности  и способы их удовлетворения.

 Гипотеза: социологическое  изучение молодежи является весьма актуальным в настоящее время, так как проблемы в молодежной среде  имеют место в современном мире.

Задачи заключаются в:

1) Определении понятия  «молодежь».

2) Выявлении основных  потребностей молодежи.

3) Рассмотрении основных ценностей молодежи.

4) Выделении проблем современной  молодежи.

 

 

 

Глава I: «Молодежь как социальная группа общества»

1.1 Понятие «молодежь»

 

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим  статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными  молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального  становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности  активного участия в определённых сферах жизни социума.

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время  перед любым обществом стоит  вопрос о необходимости минимизации  издержек и потерь, которые несёт  страна из-за проблем, связанных с  социализацией молодых людей  и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное  пространство. Одно из первых определений  понятия «молодёжь» в отечественной  социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским:

«Молодёжь — поколение  людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции»

Иное и более детализированное определение И.С Кона: «Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».1  Именно это определение впоследствии стало основным в отечественной социологии молодёжи:

«Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

В современной научной  литературе существует множество подходов к исследованию проблем развития молодежи и, следовательно, масса различных  определении сущности понятия «молодежь».

Традиционным является стратификационный  подход, при котором молодежь определяется как особая социально-демографическая  группа, ограниченная возрастными рамками, со своими специфическими социальными  ролями, статусом и социальными позициями.

Близок к нему психофизиологический анализ молодежи основанный на понятии «молодость» как обозначении периода развития человеческой личности между половым созреванием и полной зрелостью. В качестве его дальнейшего развития в социальной философии выделяют социально-психологический подход, описывающий молодежь как людей определенного возраста (обычно это интервал 14-29 лет) со своими биологическими и психологическими отношениями.

Отдельной группой представлены ролевой, субкультурный и конфликтологический  подходы. Первый описывает «молодость»  как особую поведенческую фазу в  жизни каждого человека, когда  человек не играет больше роли ребенка  и в тоже время не является полноправным носителем ролей взрослых людей. Конфликтологический подход также  опирается на понятие «молодость»  как период в жизни человека полный стрессов, проблем, конфликтов с самим  собой и обществом и в этом плане чрезвычайно важный для  каждого человека. На этом фоне молодые  люди образуют особую социальную группу со своим специфическим образом  жизни, стилем поведения, культурными  нормами и ценностями (субкультурный  подход).

Непосредственно к этим подходам примыкает субъективный. Молодость  это особое ощущение мира, себя, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда  деятельность и интеракционистский подход- молодость это одно из состояний  души присущих каждому человеку, которое  проявляется в спонтанном поведении, в непосредственности, нестандартности  реакций. Каждый из перечисленных выше подходов фиксирует особенности  изучения молодежи и феномена молодости  в конкретных научных дисциплинах, при решении конкретных исследовательских  задач. Развитие социологического интегративного подхода в настоящее время  предполагает проведение «поколенческого» анализа молодежи с присущими  ему качествами поколенческого положения, поколенческой взаимосвязи и  поколенческого единства.

Итак, с одной стороны, как субъект смены поколений, будучи способной к самореализации в результате собственной сознательной, рациональной активности, молодежь перенимает социальный опыт, обновляет его и  передает последующим поколениям. С  другой стороны, молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются  в каждом обществе и от мобилизации  которых зависит его жизнеспособность, именно поэтому динамичные общества опираются на связь с молодежью. Молодежь играет роль «оживляющего посредника», который просто необходим для  приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.

 

1.2 Особенности молодежи в современном российском обществе

 

Исследование молодежной субкультуры делает необходимым  изучение всей совокупности условий, определяющих культурное развитие молодежи в контексте  социально-экономических изменений  современного российского общества.

Под влиянием новых социально-экономических  процессов происходят значительные изменения в культурном облике современной  молодежи. Характерные черты этого  облика реализуются в социокультурной  деятельности складывающейся молодежной субкультуры. Происходящие при этом изменения фиксируются за счет проявления  нового отношения к социальным и  культурным реалиям. Из всех факторов, определяющих новации в молодежной субкультуре, эти явления наиболее динамичны и противоречивы. Их конкретное содержание зависит от многих обстоятельств. Здесь влияние оказывает и  расположение конкретного региона, и культурно-бытовые традиции, и  национальные особенности, и степень  развития новых форм хозяйствования, и внимание к социальным вопросам со стороны властных структур и хозяйственного руководства.

Еще одной новой тенденцией, веянием времени в молодой  среде стала проблема занятости  молодежи. Однако независимо от того, как  сегодня решаются вопросы молодежной политики, сама молодежь продолжает оставаться наиболее сложной социальной группой  в России.

В результате проводимых реформ наше общество из социально стабильного  стало такой системой, в которой  большинство превращается в социальных аутсайдеров, теряет жизненную перспективу  и возможность достижения приемлемого  образа жизни.

Занятость представляет собой  сложное, многоуровневое и многоаспектное явление. Ведущими, занимающими приоритетное место в общественной практике, являются его социальная и экономическая  составляющие. В различных экономических  школах занятости уделяется достаточно внимания, поскольку решение этой проблемы затрагивает интересы многих людей, их труда, благосостояния и качества жизни.

В широком смысле слова  занятость — это участие граждан  в общественно полезной деятельности, связанной с удовлетворением  их личных и общественных потребностей и приносящей им, как правило, заработок (доход). В узком смысле занятость  — совокупность общественных (экономических) отношений по поводу участия граждан в хозяйственной деятельности, обеспечение граждан рабочими местами. Будучи функциональной характеристикой населения, занятость определяет степень его включения в процесс труда и, как следствие, распределение трудоспособных граждан по конкретным родам, видам и формам деятельности. В этом выражаются экономические аспекты занятости. Социологию же интересуют, прежде всего, закономерности, функционирование и развитие занятости как социального взаимодействия между человеком, желающим быть занятым и получать доход за свое участие в производительном труде, и обществом, обеспечивающим желание гражданина быть занятым за счет предоставления ему рабочего места. В современных условиях особые проблемы с занятостью возникают в молодежной среде, поскольку здесь сложились две достаточно устойчивые основные тенденции, характеризующие состояние молодежи в процессе становления и развития рыночных отношений. Во-первых, часть молодежи, выдержав первые «удары» демократизации экономики, приспособилась к рыночным условиям. В их число можно включить молодое поколение менеджеров, банковских служащих, управленцев среднего звена. В результате сегодня она пополнила обновленные ряды незанятого населения. Вторая тенденция связана с появлением на рынке труда новых отрядов молодежи, которые пополняются за счет молодых людей, закончивших средние специальные и высшие учебные заведения, выпускающие специалистов, не обеспеченных рабочими местами. При наличии этих двух тенденций на современном рынке труда четко определяются социально обусловленные молодежные группы.

Значительная часть молодых  людей попадает в ту категорию, которая  имеет низкий уровень образования, не соответствующий современным  требованиям, низкую общую культуру. Такая молодежь не вписывается в  новые условия.

Другая ее часть относится  к группе, которая после некоторого периода трудовой деятельности прерывает  ее из-за низкой квалификации, отсутствия необходимых знаний или вследствие отмирания профессии.

Наибольшую озабоченность  вызывают те группы молодых людей, которые  обречены на «перспективную» безработицу. Это особенно касается той части  молодежи, которая выбрала интеллектуальные профессии. Невостребованность последних  дополняет картину интеллектуального  рынка труда.

Какие условия способствуют формированию таких тенденций, что  выдвигает молодежь в число так  называемых «перспективных» безработных? Главным образом — это катаклизмы в системе образования. Свертывание  государственного финансирования, отсутствие госзаказа на специалистов, деструктуризация образовательного процесса приводят к  тому, что большая часть выпускников  вузов обречена на невостребованность на рынке труда или, как минимум, на работу не по специальности. В результате оказывается, что масса молодых  специалистов имеет ограниченное право  на трудовую деятельность.

Немалую роль в этом деле играет состояние рынка интеллектуального  труда, которое складывается в результате определенной политики занятости в  отношении специалистов с высшим образованием. В настоящее время  чуть ли не решающим фактором из-за пресловутой  политики вариативности образования, которая на деле привела к утрате передовых позиций нашей высшей школы, стало понятие «престиж вуза». На практике это означает, что значительная часть выпускников бакалавриата, второго высшего образования  по престижным профессиям (экономист, юрист, менеджер, маркетолог) становятся невостребованными. Так называемый «престиж вуза» напрямую влияет на престиж получаемой профессии и, как следствие, на возможности трудоустройства.

На самом деле за всем этим стоит не что иное, как подрыв уровня профессиональной высшей школы. Главная причина этого кроется  в том, что, как считают работники государственных вузов, высшая школа поставлена в условия выживания. Причина этого кроется, в том числе и в том, что численность школьников резко снизилась.

Все это является следствием внутреннего состояния самих  образовательных учреждений. Сегодня  в образовательных учреждениях  по существу отсутствует система воспроизводства молодых кадров, утрачивается понятие «научная школа». Пагубное влияние на состояние высшей школы оказала непродуманная политика «университезации» высшего образования. В этих условиях очень часто ключевые позиции в образовательных учреждениях занимают некомпетентные люди.

Информация о работе Ценностные ориентации и потребности современной молодежи