Целевые комплексные программы сохранения и развития социокультурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 15:46, реферат

Описание работы

Государство оказывает финансовую (бюджетную), административную, юридическую и моральную поддержку практически всем видам культурной деятельности. Культурные функции государства являются логическим ответом на естественные, необходимые и исключительно важные потребности людей и общества. Культурная деятельность является содержанием культурной политики.
Реализацию культурной политики государство осуществляет через систему социальных институтов, воспроизводящих собственными формами, методами и средствами культурные, образовательные, творческие и нравственные виды деятельности, соответствующие социально-ценностным ориентирам государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Программно-целевой метод государственного управления: понятие и особенности …………….................................................................... 5
2. Федеральные целевые программы в сфере культуры………………… 8
3. Региональные целевые комплексные программы социокультурного развития ………………………………………………………………. 11
4. Долгосрочная целевая программа «культура алтайского края» на 2011 -2015 годы …………………………………………………….. 15
Заключение…………………………………………………………………… 19
Литература…………………………………………………………………… 20

Файлы: 1 файл

Реферат Целевые комплексные программы.docx

— 44.73 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

АЛТАЙСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ  И  ИСКУССТВ

 

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

                                                       РЕФЕРАТ

        на тему:      Целевые   комплексные   программы    сохранения

                                     и  развития  социокультурной  сферы

                                                                                                                                                                                      

 

                                                           

 

                                                            Выполнила:

                                                         студентка 4 курса  группы  ПКДП

                                                         заочного отделения

                                                         Карпешина  М. С.                                                                                                                                                                            

                                                        

                                                             Руководитель:

                                                         доктор педагогических наук, профессор

                                                         Брижатова С. Б.

 

                                     

 

                                                   г. Барнаул

                                                     2013                         

                                                        СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..   3

    1. Программно-целевой метод государственного управления: понятие   и особенности ……………....................................................................   5

2.  Федеральные целевые программы в сфере культуры…………………   8

3.  Региональные целевые комплексные программы социокультурного развития ……………………………………………………………….  11

4.  Долгосрочная  целевая программа  «культура алтайского  края» на 2011 -2015 годы ……………………………………………………..   15

Заключение……………………………………………………………………  19

Литература……………………………………………………………………  20

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Политика государства, как известно, распространяется на все сферы жизни человека в обществе, и, естественно, она не может не охватывать такую важнейшую сферу, как культура. Роль государства в развитии культуры во все периоды истории была велика.

Однако в настоящее время культура не  может рассматриваться исключительно с позиций экономической эффективности и одного из ресурсов социального развития. Культура трактуется как феномен, обладающий собственной значимостью и ценностью для человека и общества. Закрепление в обществе такого понимания культуры направлено на снижение негативных последствий экономического и политико-идеологического детерминизма в социокультурной сфере, на создание условий для саморазвития и расширения самоорганизационных процессов в культуре, на признании свободы творчества для каждого человека и его права на самовыражение в культуре.

Современной  формой участия государства в культуре является культурная политика, которая представляет собой координацию и регулирование всей культурной деятельности, связанной с сохранением и функционированием исторического и культурного наследия, обеспечением равного для всех доступа к культуре, поддержкой искусства и всех видов творчества, а также с культурным присутствием в других странах и влиянием на них.

Важность роли культурных традиций в обновлении ценностно-смысловой деятельности россиян – вот то основание, на котором выстраивается стратегическая концепция культурной политики, ориентированная на решение масштабных социокультурных задач, таких как улучшение качества жизни людей, достижение социальной интеграции, упрочение социального согласия и солидарности, расширение форм межкультурного диалога в условиях глобализирующегося мира.

Государство оказывает финансовую (бюджетную), административную, юридическую и моральную поддержку практически всем видам культурной деятельности. Культурные функции государства являются логическим ответом на естественные, необходимые и исключительно важные потребности людей и общества. Культурная деятельность является содержанием культурной политики.

Реализацию культурной политики государство осуществляет через систему социальных институтов, воспроизводящих собственными формами, методами и средствами культурные, образовательные, творческие и нравственные виды деятельности, соответствующие социально-ценностным ориентирам государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ  МЕТОД  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ   И   ОСОБЕННОСТИ

 

Метод программно-целевого планирования давно зарекомендовал себя в развитых странах как один из самых точных и надежных. Он широко применяется на Западе на всех уровнях планирования и управления.

В настоящее время программно-целевой метод планирования является одним из эффективных методов осуществления государственной политики РФ практически во всех отраслях социальной сферы. Главными направлениями государственной поддержки социокультурного развития России являются федеральные программы.

  Программно-целевое  планирование  - это  один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей.  Оно  построено по логической схеме «цели  -  пути - способы - средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге разрабатывается программа действий по достижению целей. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Наличие подобной программы действий, показывающей, каким образом будут достигаться цели управления, в какие сроки, при каких затратах ресурсов, и есть главный признак программно-целевого управления [9].

Понятие «программно-целевое управление» трактуется и как метод программного воплощения крупных управленческих решений, и как реализация комплексного, системного подхода при решении крупномасштабных социально-экономических проблем.

Программы как инструмент управления появляются тогда, когда возникает серьезная, крупномасштабная экономическая проблема, решение которой требует принятия особых мер, сосредоточения усилий, сочетания действий разных организаций.

     Программно-целевой  метод планирования «активен», он  позволяет не только наблюдать  ситуацию, но и влиять на ее  последствия, что выгодно отличает  его от большинства других  методов [9].

     Особенностью  программного планирования является  также способ влияния на планируемую  систему. Во главу  угла ставится  не система сама по себе, ее  составные элементы и сложившаяся  организационная структура, а управление  элементами программы, программными  действиями.

        Планирование  осуществляется с соблюдением  конкретных принципов, т.е. правил  формирования, обоснования и организации  разработки плановых документов. Основными из них являются: научность, социальная направленность, повышение  эффективности производства, пропорциональность  и сбалансированность, приоритетность, согласование кратко-, средне- и долгосрочных  целей.

Программный метод является наиболее эффективным способом реализации стратегии развития государства или региона.

  Программно-целевой  метод планирования и управления  предполагает определенную документальную  базу. Основным документом, характеризующим  социально-экономические процессы  в России с точки зрения  планирования и определяющим  регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического  развития на соответствующие  периоды. Их содержание выходит  за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения  по воздействию на экономику  страны. Более конкретными плановыми  документами являются комплексные  целевые программы.

Целевая комплексная программа (ЦКП) — директивный и адресный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленный на реализацию определенной народнохозяйственной проблемы [2].

Реализация целевой комплексной программы требует согласованного участия ряда отраслей, ведомств и организаций. Среди требований, которым должна отвечать цель, выдвинутая в ЦКП, выделяются конкретность, реальность и контролируемость. Конкретность цели подразумевает результаты, имеющие количественное выражение, на достижение которых направлена ЦКП. Реальность цели означает их практическую достижимость к определенному сроку. Контролируемость предусматривает возможность осуществления контроля за ходом реализации цели. Достижение цели предполагает решение целого ряда задач, поэтому в ЦКП цель разбирается на подцели и формируется «дерево целей».

Кроме целевой направленности к числу наиболее характерных особенностей целевой комплексной программы относятся: высокая степень комплексности, ориентация на выполнение конкретной общественно необходимой функции, четкая адресность заданий, детальная привязка к отраслевым и региональным планам; приспособленность к экономико-математическому моделированию и др. По специфике решаемых проблем различаются социально-экономические, научно-технические, производственно-технологические, организационно-хозяйственные, экологические ЦКП.

По срокам действия различают программы краткосрочные (продолжительность до 1 года); среднесрочные (от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой); долгосрочные (свыше 5 лет).

Программно-целевой метод программирования служит важнейшим инструментом осуществления государственной культурной политики, включая в себя разработку и реализацию государственных программ развития приоритетных направлений развития культуры и решения первоочередных социально-культурных  проблем.

В ходе реализации комплексных программ координируется взаимодействие различных отраслей социальной сферы, оптимизируется использование бюджетных средств, развитие культурной сферы увязывается с развитием всех других отраслей  хозяйства. Комплексные целевые программы позволяют обеспечить сочетание научного подхода к планированию и организации процесса развития социокультурной  сферы с рациональным расходованием финансовых средств, позволяя направить имеющиеся ресурсы на развитие стратегически значимых направлений и ликвидацию наиболее болезненных общественно-культурных явлений.

 

 

 

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

 

Основной целью культурной политики является сохранение и передача будущим поколениям культурного наследия, поддержка художественного творчества и распространение всех форм культуры среди максимально широкой аудитории. Для понимания необходимости развития культуры в сложный для страны переходный период следует четко осознавать, что может дать обществу энергичная и предприимчивая культурная политика.

В 1995 году Министерство культуры РФ инициировало разработку Концепции развития культуры и искусства Российской Федерации, которая определила генеральное направление государственной культурной политики на новом этапе политического и социально-экономического развития России. Основные положения Концепции получили одобрение Правительства (протокол от 14 сентября 1995 года) и на их основе было разработано и принято Постановление Правительства РФ от 19.06.1996г. N 715 "О федеральной целевой программе развития и сохранения культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)".

Программа исходила из фундаментального значения отечественной культуры в жизни государства и общества. При этом культура рассматривается не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни. В условиях светского демократического государства именно культура берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров народа [1].

Положительный опыт реализации федеральных целевых программ по культуре в России на рубеже XX и XXI веков насчитывает уже почти полтора десятка лет. Несмотря на внутренние и мировые экономические потрясения, за счёт реализации федеральной целевой программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997–1999 годы)», федеральных целевых программ «Культура России» на 2001–2005 годы и  на 2006–2011 годы удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.

Информация о работе Целевые комплексные программы сохранения и развития социокультурной сферы