Бедность и нищета как проблемы 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ проблемы бедности и нищеты в РФ в 21 веке.
В соответствии поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
определить понятие и раскрыть сущность бедности и нищеты;
изучить последствия бедности:
рассмотреть основные показатели уровня жизни в России;
проанализировать законодательство РФ по социальной защите бедного населения;

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………..3
Глава 1. Бедность и нищета как социальная проблема….……....5
1.1.Понятия и критерии определения бедности и нищеты………..5
1.2.Бедность и нищета как социальный феномен…………………10
Глава 2. Проблема бедности и нищеты в современной России.16
2.1. Уровень жизни российского общества………………………...16
2.2. Пути преодоления бедности в России………………………....21
Заключение……………………………………………………………..…30
Список использованной литературы……………………………….32

Файлы: 1 файл

vvedenie.docx

— 83.48 Кб (Скачать файл)

 Органы государственной  власти принимают законы и  нормативные правовые акты, определяющие  размер, условия и порядок назначения  и выплаты государственной социальной помощи и реализуют государственные программы оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. В Федеральном законе "О государственной социальной помощи" четко сформулированы цели предоставления государственной социальной помощи: "поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышение доходов населения"[1].

В соответствии с  Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной  войны;

3) ветераны боевых действий  из числа лиц, указанных в  подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального  закона "О ветеранах" (в редакции  Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);

4) военнослужащие, проходившие  военную службу в воинских  частях, учреждениях, военно-учебных  заведениях, не входивших в состав  действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период  Великой Отечественной войны  на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников  Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

        9) дети-инвалиды [1].

Главная задача для государства  в ряду приоритетов государственной  политики борьбы с бедностью – дать людям «шансы на выход из бедности»:

Во-первых, к ним относятся государственные гарантии для бедных слоев населения, которым сохраняется бесплатное предоставление медицинских, образовательных, культурных, социальных технологий, осуществляемых для всех остальных на платной основе;

Во-вторых, предоставление наиболее одаренным людям, проживающим в  сельской местности, а также детям  из малообеспеченных слоев, детям-сиротам, детям-инвалидам равных возможностей получения профессионального художественного образования, ориентация их на профессиональное художественное творчество;

В-третьих, финансовой поддержки  в оплате жилья, детских дошкольных, спортивных учреждений, определения сектора потребительских услуг для бедных, магазинов по специально-низким ценам; обеспечение доступа малоимущих к правосудию [33;56].

Нововведением стало внедрение  технологии социальной доплаты к  пенсии. На основании Федерального Закона «О государственной социальной помощи»  общая сумма материального  обеспечения пенсионера, не осуществляющую работу и иную деятельность, в соответствии с законодательством РФ пенсия не может быть установлена меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ [22;21].

Государственная помощь, финансируемую  за счет средств бюджетов субъектов  РФ малоимущим семьям, малоимущим одиноко  проживающим гражданам, ветеранам  труда, реабилитированным лицам  и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий и иным категориям граждан гарантии осуществляются в следующих видах:

- денежные выплаты(социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

-натуральная помощь (топливо,  продукты питания, одежда, обувь,  медикаменты и другие виды натуральной помощи) [1]. 

Одним из самых важных видов  материальной поддержки малообеспеченных является выплата ежемесячных пособий на ребенка. Получать данное пособие имеют граждане ( в том числе иностранные), проживающие  в РФ, подлежащие обязательному страхованию, среднедушевой доход которых не превышает размер прожиточного минимума, установленного для данного субъекта.

Социальная поддержка  по оплате жилых помещений и коммунальных услуг – скидка или денежные выплаты, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством  определенным категориям граждан в  соответствии с ними проживающими членами их семей если это предусмотрено соответствующим данной категории граждан законодательством)

Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышает величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи [22;23].

Ключевую роль в решении стратегической проблемы преодоления бедности призвана сыграть система образования. Подготовка квалифицированных кадров и специалистов среднего звена критически важна не только для коренного улучшения положения на рынке труда и роста производства, но и для формирования современного массового среднего класса предпринимателей , ремесленников как опоры общественной стабильности.

На 1 января 2010 года в РФ функционировало 228 Центров социального обслуживания, в которых открыто 2300отделений  служб срочного социального обслуживания [22;24].

В Чувашской Республике социальное обслуживание малообеспеченных пожилых  граждан осуществляют 28 центров  социального обслуживания населения, предоставляющих гражданам социальные услуги через 63 отделения социального и социального- медицинского обслуживания на дому, 8 отделений дневного пребывания на 240 мест, 47 отделений временного проживания на 734 места, 24 отделения срочного социального обслуживания и консультационной помощи [22;25].

Реализация эффективной  социальной политики, включая повышение  эффективности социальных пособий  и льгот отдельным категориям граждан, своевременная выплата  детских пособий, адресная социальная помощь, улучшение положения граждан  из так называемых групп риска, - ключевое условие формирования общества равных возможностей.

В целом эффективная программа  борьбы с бедностью должна содержать  три блока мер:

  1. Общее эффективное оздоровление – для трудоспособного населения;
  2. Обеспечение гарантий человеку по поддержке достойного уровня жизни;
  3. Развитие адресной системы предоставления мер социальной поддержки нуждающихся – для малообеспеченных категорий населения.

Таким образом, для того чтобы  преодолеть бедность, нужен комплексный подход к решению этой проблемы, учитывающий все виды ее проявления. Государство должно защищать своих граждан, сохранять здоровье нации, и повышать уровень жизни населения всеми доступными для него способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Понятие бедность трактуется по-разному: и как низкий уровень  доходов и расходов, и как невозможность  поддержания желаемых жизненных  стандартов, и как определенное самоощущение себя в социуме.

Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем  современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи.

 Бедность – это  не только недостаток продуктов  питания, одежды, плохое жилище, отсутствие у людей доступа к необходимому образованию и медицинскому обслуживанию. И не только отсутствие достаточной суммы денег, чтобы приобрести все необходимое для жизни, хотя бы на минимальном уровне. Проблема бедности имеет еще и гуманистическую составляющую; она влияет на морально – этические аспекты взаимоотношений власти народа.

Бедность значительной части  населения на протяжении ряда лет  продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества. Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным.

Можно прийти к выводу, что  бедность нельзя искоренить полностью. Однако это не означает, что с  бедностью не надо бороться. Соответствующие  усилия предпринимались и предпринимаются. В данном случае огромные усилия возложены  на само государство и благодаря правильно, разумно проведенной социальной политики снизить степень ее остроты вполне реально.

В обществе может быть ликвидирована  абсолютная бедность, но всегда сохранится относительная. Ведь неравенство –  неизменный спутник сложных обществ. Относительная бедность сохраняется даже тогда, когда жизненные стандарты всех слоев общества повысились.

       Таким образом, для того чтобы преодолеть бедность, нужен комплексный подход к решению этой важнейшей социально-экономической проблемы, учитывающей все виды ее проявления. Государство должно защищать своих граждан, сохранять здоровье нации, и повышать уровень жизни населения всеми доступными для него способами.

Государство ведет борьбу с бедностью, назначая различные  социальные пособия и выплаты  малоимущим, поощрением трудовой деятельности, укреплением законодательства о социальной защите и т.д.

       Бедность по-прежнему остается важной проблемой у нас в стране и во всем мире. Её, я думаю,  нельзя искоренить,  но можно  уменьшить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"(с изменениями и дополнениями) // Консультант плюс.
  2. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // Гарант.
  3. Беляева А. А. Социальная стратификация и бедность в регионах России // Социс. – 2006 - №9 – с. 52 –63.
  4. Березин, И. О «бедности» и борьбе с ней, среднем классе, социальной структуре и дифференциации доходов в России в начале XXI века / И.Березин // Практический маркетинг.  – 2004 –  №7  – С.42.
  5. Березовская И. В. Общими усилиями – покончим с нищетой / И. В. Березовская // Социальная работа. – 2008. – № 2. – с. 54–56.
  6. Богомолова Т. Ю. Тапилина В. С.  Миграции бедности: масштабы воспроизводства, социальный спектр / Т. Ю. Богомолова //  Социс. – 2004 - №12 – с.17 – 43.
  7. Волчкова Л. Т., Минина В. Н. Стратегии социологического исследования бедности /Л. Т. Волчкова // Социс. – 1999. – № 1. – с. 49 – 56.
  8. Горшков М. К. , Тихонов М. Богатство и бедность в представлениях Россиян / М. К.  Горшков // Социс. – 2004 - №3 – с. 16 – 23.
  9. Давыдова Н. М. , Седова Н. Н. Материально-имущественные характеристики и качество жизни богатых  и бедных / Н. М. Давыдова //  Социс. – 2004 - №3 – с.40 – 50.
  10. Дмитриев М. На полпути к богатству / М. Дмитриев // Эксперт. – 2008. – № 12. – с. 76–77.
  11. Евсеева Т. Н. Социально-экономические аспекты преодоления бедности в современной России / Т. Н. Евсеева // Социальные, экономические  и правовые проблемы современной России. В. 9. т. 7. –  Чебоксары, 2010. – с. 54 –59.
  12. Емельянова Ф.Н. Социальная политика слабозащищенным слоям населения в Чувашской Республике / Ф.Н.  Емельянова // Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты.–Чебоксары, 2010.– 70с.
  13. Закомолдина Т. О. Нищенство и бедность в историческом контексте России / Т. О.   Закомолдина // Социальная политика и социология. – 2011 – №2 – с.123-140
  14. Клеман К. Борьба с бедностью / К.  Клеман  // Социальное обеспечение. – 2006 –  №5 –  с.35.
  15. Ключарев Г., Кофанова Е. О динамике образовательного поведения состоятельных  и малоимущих Россиян / Г. Ключарев // Социс. – 2004 – №11 – с. 116 – 122.
  16. Князева Е. А., Миронова. Волонтерская работа с бездомными, помощь нуждающимся / Е. А. Князева // Социальная работа. – 2010 – №1 – с.17
  17. Макаров В. Л.  Социальные технологии на нижнем уровне / В. Л. Макаров // Социальная политика и социология. – 2005 – №2 – с. 6 – 18.
  18. Могилевский. Р. Монетизация бедности / Р. Могилевский. // Вопросы социального обеспечения. – 2007 – №10 – с.23—25.
  19. Овчарова Л. Уровень бедности и глубина бедности / Л.  Овчарова  // Вопросы социального обеспечения. – 2006 –  №24 – с.24 – 28.
  20. Овчарова Л. Экономический рост и социальные реформы : Что они дали бедным? /  Л.  Овчарова // Вопросы социального обеспечения. – 2009 – №7 – с. 30 – 33.
  21. Павленок П. Д., Руденова М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272с. – (Высшее образование).
  22. Петрова А.В. Технологии социальной поддержки малообеспечанных групп населения /А.В. Петрова // Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты // Сборник научно-практических конференций, Чебоксары: ООО «ИП Суворов В.Г.», 2011. – с. 18 – 26.
  23. Петрова Е.С. Социально-экономическая роль государства по преодолению бедности / Е.С. Петрова // Отечественный журнал социальной работы. –  2010.  –  №4. – с. 22 – 28.
  24. Плотников Д. Социальные аспекты преодоления бедности России / Д.  Плотников // Импульс. – 2010 –  №2 – с. 8 – 10.
  25. Римашевская Н. М. Бедность и маргинализация населения / Н. М. Римашевская. // Социс. – 2004 – №14 – с. 33 – 44.
  26. Романычев И. С. Некоторые тенденции формирования «Андекласса» в России /  И. С. Романычев // Отечественный журнал социальной работы. – 2008 –  №3 – с.38 – 45.
  27. Севастьянов В. Прожиточный минимум наперегонки с ценами / В. Севастьянов // Российская Федерация сегодня. – 2009. – № 2. – с. 18.
  28. Симчера В. М. Избавляясь от бедности, приближаясь к достатку / В. М. Симчера ; беседовал П. Цветов // Российская Федерация сегодня. – 2008. – № 2. – с. 30–32.
  29. Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. академика РАН В. И. Жукова. – 2-е изд., доп. И перераб. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 412с.
  30. Тихонова Н. Е.  Низший класс в социальной структуре российского общества  / Н. Е.  Тихонова // Социс. – 2011 – №5 – с. 24 – 35.
  31. Федоренко Н. П. Проблемы бедности и богатства в современной России / Н. П. Федоренко // Экономическая наука современной России. – 2005. – № 3. – с. 21–36
  32. Федорова О. Г. Бедность в Российской Федерации в 90-е годы как объект историко-правового анализа / О. Г. Федорова // Человек и закон. – 2007. – № 5. – с. 82–95.
  33. Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России /Г.Б. Челнокова. – М.: Проспект, 2009. – 78с.
  34. Чуева Е.В. Экономические тактики повседневного выживания в условиях бедности / Е.В. Чуева // Социс. – 2012 - №4 – с. 88 – 91.
  35. Шевяков А. Влияние социальной политики на положение отдельных групп населения / А. Шевяков // Экономист. – 2008. – № 9. – с. 54–64.
  36. Статистика: уровень бедности в России / http://www.eer.ru/statistics/
  37. Уровень жизни. Росстат / http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/
  38. http:// www.chuvash.gks.ru/
  39. http://www.vestifinance.ru/articles/10208

Информация о работе Бедность и нищета как проблемы 21 века