Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:36, реферат
Актуальность темы. Слова Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что Россия – богатая страна бедных людей, заставляют обратиться к проблеме бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным уровнем интеллектуального потенциала её граждан, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества.
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бедность и неравенство
1.1. Измерение  бедности…………………………………………………………….6
1.2.Основные показатели  уровня жизни населения……………………………...15
1.3. ФЗ «О государственной  социальной помощи»……………………………...28
Глава 2. Бедность в России
2.1. Социально-демографический  портрет бедных………………………………32
2.2. Причины и  факторы бедности………………………………………………...40
2.3. Методы борьбы  с бедностью…………………..……………………………...44
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы………………….……
 Уровень жизни 
населения как социально-
представляет 
собой уровень и степень 
материальных благах, бытовых и культурных услугах.
 Рост уровня 
жизни создаст возможности, 
качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потреблением товаров
и услуг, а выступает 
обобщающей характеристикой социально-
результатов развития общества и включает среднюю продолжительность
жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность
информации, обеспечение прав человека, и т.д. В рыночной экономике
важнейшими составляющими уровня жизни становятся также степень
социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение
социальной среды, культурные национальные и религиозные отношения.[6,стр.4-7]
 Важную роль 
в изучении уровня жизни 
нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных
процессов в обществе. Различаются социальные нормативы:
развития материальной базы социальной сферы,
доходов и расходов населения,
социального обеспечения и обслуживания,
потребления населением материальных благ и платных услуг,
условий жизни, состояния и охраны окружающей среды,
потребительского бюджета и др.
Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга.
Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические,
эстетические 
и социально-психологические 
обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового
обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских,
прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания,
общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга
связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время -
часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более
полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее
потребностей.
Возможны три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему
населению; 2) к его социальным группам; 3) к домохозяйствам с различной
величиной дохода.
 Непосредственное 
отношение к уровню жизни 
 Обязанность 
государства обеспечить 
страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам,
уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный
набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования,
здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики - прожиточный
минимум, и с 
ним должны увязываться все остальные 
социальные стандарты и гарантии.[6,стр.
В 1918 году были проведены первые в советское время исследования рабочего бюджета и быта, а также первые попытки рассчитать прожиточный минимум. Прожиточный минимум рассчитывался как физиологический и основной статьей расхода в нем были затраты на питание. В начале 30-х годов расчеты по исчислению прожиточного минимума были прекращены по идеологическим соображениям и возобновились лишь в 60-х годах [11,стр.40].
 До 1990 года 
социально-экономические науки 
использовался термин «малообеспеченность». По мнению Н.В. Черниной, «ретроспективную, очень нерегулярную оценку масштабов бедности можно дать, лишь начиная с 1975 г., когда было введено пособие для малообеспеченных семей. Именно тогда государство установило порог бедности, объявив критерием в проверке нуждаемости душевой доход в семье, равный 50 руб. в месяц (без учета структуры семьи). На этом уровне были установлены гарантированный уровень минимума заработной платы и минимальная пенсия».[6,стр.16]
 21 мая 1991г. 
Указом Президента СССР «О 
минимальном потребительском 
 Соответствующая 
методика была создана, и до 
1999г. включительно величина 
 Однако методические 
рекомендации, утвержденные 10.11. 1992г., в 
силу объективных причин, связанных 
с развитием процесса 
 В стране 
начинает усиливаться 
Выделяются три пика увеличения бедности. Первый пик – 1992г. связан с либерализацией цен и переходом к новой модели экономики и общества: масштабы бедности в терминах показателей численности и доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличились более чем в 8 раз и достигли 49,7 млн. чел. или 33,5% от общей численности населения. Затем на протяжении 1993-1994гг. наблюдалось снижение уровня бедности. Второй пик – 1995г. в значительной степени явился следствием финансового кризиса в октябре 1994г. (так называемый «черный вторник»). Затем в течение 1996-1997гг. опять наблюдалось небольшое снижение уровня бедности. И, наконец, третий пик пришелся на 1999г., что явилось следствием финансового кризиса в августе 1998г. Кризис привел к резкому росту потребительских цен (в сентябре 1998г. по сравнению с августом потребительские цены выросли на 38,4%), более чем к двукратному росту разрыва курсового соотношения официального курса российского рубля и доллара США по отношению к индексу потребительских цен. Следствиями явились обесценение рубля, снижение его покупательной способности, существенное (до 4-х раз) снижение реального содержания денежных доходов населения в долларовом выражении, резкий всплеск масштабов бедности, удешевление труда, снижение стоимости, и как следствие, цены рабочей силы на рынке труда. В сентябре 1998г. по сравнению с августом, по данным официальной статистики, реально располагаемые денежные доходы снизились на 18,5%, реальная заработная плата на 24%, реальный размер назначенной пенсии на 27,7%. Те, кто смог сохранить свою работу, неожиданно столкнулись с резким падением реальной зарплаты, вызванным стремительным ростом инфляции.
 Анализ поквартальной 
динамики бедности в России 
за период 1998 – 1 кв. 2000гг. показывает, 
что в результате кризиса в 
августе 1998г. произошел 
Академик РАЕН Н.М. Римашевская характеризуя социальные последствия данного кризиса писала, что происходит интенсивная поляризация общества по уровню материальной обеспеченности. Образовалось две России: одна – крупные собственники, которые объединяют весьма тонкий слой населения – 5%, другую Россию представляет основная масса граждан, среди которых 10 млн. фактически отвергнуты обществом. Все это в совокупности не только блокирует экономические преобразования, но и создает угрозу социальной безопасности, которая вызывается ухудшением условий и качества жизни, тревожностью настроения и несбыточностью ожиданий населения.
 В октябре 
1997г. был принят Федеральный 
Закон «О прожиточном минимуме 
в Российской Федерации». Согласно 
этому закону была утверждена 
новая концепция разработки 
 Из этого 
следует, что в России в 
 Данный закон 
сам по себе не вводит каких-
 Принятие 
в 1999 – 2000 гг. на правительственном 
уровне ряда нормативных актов,