Аудиовизуальные СМИ (телевидение, кино) – способ передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Кино - одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых искусств. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка. Вместе с тем миллионы зрителей каждый день заполняют залы кинотеатров, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению. Кино оказывает мощное воздействие на сердца и умы молодежи. Естественно, что к нему привлечено внимание социологов, эстетиков, искусствоведов, теоретиков культуры - всех, кого интересуют проблемы художественного творчества и восприятия, средств массовой коммуникации, динамики общественных настроений и так далее.

Содержание работы

Введение 3
1. Аудиовизуальные СМИ (телевидение, кино) – способ передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение 5
2. Кино и телевидение – источник информации 8
3. Социология кино и телевидения 10
4. Актуальность темы и проблематика исследования 15
5. Кино и общество 19
6. Негативное воздействие 20
7. Позитивное воздействие 23
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

кппм.docx

— 43.26 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение 3

1. Аудиовизуальные  СМИ (телевидение, кино) – способ  передачи информации и воздействия  на аудиторию, как «живое» изображение 5

2. Кино и телевидение  – источник информации 8

3. Социология кино  и телевидения 10

4. Актуальность  темы и проблематика исследования 15

5. Кино и общество 19

6. Негативное воздействие 20

7. Позитивное воздействие 23

Заключение 24

Список литературы 26 

 

Введение

Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистического метода. Она дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними. Статистический анализ явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, осуществляется с помощью специфических для статистики методов - методов обобщающих показателей, дающих числовое измерение количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их изменения. Эти показатели отражают социальную жизнь общества, выступающую как предмет исследования социальной статистики. Сложная и многогранная по своей природе социальная жизнь общества представляет собой систему отношений разного свойства, разных уровней, разного качества. Будучи системой, эти отношения взаимосвязаны и взаимообусловлены. К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая структура населения и ее динамика, уровень жизни населения, уровень благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образование, моральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Применительно к каждой области исследования разрабатывается система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах. 

Кино - одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых искусств. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка. Вместе с тем миллионы зрителей каждый день заполняют залы кинотеатров, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению. Кино оказывает мощное воздействие на сердца и умы молодежи. Естественно, что к нему привлечено внимание социологов, эстетиков, искусствоведов, теоретиков культуры - всех, кого интересуют проблемы художественного творчества и восприятия, средств массовой коммуникации, динамики общественных настроений и так далее. 

Прежде всего, кино отличается от других видов искусства (в частности, от театра) тем, что оно занимает гораздо больше социокультурного пространства, выходит далеко за пределы художественного круга. Если театр, условно говоря, собран вокруг искусства, то кино охватывает своим влиянием буквально все, от духовных идеалов до этикета и моды. 
Но, вдаваясь в споры о культуре, скажу, что культура есть, прежде всего, мера организации, порядка, «чина» человеческой деятельности, отражающая собой ее фундаментальные социально-исторические характеристики. Реализовать культурологический подход к кинематографу - значит рассмотреть его как способ и форму организации идейно-художественной жизни своего времени, в которой, как в зеркале, отражается вся эта жизнь и которая, вместе с тем, является одной из существенных сторон этой жизни. 

 

1. Аудиовизуальные  СМИ (телевидение, кино) – способ  передачи информации и воздействия  на аудиторию, как «живое» изображение

Именно благодаря использованиюслова в сочетании с изображением возрастает роль телевидения как средства массовой информации: слово и изображение — две главные знаковые системы, история которых восходит к древнейшему человеку. У каждой системы есть свои преимущества и свои недостатки, которые определяют их роль и место в человеческом общении. Достоинство изобразительных знаков в их большой доступности, ибо они сохраняют в себе сходство с обозначенным объектом. Достоинство слова — в способности абстрагироваться от конкретного. На протяжении многих лет неоднократно вспыхивает дискуссия о том, что важнее на телевидении: слово или изображение? Конечно, слово имеет исключительно важное значение в телепередачах, ибо оно несет основную, понятийную информацию. Но не следует забывать при этом, что телевизионные передачи все же прежде всего — зрелище, и не случайно тот, кто воспринимает телепрограмму, называется телевизионным зрителем, а не телевизионным слушателем. Естественно в одних случаях большую роль в передаче информации несет слово, в других — изображение. Вероятно, только синтез устного слова и изображения как основных языков может обеспечить телевидению наилучшие коммуникативные возможности. Важно только, чтобы изображение «не молчало», как это часто бывает, и чтобы использовались все знаковые системы: и слово, и изображение, и музыка.

Телевидение обладает большим преимуществом: оно доступно, привлекает свое внимание наличием звука, видеоизображением, оперативностью, массовостью. Другие СМИ не способны все это объединить в себе, так газеты представляют печатную информацию, радио – звуковую, получая эту информацию, общество вынужденно само «додумывать», «дорисовывать» дополнительно к тому, что они получили, дабы воссоздать полное представление о полученной информации. Влияние телевидения столь значительно, что это необходимо осознать обществу и государству.  
Телевизор стал неотъемлемым атрибутом жизненного мира современного человека, а телевидение превратилось в мощный общественный институт, поле приложений интеллектуальных усилий теоретиков – представителей разных общественных наук. Юристы рассматривают правовые вопросы функционирования телевидения, экономистов интересует телевидение как экономический институт, социологов - как институт, направленный на интеграцию или дезинтеграцию общественной жизни.

Телевидение, как и другие СМИ, служит политическим, социальным и экономическим интересам тех, кто господствует в обществе. Где - то такое служение обеспечивается откровенным вмешательством правительства (с помощью цензуры и других средств контроля), где-то – боле тонкими экономическими (коммерческими) механизмами. Но, находясь под контролем тех или иных социальных сил, телевидение само выполняет функцию социального контроля, воздействуя на общественное сознание, формируя общественное мнение, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, образцы поведения и др.  
Сегодня, когда изменилась основа существования и деятельности отечественного телевидения как института общества, функционирование нынешнего российского телевидения имеют большие сходства с американским или, по крайне мере, европейским ТВ, нежели с бывшим советским.

Телевидение создает символический образ реальности, который, в свою очередь, и формирует восприятия жизненного пространства индивидом. В прежние времена эту функцию выполняли мифология, фольклор и религия, превращавшие представления и ритуалы в формы символической социализации и контроля. В нашу эпоху такую миссию стало выполнять телевидение. 

Изо дня в день комплекс стереотипных концепций потребляется миллионами телезрителей «в шаблонных капсулах, содержащих продукцию массового производства информации и развлечений». Из таких «капсул» - телевизионных сюжетов и образов, сообщаемых идей – складывается особый символический мир, который структурирует жизненные ценности, нормы, общие обязательства и установки и формирует основу для взаимопонимания и взаимодействия (хотя и необязательно и соглашения) между большими и разнородными группами людей. Этот мир обусловливает образ мышления, чувств и поведения не индивидуумов, а масс в целом.

 

2.Кино и телевидение – источник информации

Этот один из факторов окружающей среды в социологическом смысле сегодня оказывает наибольшее влияние на человеческое общество на обыденном, обыденно бессознательном уровне. На том самом уровне, который, в общем, и определяет направление поведения человека, определяет его реакции на самые простые жизненные ситуации, его принципы, его идеалы. 

Откуда сегодня мальчишки берут своих героев, а девушки – принцев? Что является отдушиной для престарелых бабушек, утомленных жизнью домохозяек, романтиков, любителей острых ощущений, т.е. всех, всех, всех? 
Много раньше, на заре человеческой истории, это были мифы и сказания, позже – религия, позже – книги. Именно из этих источников герои прошлого черпали свои силы, именно посредством них формировали свои принципы диктаторы. Сегодня место этих источников информации занял другой – кино и телевидение.

С экрана телевизора проповедники ведут свои проповеди, на этом голубом экране герои совершают свои подвиги, а женщины – любят… Именно телевидение и кино сегодня оказывают, пожалуй, превалирующее влияние на общество. Кино и телевидение – это, прежде всего, источник информации.

Какую же информацию черпает индивид с голубого экрана? Для ответа на это вопрос стоит поделить общество на несколько групп:

- дети;

- взрослые;

- престарелые.

Для каждой из этих групп выделю ту информацию, которая может формировать, впоследствии, поведение индивида в обществе.

Дети: 
а) формирование представление о мире и царящих в нем законов;

б) формирование образа хорошего и плохого;

в) формирование норм поведения.

Взрослые: 
а) получение информации о мире вообще (программы новостей);

б) на подсознательном уровне – то же самое, что и у детей – формирование представления о должном;

в) формирование взглядов и отношения на различные политические, социальные и любые иные процессы, протекающие в обществе.

Престарелые:

а) «отдушина» от становящегося все более непонятным и «чужим» мира;

б) новости;

в) информация об изменениях «должного» (а чем сегодня живут молодые?)

Иными словами, всю определяющую информацию о мире современный человек черпает из телевидения и кино. Телевидение – источник значимой информации о событиях, процессах в обществе, кино – источник значимой информации о нормах морали, отношениях между людьми. 
Таким образом, телевидение и кино становятся удобным политическим инструментом, который в опытных руках превращается в разрушительное орудие, которым можно как привносить добро в мир, так и сеять зло. Учитывая то, что в политике, бизнесе и управлении государством принято брать в расчет не то, что служит во благо ограниченному числу индивидов (как раз тем, кто делает бизнес, проводит свою политику и управляет государством), на сегодняшний день в лице телевидения и кино мы, скорее всего, имеем разрушительное орудие управления.

Разберу факторы, поддающееся управлению посредством кино и телевидения. Причем телевидение я буду принимать как совокупность телепередач за определенный период времени, имеющих длящийся характер. Кино - как отдельный кинофильм, несущий в себе большую смысловую и чувственно-эмоциональную нагрузку, имеющий законченный характер.

С помощью телевидения можно влиять на:

а) общую информированность населения о процессах, протекающих как в одной данной стране, так и за рубежом;

б) толкование этих процессов;

в) информированность о мире вообще.

С помощью кино можно влиять на:

а) развитие и формирование представлений о «должном»(нравственности, морали, долге и т.д.);

б) развитие общей линии поведения в определенных ситуациях;

в) формирование личностных особенностей индивида.

Кино и телевидение стали основными орудиями правящих групп для формирования общественного мнения, направления социальных процессов в нужное русло. Кино и телевидение – пока лишь слабо управляемый социологический фактор. И если вовремя не поставить под строжайший контроль использование этого фактора – последствия могут быть необратимыми. Их мы будем ощущать в обществе ежедневно. Это и детские психозы, и повышающийся уровень насилия, и понижающийся общий моральный уровень. Причем здесь вредит как излишняя не информированность, так и ее чрезмерность!

 

3. Социология кино и телевидения

Социология кино – отрасль социологического знания. В узком смысле социология кино – сфера исследований, целью которых является изучение социально – демографический структуры кинопублики (пол, возраст, образование, социальное положение), частоты посещения кино, отношения зрителей к определенным фильмам, жанрам, темам и т. д. В широком смысле социология кино - исследование социологических факторов функционирования кино, оказывающих воздействие на его развитие. В этом случае объектом изучения социолога могут быть разные звенья кинематографического процесса – создание, функционирование, восприятие и воздействие кино. Социология кино в широком смысле находится в стадии становления. История социологического изучения кино – это история попыток сделать предметом социологического изучения тот или иной аспект кино. Первые социологические исследования кино, проводимые в России юристом А. Заком, представляют собой изучение реакций на фильмы детей и юношества. В 20-е гг. появилось много социологических теорий, которые подчас трудно отделить от эстетических и психологических исследований. Например, в работах А.В. Луначарского, Б. Балаша (Балажа) С.М.Эйзенштейна, А. Топоркова, М. Левидова, Н.Ф. Агаджановой и др. содержится много идей социологического характера, сделаны попытки понять социологические, социолого-психологические и психологические закономерности функционирования, восприятия и воздействия кино. При этом, несмотря на отдельные позитивные стороны, социология кино 20-х гг. часто оказывалась под воздействием некоторых ошибочных общесоциологических и общепсихологических теорий, вроде вульгарной социологии или рефлексологии. Уровень развития общественных наук сказался и на становлении социологии кино в 20-е гг. В связи с односторонним, исключительно гносеологическим подходом к искусству, сменившим в начале 30-х гг. вульгарную социологию, преобладающую в науке об искусстве 20-х гг., наука о кино до 60-х гг. в основном развивалась в рамках эстетики и искусствознания. Сложившаяся структура взаимодействия кино и публики в социальном контексте почти не исследовалась. Опросы зрителей не проводились. Социологические вопросы обсуждались лишь в рамках киноведения и не имели самостоятельного значения. Изучение кино сосредоточивалось исключительно на творческих проблемах, обсуждаемых преимущественно в рамках монографий о деятелях кино. Из поля зрения исследователя выпадали проблемы функционирования, восприятия и воздействия фильмов. С 60-х гг. в связи с бурным развитием общественных наук, с появлением целого ряда новых дисциплин (социология психологии, семиотики, теории массовой коммуникации, теории культуры и т. д.) разработка социологии кино вновь оказалась актуальнейшей проблемой. В социологии кино изучаются: частота посещения кино разными социально-демографическими группами, структура и динамика кинопублики, отношение различных социально-демографических групп населения к кино, мотивы посещения кино, причины выбора фильма; факторы прокатного успеха фильма, изменение структуры свободного времени и влияние на посещаемость кино, улучшение кинообслуживания, взаимодействие кино и телевидения. В поле зрения социолога находятся стороны кинематографического процесса, как творчество актера, режиссера, сценариста и т. д. на всех стадиях создания фильма. Однако в отличие от искусствоведа, социолог рассматривает эти стороны творчества под углом зрения ожиданий установок и потребностей публики. Параллельно успешному развитию прикладной социологии происходит разработка социологической теории кино. Систематизация и осмысление исследований, а также выявление точек соприкосновения социологии кино с киноведением эстетикой, психологией, семиотикой кино и т. д. позволит занять этой науке свое место в комплексном исследовании кино. Социология кино – развитое направление научных исследований на Западе. Среди наиболее известных представителей западной социологии кино можно назвать З. Кракауэра, Д. Прокопа, Ж. Дюрана, Э. Морена, Д. Джарви и др. На методологии социологического изучения кино, применяемой в зарубежной социологии кино, лежит печать господствующих на Западе общесоциологических направлений (структурно-функционального метода, неопозитивизма и т. д.). 
Просмотр телепередач наряду с общением – наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Культурный уровень молодежи и других возрастных и социально-демографических групп населения России постоянно снижается. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в нарастании сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит народной нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Отрицательное влияние на аудиторию эскалации сцен насилия и секса в кино, на телевидении и видео доказывается многочисленными исследованиями. С конца 80-х годов ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая все более негативный характер. В частности, «идолы потребления» (поп-, рок-музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи, экстрасенсы и т. п.) вытеснили «идолов производства» (рабочие, крестьяне, ИТР и т.д.) на теле- и киноэкранах. По данным исследований, проведенных сотрудником лаборатории социальной психологии НИИКСИ А.Т. Никифоровым, среди 100 фильмов, наиболее популярных в видеосалонах в 1989 г., 52% имели жанровые признаки боевика, 51%-эротики (порой неотличимой от порно-), 27%-комедии (преимущественно эротической), 18%-кунг-фу (фильмы карате), 14%-ужасов и т.д. (в одном фильме могут присутствовать признаки нескольких жанров). При этом, по мнению экспертов-киноведов Я.Б. Иоскевича и С.Л. Шолохова, среди этих фильмов не было ни одного, отличающегося высокой художественно-эстетической ценностью, и только 5% обладали «определенными художественными достоинствами». С начала 90-х годов типичный репертуар видеосалонов распространился и на экраны кинотеатров. По данным А.Т. Никифорова, репертуар кинотеатров по частоте демонстрации с конца 1991 г. более чем на 80% состоит из зарубежных фильмов указанных жанров (боевики, эротика, ужасы, карате). В 1994 г. это число превысило 90%. Среди отечественных фильмов преобладает подражание тем же западным образцам. На телевизионном экране все чаще также демонстрируются насилие и эротика, особенно в связи с распространением негосударственного местного и кабельного телевидения, по которому обычно идут все те же западные малохудожественные фильмы. 

Информация о работе Аудиовизуальные СМИ (телевидение, кино) – способ передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение