Аудиовизуальные СМИ (телевидение, кино) – способ передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Кино - одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых искусств. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка. Вместе с тем миллионы зрителей каждый день заполняют залы кинотеатров, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению. Кино оказывает мощное воздействие на сердца и умы молодежи. Естественно, что к нему привлечено внимание социологов, эстетиков, искусствоведов, теоретиков культуры - всех, кого интересуют проблемы художественного творчества и восприятия, средств массовой коммуникации, динамики общественных настроений и так далее.

Содержание работы

Введение 3
1. Аудиовизуальные СМИ (телевидение, кино) – способ передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение 5
2. Кино и телевидение – источник информации 8
3. Социология кино и телевидения 10
4. Актуальность темы и проблематика исследования 15
5. Кино и общество 19
6. Негативное воздействие 20
7. Позитивное воздействие 23
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

кппм.docx

— 43.26 Кб (Скачать файл)

С социально-психологической точки зрения несомненно, что экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Не случайно в развитых западных странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США). Применяются всевозможные возрастные ограничения. В российском обществе против подобных негативных явлений пока выступают только отдельные высокодуховные и истинно культурные люди, такие как Патриарх всея Руси Алексий II; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, ныне скончавшийся; академик Д.С. Лихачев; директор Пушкинского дома профессор Н.Н. Скатов.

 

4. Актуальность  темы и проблематика исследования

«Телевидение вплотную приблизило к нам мир, который заслоняет от нас телевизор», - эта ироническая фраза польского сатирика Хенрика Ягодзиньского как нельзя лучше отражает и характеризует ту роль, которую телевидение играет в современном глобальном мире. Значение телевидения в жизни миллионов людей сложно переоценить. С момента зарождения самого термина «телевидение» в 1903 году и начала использования технологий телевещания в Германии и Великобритании в 1936 году телевидение претерпело значительную эволюцию и превратилось в один из самых значимых каналов социальной коммуникации. По данным французской исследовательской компании Mediametrie, в настоящее время потенциальной аудиторией телевидения является не менее 1,4 млрд. человек во всем мире (и это лишь на территории участвующих в исследовании 72 стран - в действительности же цифра, без сомнения, значительно выше). При этом телевидение действительно для многих является важнейшей составляющей повседневности – каждый из телезрителей уделяет просмотру телевизионных программ в среднем 3,4 часа в день. В некоторых странах эти показатели существенно превышают среднемировые. Так, например, количество ТВ-приемников в одной из самых «телевизионных» держав – США – буквально поражает: более 98% семей имеют в своих домах как минимум один телевизор, среднее время просмотра которого превышает 7 часов в день. Американцы тратят на просмотр телевизионных передач в 10 раз больше времени, чем на чтение газет. Немаловажен следующий факт: социологические исследования подтверждают, что телевидение является не только средством развлечения, но также и важнейшим источником представлений об окружающем мире. В частности, по данным американского Бюро телевизионной рекламы (TvB) 69% людей воспринимают телевидение как первый и основной источник новостей. Кроме того, телевидение является также и наиболее авторитетным и вызывающим доверие средством массовой информации — таковым его считают 53% респондентов. При этом среднесуточное время просмотра телевизионных программ – а, следовательно, и роль телевидения в жизни общества – во всем мире постоянно увеличивается, люди все больше и больше своего свободного времени приносят на «алтарь» телевидения.  
Россия в этом смысле не является исключением – в отечественном медиа- и социопространстве телевидение как социальной институт также играет крайне важную роль. Так, например, по данным последнего совместного социологического исследования Аналитического Центра «Видео Интернешнл» и ВЦИОМ «Телевидение глазами телезрителей - 2002», 92% городского населения России смотрят телевидение ежедневно и считают его одним из важнейших источников информации об окружающем мире. Более 53% опрошенных утверждали, что они лично потеряли бы нечто жизненно важное, если внезапно лишились телевидения. В настоящее время охват крупнейших российских телевизионных каналов значительно превосходит охват наиболее популярных радиостанций и печатных средств массовой информации. Все это позволяет говорить о телевидении как о первостепенном по значимости медиаканале в структуре отечественных СМИ. 

В течение последнего десятилетия XX века российское телевидение претерпело ряд кардинальных изменений и пережило этап существенной трансформации. Телевидение интегрировалось в новые сферы общественной жизни, изменилась его социальная роль, иными стали цели, задачи, базовые принципы функционирования. Одним из важнейших среди этих изменений стало быстрое (и, по всей видимости, неизбежное) включение телевидения в контекст рыночных процессов и его стремительная коммерциализация. В результате за очень короткий срок под воздействием рыночных факторов полностью изменилась конфигурация российского телевизионного пространства: распалась единая система государственного телерадиовещания, значительно расширилось число телевизионных каналов, активное развитие получили новые способы передачи телевизионного сигнала, сформировались новые (для России) способы институциональной организации телевизионных каналов. При этом основной доминантой в работе многих из них стало не осуществление идеологических, культурных и образовательных функций, а извлечение коммерческой выгоды - другими словами, телевидение постепенно оформлялось в качестве особого рынка. Базовой стратегией функционирования коммерческих телеканалов в новых условиях стало размещение рекламы в блоках передач, что приносило телеканалам внушительные доходы, и к концу 90-х годов XX в. все эти изменения в значительной степени трансформируют саму социальную реальность, изменяют культурное пространство. 

Уместно привести здесь слова известного американского обозревателя и телевизионного комментатора Кларенса Пейджа, произнесенные им на рубеже столетий: «Когда я был молодым, американцев объединяло то, что все они были зрителями передач, транслируемых тремя телекомпаниями. Сегодня аудитория фрагментирована сотнями каналов и тысячами других, новых медиа, включая видеоигры, компактные диски и Интернет. Как следствие, возникает вопрос: что же будет с общей культурой, с нашими общими точками отсчета?». 

Таким образом, ввиду двойственности самого термина, проблематика диверсификации телевидения, которую я определяю как разветвление телевидения, увеличение многообразия различных телеканалов и телепродуктов, становится отражением «основного противоречия» современного этапа его развития. Этим основным противоречием я называю конфликт между, с одной стороны, экономической детерминантой функционирования телевидения (с предъявляемыми к телевидению требованиями рынка и, в результате, стремлением телеканалов к извлечению максимальной прибыли), и с другой стороны - его высокими социальными функциями (информирования, просвещения, ретрансляции культуры, социальной связи и интеграции и проч.), которые зачастую выступают вразрез с экономическими. 

В настоящее время научная дискуссия вокруг данной проблематики является как никогда более острой и получает широкий общественный резонанс. Так, например, один из последних номеров журнала «Искусство кино» полностью посвящен «диктатуре рейтинга».

 

5. Кино и общество

Из всех форм массовой коммуникации, из всех видов искусства кино занимает в обществе положение уникальное. М. Маклюэн относит кино к горячим средствам масс-медиа, т.е. к таким, которые полностью овладевают зрительским восприятием и заставляют зрителя идентифицироваться с героями фильма, а иногда и с самой кинокамерой. Специфика кинозрелища – в его всестороннем воздействии на глубинные пласты сознания, в прорыве к архетипам коллективного бессознательного. Собравшиеся вместе зрители и сегодня погружаются в этот мир сновидений, апеллирующий к бездонной и древней архаике нашего сознания, затрагивающий все струны души и одновременно отражающий самые злободневные проблемы современности. Пройдя через великосветские салоны Парижа, через ярмарки начала века, через никель-одеоны Америки, обретя звук и цвет, выдержав конкуренцию телевидения и видео, киноленты продолжают объединять людей, отдающихся магическому мерцанию иллюзиона, способного слить воедино эмоции, страсти, чаяния и грезы миллионов. Ни одно искусство не передает с такой достоверностью – именно вследствие того, что не является движущейся фотографией, копирующей реальность, а являет собой продукт коллективного творчества и потребления, - нашу повседневную жизнь, наши привычки и обычаи, делая их максимально доступными самым широким массам. Величайший театральный актер может провалиться в кино, ибо звезды кинонебосклона восходят далеко не только благодаря таланту – их выдвигает дух времени, их успех определяется тем, насколько адекватно они выражают настроение современного им общества. Кумиры публики золотой эры киноискусства 30-40-х годов Кларк Гэйбл и Хэмфри Богарт, Жан Габен и Гари Купер, Грета Гарбо и Бетт Дэвис - останутся в истории человеческого сознания навсегда; это своего рода святые для многомиллионной аудитории XX века: им подражали, на них молились, их видели во сне. Сама природа кино социализирует людей, объединяет их.

 

6. Негативное воздействие

К негативным последствиям можно отнести формирование у реципиентов потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала. Массированное воздействие может отрицательно влиять на качество межличностного общения детей, уменьшать количество игр со сверстниками. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшать межличностные контакты. 

Герои теле - и видеофильмов некоторым людям в какой-то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет избежать, скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что в ряде случаев усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество. В связи с чрезмерным интересом к телевидению и видео говорят даже о формировании нации «видеотов» (по аналогии с идиотами).  
Отмечается влияние телевидения и кино на развитие у людей неадекватного страха перед преступностью. Такого рода страх в наибольшей степени зависит от характера освещения преступлений: страх и тревога оказываются более сильными в том случае, когда дается информация о преступлениях местного уровня, а также о преступлениях, жертва которых никак не провоцировала преступника, и, наконец, о преступлениях «сенсационных», отличающихся от большинства других. 

Насилие и агрессия в средствах массовой информации встречаются крайне часто. В США за период с 1957 по 1985 гг. количество показанных по телевидению сцен насилия возросло в 4 раза. В России с начала 90-х гг. прослеживается та же тенденция. Подобная значительная представленность насилия на телевидении и кино ставит проблему их воздействия на реальное агрессивное поведений людей. 

Несмотря на то, что по данной проблеме накоплен большой объем эмпирических данных, все-таки полной ясности здесь не наблюдается. Так, сообщается о сильном эффекте показа телевизионных сцен агрессии, и в то же время есть данные о том, что насилие на экранах телевизоров не оказывает влияния на агрессивное поведение детей, а если и имеет, то слабое влияние, в некоторых группах детей и вовсе способствует снижению агрессивности. В результатах лабораторных исследований единства больше: просмотр агрессивных фильмов в лабораторных условиях, как правило, вызывает агрессивное поведение. 

Указанная «разнонаправленность» результатов связана с тем, что влияние насилия на телевидении и кино на агрессивность людей опосредуется множеством промежуточных переменных. К ним относятся: особенности реципиента (пол, возраст, отношение к агрессии); степень социальной и познавательной зрелости телезрителя. Поскольку дети часто не в состоянии соотносить действия с их мотивами и последствиями, они просто имитируют агрессивные действия, не понимая их последствий. Телевизионное насилие имеет максимальный негативный эффект в возрасте от 8 до 12 лет. Воздействие телевизионного насилия на мальчиках отражается сильнее, чем на девочках. Значим и социально-экономический статус: дети из семей с более низким статусом чаще смотрят и одобряют насилие, получают от него больше удовольствия и отчетливее идентифицируют себя с телегероями, а также хуже успевают в школе. Лица, изначально более агрессивные, значительно сильнее подвержены воздействию насилия на телевидении и кино; контекст, в котором предстает акт насилия на телеэкране (манера подачи, жанр передачи). Реальная агрессия минимальна в том случае, если агрессор на телеэкране наказывается, если демонстрируются негативные последствия агрессии и сам агрессор выглядит отрицательным героем; максимальна реальная агрессия в случае, если агрессия на телеэкране поощряется, не имеет негативных последствий и социально одобряется; особенности внешней среды (возможности социального контроля, семейные отношения). Воздействие телевизионной агрессии снижается при наличии в обществе эффективных методов социального контроля. Позитивные отношения в семье, принятие ребенком родителей снижают эффект теленасилия. Способствует агрессии просмотр актов реального насилия, а также просто сообщения о такого рода действиях. Отмечается связь между появлением на телевидении сведений о громких преступлениях или судебных процессах и уровнем преступности. Причем прослеживается следующая закономерность: если сообщалось только о преступлении, то количество преступлений через несколько дней после такого сообщения возрастало, если же упоминалось не только о преступлении, но и о наказании за него, то количество преступлений снижалось. 

В целом большинство ученых в последнее время склоняется к мнению о том, что насилие, акцентируемое телевидением, оказывает, хотя и не очень выраженное, воздействие на агрессивное поведение в реальных жизненных условиях. 

 

7. Позитивное воздействие

Телевидение и кино оказывают не только негативное влияние на массовое сознание. Они могут противодействовать этническим и половым стереотипам. К позитивным результатам относятся и повышение осведомленности, любознательности, улучшение речевых навыков. Телевидение и кино способствуют возрастанию великодушия, дружелюбия, кооперации и сдержанности, строгому соблюдению социальных норм, а также уменьшению тревоги и страхов. После просмотра гуманистически ориентированных фильмов у детей улучшаются навыки общения со сверстниками, взаимопонимание с ними, активизируется стремление помогать другим людям. Следует отметить, что позитивное воздействие такого рода передач зависит от соотношения характера героя и его действий. Так, если герой – гуманист, например супермен, действует все же агрессивно, то это не вызывает у зрителей желания помогать и поддерживать других людей. 

 

Заключение

В заключении хотелось бы еще раз сказать об актуальности исследований, связанных с телевидением и кино. Исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. Только тщательные и систематические исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. 
Обобщая, могу сказать, что хотя телевидение имеет внешние «ограничители» (в виде цензуры и коммерческого спонсорства), в гораздо большой степени оно является жертвой ограничений, которые оно само на себя наложило, определив, что их главной целью является привлекать и развлекать как можно более широкую аудиторию. 

Телевидение и кино – феномен, буквально пронизывающий все стороны современного общества и воздействующий на массовое и групповое сознание самыми разнообразными способами и совершенно неоднозначно, оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на социальные стереотипы, т.е. схематичные и упрошенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе. Влияние на политические процессы также многосторонне: это и вклад в политическую социализацию, и место в предвыборной борьбе, и роль в оценке деятельности политических лидеров и структур. 

Воздействует телевидение и на мнения людей по конкретным вопросам социальной жизни, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. 

Информация о работе Аудиовизуальные СМИ (телевидение, кино) – способ передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение