Телевидение как отрасль СМИ в России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:17, доклад

Описание работы

Социокультурная роль телевидения в формировании информационного общества полной мере обнаружила себя в тот период, когда телевизионная аудитория из точечной или экспериментальной превратилась достаточно быстро в массовую, а затем - всеобщую. В США этот процесс начался с начала 50-х годов, в Западной Европе - во второй половине того же десятилетия, в России – значительно позже. В России это время пришлось на конец 60-х годов.

Файлы: 1 файл

essay.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Akhmedkhodjaeva Saodat

 

Телевидение как отрасль СМИ в России и США

Формирование  информационной цивилизации помогает возникновению, развитию информационной культуры, от их уровней зависит  возможность современного человека к принятию и обработке данной информации, владение новыми, модными средствами, методами и технологиями работы.1

Социокультурная роль телевидения  в формировании информационного общества полной мере обнаружила себя в тот период, когда телевизионная аудитория из точечной или экспериментальной превратилась достаточно быстро в массовую, а затем - всеобщую. В США этот процесс начался с начала 50-х годов, в Западной Европе - во второй половине того же десятилетия, в России – значительно позже. В России это время пришлось на конец 60-х годов.

Ввиду сложности предмета изучения, для анализа структуры и основных характеристик телеиндустрии в США и России, мы рассмотрим их по отдельности, а затем сделаем выводы.

Телевидение в мире получило широкое распространение только после второй мировой войны. Становление же американского телевидения происходило в остром соперничестве с британским. Первая успешная передача телесигнала из Нью-Йорка в Вашингтон состоялась в 1927 г. В 1928 г. фирма Дженерал Электрик произвела показ первой теледрамы. Она была создана на основе старой пьесы Харлея Меннерса «Посланник королевы».

Ни в одной стране мира телевизионная аудитория не росла  столь стремительно как в США.2  Телевидению понадобилось всего 6 послевоенных лет, чтобы превратиться в самое массовое средство коммуникации и создать себе гигантскую аудиторию. К началу 90-х годов революционные достижения в технологии стали радикально менять устоявшиеся в течение десятилетий формы производства, распространения и потребления информационно-культурных продуктов. Появление домашнего видео, платных кабельных компаний, служб, обеспечивающих индивидуальный просмотр оплачиваемых программ, и прежде всего возможности с помощью волоконно-оптического кабеля и спутниковых каналов объединить все это, включая компьютер и телефон, в единую мегаканальную сеть, привело к фундаментальным изменениям в системе СМИ США.3

В Соединенных штатах телевидение  переживает период очень динамичных сдвигов. Для него характерны широкое  распространение кабельного ТВ, возрастание  роли независимых телевизионных  станций и как следствие этого усиление конкуренции, с которой сталкиваются телесети. Вот уже много десятилетий в США существует три общенациональные коммерческие сети:

CBS (Columbia Broadcasting System), основана  в 1927; NBC (National Broadcasting Company), регулярно стала вещать в 1939 и ABC (American Broadcasting Company), основана в 1943.

Телевизионная сеть в США - это группа местных радиостанций электронно-связанных так, чтобы  программы одного источника могли  вещать одновременно. Распределение  программ осуществляется через спутниковые антенны. Местная станция, подписывающая контракт с одной из сетей, считается её филиалом.

Телесистему Америки можно "представить в виде треугольника: Голливуд Манхэттэн - Мэдисон авеню. На калифорнийском побережье голливудские кино- и телестудии снимают основную массу развлекательных передач. В Нью-Йорке (районе Манхэттэна) находятся штаб-квартиры национальных сетей. Они закупают программы у студий и, дополнив собственными новостями и отдельными передачами, предлагают их массовой аудитории через сеть своих станций и филиалов. Третий элемент треугольника - рекламные агентства на Мэдисон авеню, которые снимают рекламные ролики для своих клиентов и ищут для них подходящее место в передачах телевидения". Содержание развлекательных и игровых программ, идущих по американскому телевидению, легко представить современному зрителю.

Все передачи сетей серийны, за каждой закреплен определенный день недели. Это обеспечивает четкий ритм работы голливудских и нью-йоркских студий. Одновременно по нескольким каналам идут передачи одного и того же жанра, и зритель, несмотря на обилие каналов, практически лишен выбора.

Два основных источника распределения  программ на телестанции - это сети и синдикаты. Сеть с помощью спутниковых  антенн распределяет программы по своим филиалам. Станция и сеть заключают договор. Сеть платит станции определенную сумму за предоставление эфирного времени. Плата зависит от уровня телерынка, то есть от размера зрительской аудитории. Если сети платят своим студиям за эфир, то синдикаты продают телекомпаниям свою продукцию.

Общенациональные сети уделяют  особое внимание выпускам новостей, выходящим  в эфир в 18.30. По мнению главных редакторов выпусков, больше всего зрителей смотрит  телевизор с 8 до 11 вечера (так называемые "лучшие часы",prime time) - стандартное западное время. Кроме новостей в prime time выходят различные шоу, развлекательные программы, игры, телесериалы.

Организация телеиндустрии  США одинакова и на крупных, и  на малых телекомпаниях. Полностью  отвечает за деятельность компании Генеральный директор. На каждой станции функционирует пять отделов: 1. Административный отдел. В его обязанности входит помощь Генеральному директору в управлении телекомпанией. Включает в себя секретариат, бухгалтерский и штатный подотделы. 2. Производственный отдел, занимается продюсированием программ. Здесь работают редакторы, журналисты, телеведущие, комментаторы, режиссеры, операторы. 3.Отдел продажи. Сотрудники продают эфир региональным и национальным рекламодателям. 4. Отдел новостей. Функции его всем известны. Сотрудники - телеведущие, репортеры, редакторы новостей, журналисты ответственные за тексты, операторы, режиссеры. 5. Инженерный отдел. Несет ответственность за все техническое оборудование.

В производстве своих программ коммерческое телевидение придерживается того принципа, что у экрана люди желают отдохнуть и развлечься. Поэтому содержание отвечает именно этим требованиям.

Общий характер отношения  к телевидению менялся по мере изменения окружающего мира. В 1960-1970-е  годы, когда выпуски новостей освещали главным образом убийства и беспорядки в стране, люди начали обвинять телевидение в распространении насилия. И сегодня средняя американская семья считает, что в программах много жестокости. Кроме того, по мнению зрителей, ТВ показывает слишком много рекламы - однообразной и назойливой. 4

У трех общенациональных сетей  имеется множество конкурентов. Самым серьезным из них оказался Эдуард (Тед) Тернер с телекомпанией CNN(Cable News Network). CNN использует спутниково-кабельную систему связи, позволяющую вещать на шести континентах, достигая 212 стран и территорий с потенциальным доступом к миллиарду зрителей ежедневно.

Говоря о взаимодействии трех основных направлений американского  телевидения – эфирного, кабельного и спутникового, - нужно иметь в виду, что в их отношениях с государством есть существенные различия, так же как и в их экономической структуре. Эфирное телевидение регулируется через Федеральную комиссию связи (ФСК). Кабельные сети взаимодействуют с городскими властями и в США сложилась традиция: внутри каждого отдельного города или населённого пункта существует монополия одной кабельной сети. Таким образом, между кабельными сетями в пределах одной местности нет конкуренции, они являются абсолютными монополистами по доставке сигнала по кабелю гражданам данного региона.5

В получении доходов кабельное  и эфирное американское ТВ тоже различаются. Эфирное целиком зависит от рекламы, а кабельное получает доходы от рекламы  и от абонентской платы. Таковы основные характеристики развития телевидения в Соединённых Штатах Америки.

Если говорить о телеиндустрии в Российской Федерации, то можно найти как схожие, так и отличающие ее от американской характеристики. Современное телевидение в России, как и в других странах мира, в последние годы концентрирует в себе значительные изменения, вызванные экономическими процессами, развитием информационно-коммуникационных технологий, социальным трансформациями. Понимание закономерностей и динамики российского ТВ в последние годы невозможно без корреляции его развития с общемировой ситуацией в отрасли.

Вещание в России, также  как и в США, ведется на основе нескольких технологий передачи телевизионного сигнала. Это эфирное вещание, спутниковое, кабельное и др.. Среди них наиболее распространенной является эфирная трансляция. Все эфирные вещательные каналы по географическому масштабу распространения можно условно разделить на центральные, которые вещают в значительном числе регионов, и региональные, вещающие в основном в пределах одного субъекта РФ (и иногда - на прилегающих к нему соседних территориях). Центральных каналов на сегодняшний день 16. Это - Первый канал, «Россия», «Спорт», НТВ, «Культура», ТВЦ, СТС, ТНТ, РЕН ТВ, ДТВ, ТВ 3, Муз-ТВ, MТV, 7 ТВ, «Звезда», «Домашний». Два из них – Первый канал и «Россия» - охватывают практически все население России (по данным Росстата, 99 и 97% соответственно). Каждый из оставшихся - не более 74% населения страны, если учитывать только эфирное распространение (без учета кабельного, спутникового и иных неэфирных видов трансляции).

Среди них по политико-юридическому основанию выделяют федеральные  каналы. Все они - государственные  и устанавливаются Указом Президента РФ. К федеральным относят: Первый канал, «Россия», «Культура», ТВЦ, «Спорт». Телекомпания НТВ до сих пор является единственным частным российским телеканалом, имеющим статус федерального.

Региональные - это прежде всего каналы государственных телерадиокомпаний  некоторых краев и областей, в  административном подчинении у которых  находится автономные округа, имеющие статус самостоятельных субъектов РФ. Наиболее известные среди них - ГТРК «Регион-Тюмень».

Предпринимаются попытки  создать телеканалы федеральных  округов. Одним из наиболее удачных  выглядит проект Уральского федерального округа, где организован телеканал «Ермак», вещающий на территории Свердловской области и Ханты-Мансийского АО.

В каждом регионе России есть хотя бы один местный телеканал; это канал государственной телерадиокомпании данного субъекта РФ. Главная функция такого вещателя - освещение деятельности региональных органов власти и предвыборных кампаний. Эти каналы обладают большой рекламной емкостью, поскольку их основная черта - максимально возможный охват населения своего субъекта Федерации. Охват достигается за счет того, что региональные ГТРК вещают на одной частоте с каналом «Россия». Коммерческие региональные каналы, за небольшим исключением, не имеют подобных мощностей.

B России, как  и в США,  существуют телесети, которые отличаются от прочих  телевизионных каналов организационно. Они представляют собой достаточно  сложную структуру, состоящую  из одной центральной станции  и ряда станций-партнеров, связанных  договорными отношениями, согласно которым центральная передающая станция обязуется предоставлять региональным телекомпаниям свое программное наполнение, а станции-партнеры в регионах - ретранслировать эти программы на той территории, в пределах которой они имеют лицензию на вещание. Из российских каналов на основе подобной модели (разумеется, с отдельными индивидуальными особенностями) строятся, в частности, телесети СТС, РЕН ТВ, ТНТ, MТV и МузТВ.

Практически все  телесети значительно превосходят  центральные каналы по доле молодых зрителей - так, например, в аудитории телеканалов СТС, РЕН ТВ и ТНТ зрителей от 16 до 24 лет примерно в полтора раза больше, чем среди зрителей федеральных каналов, а среди зрителей МузТВ и MТV их доля выше в 3-4,5 раза.

Сейчас в  России действует около 2500 лицензий на телевещание, преимущественно коммерческое. Точное число вещательных каналов не берется назвать ни один эксперт, ориентировочно их около 1800 (некоторые каналы не имеют лицензий, другие имеют, но не вещают, у некоторых могут быть сразу две лицензии на вещание, а иногда и более). Добавим к ним быстро развивающиеся кабельные и ММDS-сети, спутниковое телевидение и телевидение через Интернет.

В России очень  широкое распространение получило платное телевидение, которое становится массовой услугой и прибыльным бизнесом. Платное телевидение (Pay TV), доступное только подписчикам коммерческих кабельных и спутниковых платформ, развивается динамично. По данным Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР), охват платного телевидения в 2010 году продолжил свой рост. Совокупная абонентская база операторов увеличилась на 19,5%. Лидером отрасли остается кабельное телевидение, вторую позицию занимает спутниковое, третью – IPTV.6 Спутниковое телевидение при этом стало лидером по приросту аудитории.

Один из крупнейших платных каналов спутникового вещания - «НТВ - Плюс» является уникальным явлением для России, поскольку производит вещание непосредственно со спутника. Это позволяет транслировать  более 60 разнообразных по тематике каналов: пять новостных каналов, десять каналов кино, пять образовательных каналов, Discovery, Nationa1 Geographic, музыкальные каналы, каналы для детей, а также фильмовые и спортивные каналы собственного производства: «Премьера», «Кинохит», «Киноклуб», «Киносоюз», «Наше новое кино», а также «НТВ-Плюс спорт ВОСТОК», «НТВ-Плюс спорт онлайн», «НТВ-Плюс футбол», «НТВ-Плюс теннис», «НТВ-Плюс спорт классика» с высочайшим качеством сигнала, которое не зависит от архитектурных особенностей и ландшафта местности.

В сложившуюся модель дистрибьюции все сильнее внедряютcя инновационные программы, как, например, распространение кинофильмов через Интернет.

Подобные услуги можно получить, подключившись к  системе интерактивного телевидения  «Стрим ТВ», который предоставляет  различный спектр возможностей для пользователей, в частности виртуальный кинозал.

Недостаточную информацию на федеральных каналах  о событиях, которые происходят в  регионах России, обязаны пополнить  местные каналы регионального телевидения, которые должны охватить вещанием несколько соседних (Поволжье, Урал).

Программы регионального  телевидения (республик, краев, областей, автономных округов) создаются 90 государственными телерадиокомпаниями и распространяются, как правило, по каналам ВГТРК  в пределах своих регионов. В большинстве регионов охват населения местной программой ниже, чем по общероссийским каналам. Это объясняется в первую очередь тем, что общероссийские программы передаются как по наземным линиям, так и через спутники на приемные станции и ретрансляторы, а местные программы используют только наземные линии. Кроме того, в некоторых местах отсутствуют радиорелейные линии для охвата всего региона местными программами. Разница по охвату населения общероссийской программой и местной составляет по этим регионам от 10 до 30 процентов.

Информация о работе Телевидение как отрасль СМИ в России и США