Анкетирование:понятие.виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 09:57, реферат

Описание работы

Ежедневная практическая деятельность специалиста по социальной работе содействует улучшению жизни конкретного человека с помощью методов, отдельных техник, которые разрабатываются в соответствии с индивидуальными особенностями клиента и основываются на специфике трудной жизненной ситуации клиента. Социальная диагностика – интегративная технология, она включает в себя совокупность методов и приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы клиентов, резервные возможности социально! окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение yen хов в отношениях с людьми, самореализации в различных сфер (профессиональной, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1.Анкетирование:понятие.виды ……………………………………………5
2.Основы анкетирования респондентов старшей возрастной группы …..8
2.1. Особенности и сложности анкетирования респондентов старшей возрастной группы ………………………………………………………….9
2.2. Анкета …………………………………………………………………12
Заключение ………………………………………………………………..18
Список использованых источников ……………………………………..2020

Файлы: 1 файл

Диагностичесский метод.docx

— 37.27 Кб (Скачать файл)

Невнимательность и небрежность  пенсионеров могли быть вызваны  как внешними (предмет, средство, обстановка опроса), так и внутренними условиями. К внешним необходимо также отнести  плохое самочувствие и проблемы со здоровьем, что является немаловажным признаком у пожилых людей. Повлияло и то, что пожилые респонденты  не успевали на свой маршрут (автобус) и не хватало времени на полное заполнение анкеты. Внутренним условием являлось то, что вопросов в анкете было много (насчитывалось 20, не считая паспортички).

Участие некоторых пожилых людей  в опросе сопровождалось настроением  быстро отделаться от анкеты. Они отвечали наугад или заполняли всю первую половину анкеты утвердительно, а вторую – отрицательно. Кроме того, некоторые  респонденты отдавали предпочтение одной и той же форме ответов  независимо от содержания и формы  вопроса или обращали внимание только на форму.

Неявное уклонение от ответов. Еще  одним проявлением сложности  было неявное уклонение респондентов от ответов, нерешительность, вытекающая из неосознанного стремления не выражать своего мнения. Респонденты как бы «прятались» за неопределенными  ответами вроде «трудно сказать», «затрудняюсь ответить».

Поскольку в значительной части  анкет подобные ответы трудно отнести  за счет монотонности, их наличие объясняется  нерешительностью респондентов.

Примером служит ответ «Затрудняюсь ответить» на вопрос: «За какую  партию вы собираетесь голосовать? »

Однако людей, действительно не знающих, за кого они будут голосовать, было гораздо меньше, чем тех, кто  считал, что еще не определил своих  предпочтений. Подавляющее большинство  избирателей к моменту опроса уже испытывали те или иные симпатии к какой-нибудь партии.

Во всяком случае, социологи старались не дожидаться неявных отказов от содержательных ответов и изначально формулировали вопрос более конкретно. Принятие решения в таком случае происходил гораздо проще, так как пенсионеры с большей уверенностью, более охотно сообщали о своем поведении в день опроса.

Степень категоричности суждений. Если одни пенсионеры проявляли нерешительность, то другие, напротив, бывали склонны  постоянно предпочитать наиболее категоричные высказывания, выбирали крайние позиции  ранговых шкал, наиболее полярные оценки. Эта тенденция характеризует  в основном ответы респондентов старшей  возрастной группы, и поэтому большая  часть опрашиваемых комментировала свои ответы (причем некоторых невозможно было остановить). Видимо на степень  категоричности суждений повлиял возраст. При анкетировании немалое количество пожилых респондентов выражало свое недовольство по поводу той или иной проблемы. [7]

2.2.Анкета

Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в социологическом  исследовании, проводимым студентами Астраханского Технического Университета. Просьба честно отвечать на вопросы. Анонимность гарантируется.

Как Вы оцениваете ситуацию в стране за последние 4 года?

улучшилась;

осталось  стабильной;

ухудшилась;

От кого прежде всего зависит ситуация в стране? (1 ответ)

от президента

от правительства 

от Государственной  Думы

от региональных властей 

от населения 

другое ___________________________________________

Как Вы оцениваете положение в Астраханской области?

лучше, чем  в других регионах РФ;

такое же неплохое, как и в других областях;

такое же плохое, как и в других областях;

хуже, чем  в других регионах РФ;

иначе, как  именно: _____________________________;

Принимали ли Вы участие в предыдущих выборах?

 

Да

Нет

З/О

ГД (2003г)

15

19

23

Президента (2004г)

16

20

24

ГД АО (2006г)

17

21

25

Губернатора АО (2004г)

18

22

26


Мне не было 18 лет

27


 

Удовлетворены ли Вы результатами предыдущих выборов?

 

Да

Нет

З/О

ГД (2003г)

28

32

36

Президента (2004г)

29

33

37

ГД АО (2006г)

30

34

38

Губернатора АО (2004г)

31

35

39


Мне не было 18 лет

40


 

Собираетесь ли Вы принять участие в выборах  Государственной Думы РФ декабря 2007г.?

41) да;

42) нет; 

43) затрудняюсь  ответить;

7. Знаете  ли Вы кто, представляет Астраханскую  область в Государственной Думе  РФ 2004 – 2007г.?

8. За какую  партию Вы собираетесь проголосовать? 

44. Единая  Россия

45. ЛДПР

46. КПРФ

47. Справедливая  Россия: Родина. Пенсионеры. Жизнь. 

48. Яблоко

49. СПС

50 Аграрная  партия России

51. Патриоты  России

52. Демократическая  партия России

53. Гражданская  сила

54. Партия  социальной справедливости

55. Другое: _______________________________________________

9. За какую  из этих партий Вы никогда  бы не проголосовали? 

_________________________________________________________

10. Что влияет  на Ваш выбор? 

56. программа  партии;

57. лидеры;

58. прежняя  деятельность;

59. агитационная  деятельность;

60. я член  этой партии;

61. другое________________________________________________

11. Из каких  источников Вы получили информацию  о партиях? 

62. средства  массовой информации;

63. из агитационных  материалов;

64. из разговоров  с друзьями, знакомыми, родственниками;

65. на собраниях,  встречах с кандидатами; 

66. другое________________________________________________

12. Собираетесь  ли Вы принять участие в  выборах президента в марте  2008г.?

67. да

68. нет

69. затрудняюсь  ответить

13. Какими  качествами должен обладать президент? 

_________________________________________________________

14. Будет  ли для Вас важным партийная  принадлежность будущего президента?

70. да, а именно: ______________________________________

71. нет; 

72. затрудняюсь  ответить;

15. Будет  ли для Вас важно, чтобы кандидат  придерживался курса В.В. Путина?

73. это обязательно 

74. хорошо  бы, но не обязательно 

75. это не  важно 

76. не должен  придерживаться 

77. курс должен  быть другим 

78. другое __________________________________________________

16. что для  Вас важно при выборе президента?

79. возраст  (какой?): ________

80. национальность (какая?): ____________

81. пол (какой?): ___________

82. образование  (в какой сфере?): ____________

83. другое: ___________________________________________________

17. Как Вы  думаете, кто будет избран президентом? 

__________________________________________________

18. Как вы  считаете, зависит ли будущее  России от выборов президента?

84. да;

85. лишь отчасти; 

86. нет; 

19. Как Вы  думаете, какие слои населения  будут определять выбор? 

87. те, кто  придут на выборы;

88. политически  активные жители;

89. внешние  силы;

90 другое: _______________________________________________

20. Принимаете  ли Вы участие в политической  жизни? 

91. да, являюсь  членом_________________________________;

92. да, являюсь  сторонником____________________________;

93. да, участвую  в политических акциях___________________;

94. нет, т.  к. не вижу в этом смысла;

95. нет, но  хотел бы, если меня привлекут; 

96. другое: __________________________________________;

А теперь несколько  слов о себе:

21. ваш пол:

23. Сферы деятельности

24. Ваше образование:

97. муж.

103. бизнес

109. среднее

98. жен.

104. промышленность

110. средне-специальное

22. ваш возраст:

105. сельское хозяйство

111. незаконченное высшее

99.18 – 30

106. бюджетная сфера (гос. служба, образование, медицина, культура, соц.  защита)

112. высшее

100.31 – 45

107. студент (учащийся)

 

102.61 и более

108. безработный

 

 

Спасибо за участие!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ особенностей и сложностей анкетирования респондентов старшей  возрастной группы показал, что манера поведения пенсионеров во время  опроса, склонности и предпочтения, точность и аккуратность, тональность  и степень категоричности высказываний, другие проявления индивидуальной тактики  работы с анкетой довольно многообразны. Можно получить совершенно одинаковые ответы, продиктованные в одном случае небрежностью, в другом - нежеланием или неспособностью сосредоточиться, в третьем - осознанием сложности  и противоречивости обсуждаемого вопроса. С другой стороны, одинаково осмысленные  вопросы могут получать различные  ответы.

Анкетеру необходимо произвести на респондентов хорошее впечатление, пробудить их интерес, завоевать  доверие, подтвердить уверенность  в собственных силах, не дать им заскучать  и тем самым заставить отвечать искренне и с удовольствием. Проблема эта не только чисто методическая, но и этическая. Социологу приходится думать как о собственной исследовательской  программе, так и о том, какие  темы респонденты будут обсуждать  более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтому анкета должна быть вежливой, а не эгоистичной. А  это означает, что анкета должна осуществлять не только научно-познавательные, но и коммуникативные функции.

Упорядоченным должен быть как список вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, так и список, который  будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит  не только вопросы, непосредственно  нацеленные на получение искомых  ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать  у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки  и усталости, неуверенности и  т.п. Иными словами, анкета - это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массового асимметричного целенаправленного опосредованного  общения.

Процесс адаптации обращенных респондентам вопросов к необходимому при этом общению и будет называться конструированием анкеты. В задачи конструирования  входит: создать и поддержать кооперативную  установку у респондентов; вселить  в респондентов уверенность в  их способности ответить на все предложенные вопросы; наладить доверительные отношения, создать впечатление о возможности  давать любые, самые неожиданные  и откровенные ответы; освободить ответы респондентов от воздействия  предшествующих вопросов и ответов  на них; поддерживать постоянный интерес  к работе с анкетой.

 

Список использованных источников

 

1.Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. - М., 2009.- 120с.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная структура и стратификация. М., МГУ, 2012.-93 с.

3. Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований. - М., 2011.-53 с.

4. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. Москва, ИНФРА – М, 2010.- 76 с.

5.Руденко Р.И. Практикум по социологии: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-114 с.

6.Интернет  рессурс //http://www.levada.ru/ 02.06.2013/ 14:32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Анкетирование:понятие.виды