Анализ сущности социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение и анализ сущности социальной работы, рассмотрение социальной работы как формы практической деятельности, как учебной дисциплины и с точки зрения самостоятельной науки. Необходимо раскрыть само понятие социальной работы, и важнейших её компонентов. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач: – дать определение термину «социальная работа», раскрыть это понятие с точки зрения самостоятельной науки; – рассмотреть социальную работу как форму практической деятельности, уточнив её аспекты; – выявить какова же стратегия, смысл и цель социальной работы как учебной дисциплины; – установить, какие ключевые категории образуют содержательную характеристику социальной работы;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 53.68 Кб (Скачать файл)

Анализ источников, содержащих сведения о семье, позволяет представить  присущие ей функции в виде таблицы 1 [6, с. 59 – 61].

 

Таблица 1: Функции семьи  в различных средах деятельности

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

 

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в  детях

 

Воспитательная

Социализация молодого поколения. Поддержание  культурной непрерывности общества

Удовлетворение потребности в  родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

 

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно-бытовых услуг  одними членами семьи от других

 

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

 

Сфера первичного социального контроля

i

Моральная регламентация поведения  членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности  и в отношениях между супругами, родителями и детьми

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное  поведение и нарушение моральных  норм взаимоотношений между членами  семьи

 

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Укрепление дружеских основ брачного союза

 

Социально-статусная

Представление определенного статуса  членами семьи. Воспроизводство  социальной структуры

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

 

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворение потребностей в современном  проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов

 

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов  и их психотерапия

Получение индивидами психологической  защиты, эмоциональной поддержки  в семье.

 

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

 

 

Еще одной важной характеристикой  семьи является ее жизненный цикл, т.е. последовательность смены стадий ее функционирования от начала до прекращения  брака. Обычно выделяют три фазы: до рождения ребенка, до отделения взрослых детей от родителей, постепенный  распад супружества. Для специалиста  главное – понимать то, что на пути от старта семейных отношений  до их финиша возможны болезни, разлуки, ссоры, конфликты, разводы и многие другие сложности, которые решить самостоятельно члены семьи не в состоянии. Социальный работник призван смягчать напряженность  во взаимоотношениях между ними, сглаживать трудности, которые проявляются  в условиях кризиса, помогать развитию навыков самопомощи и саморегуляции.

Таким образом, учитывая, что  семья – один из древнейших институтов социализации новых поколений, который  выполняет функцию обеспечения  безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы, можно  с полным основанием считать, что  роль социального работника в  сохранении и усилении социального  потенциала этого феномена общества возрастает.

Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей; военнослужащих срочной службы с детьми; семьи с детьми-инвалидами; многодетные семьи; с малолетними  детьми в возрасте до трех лет; студенческие семьи; семьи безработных, имеющих  несовершеннолетних детей и т.д.

За последние три года произошел рост семей всех категорий, нуждающихся в материальной поддержке. Особенно заметен рост малообеспеченных семей среди многодетных и  неполных. Причины кризисного положения  семей можно условно разделить  на экономические и социальные. Экономические  – такие как потеря работы, невыплата  заработной платы и пособий, низкий уровень оплаты труда – являются наиболее характерными. Среди социальных причин чаще встречаются такие, как  алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует  низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто  неуравновешен, психологически подавлен. Очень часто дети именно из таких  семей – трудные дети, из их числа  рекрутируются юные правонарушители.

Государство стремится оказать  возможную помощь в содержании и  воспитании детей. Однако централизованных средств недостаточно и не всегда они используются рационально. Очень  важна деятельность местных органов  власти, которые изыскивают за счет внутренних ресурсов возможность оказать  помощь семьям.

Семейные конфликты и  насилие в семье, эмоциональный  разлад, пьянство и многие другие проблемы – все это заботы социальной работы.

Задача социальной работы с семьей – научить семьи самопомощи и взаимопомощи.

Таким образом, подводя итоги, можно отметить, что объектом исследования социальной работы является процесс  связей, взаимодействий, способов и  средств регуляции поведения  социальных групп и личностей  в обществе. Важнейшие объекты  социальной работы – это человек, т.е. личность, и семья – первичная  ячейка общества. А также, следует  отметить, что, оказывая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей  работы.

 
 
 

3. Предмет социальной работы

 

Любая наука как самостоятельная  область знания (социальная работа в этом смысле не является исключением) имеет свой предмет изучения.

В настоящее время общепринятым является понимание предмета любой  науки как результата выбора объективно существующего процесса (явления) с  целью изучения его под определенным углом зрения. Существуют известные  различия предмета и объекта науки. Предмет науки – это реально существующая действительность (природная и социальная). Он имеет множество сторон и свойств, каждые из которых могут стать предметом самостоятельного изучения.

Определение предмета науки  зависит от многих факторов: от уровня достигнутых в этой области знаний, развития социальной практики и т.д.

Предметом социальной работы как науки являются закономерности и принципы развития социальных процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе [9, с. 9 – 10].

Но можно рассмотреть  предмет социальной работы в её практической деятельности и фактически, это социальная ситуация. Социальная ситуация – конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредовании, имеющих отношение к разрешению данной проблемы [10, с. 41].

Социальный работник должен прилагать все усилия в работе, потому как целью его деятельности в социальной ситуации является улучшение  социальной ситуации клиента, превенция  ее ухудшения или, по крайней мере, облегчение субъективного переживания  клиентом своего положения. Ведь можно  отдавать себе отчет, что в условиях спада производства и массовой безработицы  помочь индивидам найти повое  рабочее место не так просто. Но вот оказать им социально-психологическую  поддержку, избавить от негативных личностных реакций на безработицу вполне возможно.

Например, члены добровольной ассоциации «Жены алкоголиков», признавая, что не в силах избавить своих  мужей от пагубной алкогольной зависимости, считают целью своего участия  в работе объединения научиться  быть счастливыми в условиях пьянства супруга.

Понятие социальной ситуации служит методологическим инструментом, позволяющим вычленить те связи  и взаимодействия, которые непосредственно  связаны с социальной проблемой  данного клиента и воздействие  на которые может повлиять на ее разрешение. Легче всего было бы сразу заявить, что с алкоголизмом человечество не смогло справиться на протяжении всей долгой истории своего развития, и на этом основании отказаться от поиска путей оказания помощи конкретному  пьющему клиенту и его семье. Можно, неадекватно эксплуатируя диалектический принцип всеобщей связи явлений, начать анализ жизнедеятельности этого  конкретного алкоголика с глобальных проблем и ожидать для их разрешения такого уровня ресурсов, который, конечно, на сегодняшний день недоступен. Понятие  социальной ситуации, не отрицая всеобщих, глобальных связей индивида с миром, позволяет вычленить в его  специфических условиях в первую очередь то, что непосредственно  влияет на разрешение его проблемы, то, что находится в пределах воздействия  и масштабов социальной работы. Анализ этих ближайших связей выявит психологические, семейные, групповые, медицинские и  иные причины, которые толкают индивида к пьянству, поможет найти опору  в его личности для создания устойчивой мотивации на излечение.

Следует признать, что на целый ряд причин, условий и  обстоятельств, осложняющих положение  клиента, не может воздействовать не только социальный работник, весь институт социальной работы, вся социальная система данного государства, и  даже все человечество в целом. Скажем, целиком устранить причины врожденной или приобретенной инвалидности или восполнить те дефекты, которые  обусловливают ограничение возможностей индивидов, сегодня невозможно. Такие  достижения цивилизации, как развитие здравоохранения, появление новых  видов генетической прогностики и пренатальной диагностики, совершенствование медицинской помощи, улучшение условий труда и быта устраняют одни причины инвалидности, однако им на смену приходят другие, в значительной мере вызванные теми же успехами цивилизации, поэтому общее число инвалидов растет. Не имея возможности устранить причину, социальный работник может только помочь индивиду достигнуть максимального уровня интеграции в общество, возможного при его реальных жизненных обстоятельствах и здоровье.

Вероятно, бедность – неизбежный спутник современного общества, так  как ее причины вызваны не только недостатками здоровья личности, характера, интеллекта и психики, но и общим  дефицитом ресурсов в мировом  масштабе. Устранить бедность социальный работник не в состоянии, он может  действовать с целью устранения наиболее вопиющих последствий бедности, с тем чтобы она не стала  наследственной для семьи данного  клиента: оказать содействие в обеспечении  полноценным питанием; помочь получить образование и вместе с тем  шансы на успешный социальный старт  детям бедняков, родители которых  не могут предоставить им таких возможностей, какие предоставляются детям  из обеспеченных или богатых семей; гарантировать медицинскую помощь, в первую очередь женщинам и детям. Есть множество таких социальных проблем, которые социальные работники  должны постоянно разрешать в  своей деятельности, но не могут  разрешить их целиком и полностью.

Разрешить окончательно социальные проблемы инвалидности, бедности, расовой  или национальной нетерпимости невозможно, но необходимо разрешать их вновь  и вновь для каждого следующего индивида или семьи, оказавшихся  в затруднении из-за этих проблем. Поэтому, оказывая социальную помощь клиенту, социальный работник имеет дело в  первую очередь с его социальной ситуацией [11].

По мере углубления в социальную ситуацию, всё больше раскрывается предмет науки, его новые стороны, происходит изменение представлений  о содержании важнейших разделов социальной работы как науки.

Основу содержания любой  науки составляют базовые категории, которые и определяют её предмет. Вопрос о категориях социальных наук непрост, так как социальные явления  и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, тесно переплетаются, многообразны, по разному интерпретируются, что  обуславливает относительность  границ между этими категориями.

Категории являются незаменимым  средством исследования и систематизации научного знания. Выявление основных элементов категориального аппарата позволяет раскрыть логику развития социальной работы, закономерного преобразования системы ее понятий.

В категориальной форме конденсируется опыт исследования и практической деятельности в социальной работе, выражаются фундаментальные  уровни понимания и осмысления ее особенностей, взаимосвязей, взаимовлияний.

Структурируя понятия  и категории социальной работы их можно разделить на группы:

1)категории, не являющиеся  специфическими для теории социальной  работы, так как обозначаемые  ими явления и процессы изучаются  также другими науками через  призму их предмета и методов  («социальные отношения», «социальная  деятельность», «социализация» и  т.д.);

2)категории, относящиеся  к теории социальной работы  по преимуществу, но используемые  и другими отраслями знаний («психосоциальная  работа», «социальная реабилитация»,  «семейный конфликт» и др.);

3)категории, являющиеся  специфическими, собственно категориями  социальной работы («социальный  работник», «социальное обслуживание»,  «адресная социальная помощь  и др.) [12, с. 12 -14].

Подводя итоги, можно отметить, что предметом социальной работы, как науки являются закономерности социальной работы, обуславливающие  характер и направленность развития социальных процессов в обществе. А со стороны практической деятельности, предмет социальной работы – это  социальная ситуация.

 
 
 

Заключение

 

Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям – обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимых его  слоев, создать более благоприятную  атмосферу для достойной поддержки  их возможностей. Социальная работа играет огромную роль в помощи человеку, семье  или группе лиц. Несмотря на то, что  социальная работа у нас в стране весьма молодая отрасль государственного института, все больше и больше людей  вовлекаются в этот вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего  образования. Потому как, социальная работа это неотъемлемо важная часть  демократического государства.

Целью курсовой работы являлось исследование и анализ сущности социальной работы, рассмотрение социальной работы как формы практической деятельности, как учебной дисциплины и с  точки зрения самостоятельной науки. В ходе исследования был изучен также  объект и предмет социальной работы. Анализ результатов позволяет сделать  следующие выводы:

Информация о работе Анализ сущности социальной работы