Анализ сущности социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение и анализ сущности социальной работы, рассмотрение социальной работы как формы практической деятельности, как учебной дисциплины и с точки зрения самостоятельной науки. Необходимо раскрыть само понятие социальной работы, и важнейших её компонентов. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач: – дать определение термину «социальная работа», раскрыть это понятие с точки зрения самостоятельной науки; – рассмотреть социальную работу как форму практической деятельности, уточнив её аспекты; – выявить какова же стратегия, смысл и цель социальной работы как учебной дисциплины; – установить, какие ключевые категории образуют содержательную характеристику социальной работы;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 53.68 Кб (Скачать файл)

Учреждения и предприятия  социального обслуживания, их деятельность определяются и регламентируются Федеральным  законом «Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ. К ним относятся различные общепрофильные и специализированные центры, приюты, дома интернаты и др.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения  гражданина, законного представителя, органа государственной власти и местного самоуправления или общественного объединения.

 

1.4.4 Социальное обеспечение

Социальное обеспечение следует трактовать как социальную помощь, предполагающую непосредственную передачу клиентам социальных служб материального общественного ресурса в виде различного рода открытых и скрытых выплат.

Открытыми выплатами являются: пенсия – ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им утраченного заработка (дохода), и пособие (по безработице; временной нетрудоспособности: при болезни, увечье, при уходе за больным членом семьи, карантине и в некоторых других случаях; по беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях, на детей военнослужащих срочной службы и т.д.).

Пенсионный вариант компенсации  утраченного заработка возникает: в связи с прекращением государственной  службы (при достижении установленной  законом выслуги); при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); в  целях компенсации вреда, нанесенного  здоровью граждан при прохождении  военной службы; в результате радиационных или техногенных катастроф; в  случае наступления инвалидности или  потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; в целях предоставления нетрудоспособным гражданам средств  к существованию.

Скрытой разновидностью социального  обеспечения являются льготы – предоставление слабозащищенным категориям населения преимуществ в оплате тех или иных услуг, предоставляемых государством, муниципалитетом, их учреждениями или иными организациями, освобождение от выполнения обязанностей по обязательным платежам, взимаемым центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в бюджеты различного уровня.

Таким образом, можно сделать  вывод, что основные составляющие социальной работы это: социальная защита, социальная поддержка, социальное обслуживание и  социальное обеспечение. Всё это  система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных  условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и  деятельного существования личности, различных социальных категорий  и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска  в нормальной жизни граждан; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению  гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально  уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и  связанного с этим снижения их уровня жизни.

 
 
 

2. Объект социальной работы

2.1 Определение объекта социальной  работы

 

Социальное сосуществование  и взаимодействие должно строиться  на началах социального равенства  и партнерства, справедливого распределения  материальных благ, надежных гарантий для творческого самоутверждения  всех субъектов общества. Такое понимание  социальности является важнейшим критерием  осуществления социальной работы.

Объект социальной работы, с одной стороны, обусловлен целями и задачами практической социальной работы, а с другой – определяет границы и содержание теории и  практики социальной работы. Существует множество определений объекта  социальной работы, они во многом сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы  практической социальной помощи и все более становится фундаментальным теоретическим знанием о человеке в системе социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального бытия и социального самочувствия. Объект социальной работы – это, прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.

Также, можно сказать, что  объектом социальной работы (в широком  понимании) являются все люди. Это  объясняется тем, что жизнедеятельность  всех слоев и групп населения  зависит от тех условий, которые  в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

На каком бы уровне –  индивидуальном или групповом –  ни возникали человеческие проблемы, объектом помощи со стороны социальных работников (или просто объектом социальной работы) являются люди, которые ставят перед собой определенные цели, но не в состоянии сами их реализовать, испытывая в силу этого чувство  неудовлетворенности жизнью. За каждой человеческой проблемой кроется  множество личных, т.е. неудовлетворенных  потребностей целой группы людей. Какими бы специфическими ни были, например, личные проблемы тех или иных безработных, различающихся по полу, возрасту, семейному  положению, уровню образования или  специальности, каждая из них является проявлением социальной проблемы, называемой безработицей. Поэтому можно сказать, что объектами социальной работы являются различные группы людей, испытывающих трудности при решении проблем, которые возникают в их жизни [7, с. 83 – 84].

Следует сказать, что объектом исследования теории социальной работы являются социальные отношения, и в  связи с его многогранностью  в нем можно выделить целый  ряд направлений:

1.   Индивидуальные, семейные, организационные проблемы. Начиная с индивида (одиночество, социальная изоляция) и заканчивая различными организационными проблемами (рост беженцев, бездомных).

2.   Социально – экологические проблемы – охрана окружающей среды.

3.   Социально – экономические проблемы. В ходе новых экономических реформ в России 90% населения оказалось за чертой бедности.

4.   Проблемы социальной стратификации. Социальное расслоение, неравенство в обществе, ведущее к разделению общества на «высшие» и «низшие» классы, экономической эксплуатации.

5.   Проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей – аспекты дивиантного поведения, социальных отношений; наркомании, алкоголя и т.д.

6.   Проблемы символизации и моделирования мира и людей в нем. Они могут выражаться в неадекватных образах, невысоком самоуважении, недостатке чести и морали, а отсюда – в отчуждении, социальных предрассудках, в античеловеческих ценностях.

7.   Проблемы структур власти, от их действия, программ зависит социальная напряженность и стабильность в обществе, от их режима: тотальности, демократии или авторитарности зависит социальная активность населения.

Объектов достаточно много, и можно классифицировать их с  учетом приоритетности основании для  этой классификации

– состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы

– служба и труд в экстремальных социальных условиях

– пожилой, пенсионный возраст людей.

– девиантное поведение в его различных формах и видах

– трудное, неблагополучное положение различных категорий семей

– особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.)

– бродяжничество, бездомность.

– предродовое и послеродовое состояние

– правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных [8, с. 13 – 15].

2.2 Клиент как объект социальной  работы

 

Становление профессиональной социальной работы в нашей стране сопровождалось разработкой понятийного  аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих её практику. Среди других спорных дефиниций  дискутировался вопрос о том, как  назвать того, кому оказывается помощь. В медицине такое лицо называется «пациент», то есть тот, кто ищет помощи. Однако этот термин описывает лишь одну, страдательную, сторону в позиции  лица, нуждающегося в содействии. Он, конечно, потерпел ущерб, страдание, находится  в состоянии жизненного затруднения, однако в той мере, насколько его  интеллектуальные, физические, психические  и моральные ресурсы позволяют  ему, он должен сам принимать участие  в разрешении своей проблемы. Если индивид сохраняет хотя бы частичное  самосознание, тогда он имеет право  содействовать с социальным работником, быть активным агентом трансформации  собственных жизненных обстоятельств. В связи с этим утвердилось  мнение о том, что лиц, которым  предоставляется помощь социального  работника, следует называть клиентами. Клиент может быть индивидуальным или  групповым. Более точно его характеристики определяются уровнем организации  работы.

Рассмотрение клиента  социальной службы в качестве объекта  познания со стороны социального  работника предполагает специально организованное отражение в сознании специалиста ключевых характеристик  жизненной ситуации индивида и его  особенностей, оказывающих существенное влияние на процесс помогающего  взаимодействия.

Осуществляя познавательную деятельность, специалист руководствуется  рядом общих требований. Во-первых, познание клиента строится на основе теоретико-методологической концепции  социальной работы, которой следует  профессионал. Избранная концепция  дает ответы на вопросы о причинах возникновения трудной жизненной  ситуации, способах социальной защиты и помощи, определяет ключевые стороны  изучения индивидов, семей, сообществ, испытывающих проблемы в процессе социального  функционирования.

Во-вторых, социальный работник избирает адекватные методы диагностики. Диагностика, используемая в практической социальной работе, отличается от диагностики  научного исследования своей главной  функцией. В первом случае методы изучения призваны осветить параметры жизненной  ситуации клиента, в то время как  научное исследование направлено на определение существенных взаимосвязей между воздействием субъекта социальной работы и позитивной динамикой преодоления  клиентом возникших проблем. В практике социальной работы, так же как и  в научных исследованиях, используются опросные методы, наблюдение, изучение документов.

В-третьих, обобщение полученных данных нацелено на уточнение источника  страданий клиента. При этом последовательно  проверяется заявляемая индивидом  проблема и ставится социальный диагноз. В социальном диагнозе очерчивается круг утраченных, сохранных и потенциальных  внутренних ресурсов. Утраченными ресурсами  следует считать те свойства, которые  не могут быть достаточно быстро восстановлены. Сохранные ресурсы имеют существенное значение, так как опора на них  позволит компенсировать частично утраченные. В качестве потенциальных ресурсов выступают те, которые могут быть развиты при соотносимых затратах клиента и социального работника.

Для оценки возможностей привлечения  внешних официальных ресурсов социальный работник изучает нормативные документы (законы, постановления, положения и  т.д.). Затем квалифицируется вид  трудной жизненной ситуации, определяются объемы помощи и процедуры оформления статуса клиента. Существенным для  социального работника является возможность использования ресурсов неофициальных – семьи, родственников, соседства, частных лиц.

Отдельное направление познания социальным работником клиента –  это изучение особенностей индивида как участника помогающего взаимодействия. В этом смысле интерес представляет типология, включающая три группы клиентов: «агрессоры», «вежливые», «немые». Первые реализуют «атакующий» стиль (требуют, угрожают, активно проявляют недовольство), вторые осуществляют «благодарящую» манеру общения, третьи ведут себя сдержанно.

 
 

2.3 Семья как объект социальной  работы

 

В семье, в значительной мере, зарождаются и прорастают все  здоровые предпосылки. Кто и как  будет жить и работать в будущем  – это зависит от того, каково социальное самочувствие современной  семьи, как она растит детей и  какие качества им прививает. Поэтому  семья находится в центре внимания социального работника и составляет одну из важнейших сфер его деятельности.

Семья – это сложная  социальная система, которой присущи  черты социального института  и малой социальной группы. Как  социальный институт общества семья  представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. Безработица, низкий прожиточный минимум, невыплатa заработной платы, инфляция, нарастающее напряжение в социальных отношениях, ухудшение обслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок – таковы социальные проблемы современной семьи.

Семья как малая группа – это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать всю палитру  семейных взаимоотношений.

Для семьи как малой  социальной группы характерно наличие  ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное  различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги  и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, зависят благополучие и долголетие семьи.

Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое  здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, эмоциональная  удовлетворенность, адаптивность в  микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.

Важная роль в семье  отводится общению, в реальной жизни  взаимоотношения между людьми складывается по-разному, возможно существование  разных вариантов семей. Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака. Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников, то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. Принято говорить о бездетных, однодетных, многодетных или малодетных семьях.

Информация о работе Анализ сущности социальной работы