Анализ и прогнозирование уровня качества жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение анализа и прогнозирования уровня и качества жизни.
Исходя из поставленной цели задачами настоящей курсовой работы являются:
1) Рассмотрение показателей уровня и качества жизни.
2) Анализ уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
3) Изучение прогнозирования уровня и качества жизни в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 4
1 Показатели уровня и качества жизни и их характеристика 5
2 Анализ уровня и качества жизни В Республике Беларусь 13
3 Прогнозирование уровня и качества жизни в Республике Беларусь 20
Заключение 30
Список использованных источников 31
Приложения 33
Приложение А - Схема взаимного влияния качества жизни и качества экономического роста 33
Приложение Б – Влияние качества экономического роста на уровень жизни 34
Приложение В – Основные показатели уровня жизни населения 35

Файлы: 1 файл

Analiz_i_prognozirovanie_urovnya_i_kachestva_zhizn .doc

— 2.76 Мб (Скачать файл)

Влияние качества экономического роста на уровень жизни более подробно показан в Приложении Б, за основу которого взято мнение о решении проблемы качества роста на трех уровнях: факторно-экономическом – преобладание в структуре факторов роста научно-технического прогресса, инвестиций в основной и человеческий капитал, инноваций; структурно-экономическом – опережающее развитие наукоемких отраслей с высокой добавленной стоимостью, отраслей, производящих современные технологии; социально-экономическом – преодоление высокой дифференциации доходов, справедливое распределение национального дохода, в особенности за счет природных ресурсов, алкоголя, табака и т.д.   [14, c.54].

Таким образом, качество жизни  -  совокупность  показателей  общего  благосостояния  людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни),  а  также потребление непосредственно не оплачиваемых благ. Определение уровня жизни – сложный и неоднозначный процесс, так  как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению. Сюда относят эффективность производства и сферы услуг, состояние научно-технического прогресса, культурно-образовательный уровень населения и др.

 

2 АНАЛИЗ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики, основной целью которой является повышение уровня и качества жизни в стране.

Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. Государственная адресная социальная помощь оказывается в форме ежемесячного социального пособия и (или) единовременного социального пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, технических средств социальной реабилитации, одежды, обуви, проездных билетов, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

В таблице 2.1  представлены основные показатели, характеризующие эффективность государственной политики 2006-2011 гг по повышению уровня жизни населения.

 

Таблица 2.1 - Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения, в % к предыдущему году

Показатель

2005 г

2006 г

2007 г

2008 г

2009 г

2010 г

2011 г

Реальные денежные доходы

118,4

117,8

113,2

111,8

102,7

115,1

99,7

Реальная заработная плата

120,9

117,3

110

109

100,1

115

101,9

Реальная пенсия по возрасту

113,2

123,4

105,4

104,7

100,2

123,9

77,1


 

Примечание - Источник: [9].

 

Можно  сделать вывод, что целенаправленная государственная политика 2005-2011 гг по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за рассматриваемый период в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 процентов, реальная пенсия по возрасту — на 58 процентов.

Рисунок 2.1 –Численность малообеспеченного населения

Примечание - Источник: [9].

 

Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения — с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2011 году.

Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах — 0,8 — 0,9 процента к экономически активному населению  [2].

В таблице 2.2 представлена покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов за 2005-2011гг

 

Таблица 2.2 - Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов

Количество продуктов питания (каждого отдельно), которое можно было приобрести на величину  среднедушевого располагаемого денежного дохода, килограммов в месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

Продукт

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Свинина

45,6

53,8

64,3

70,6

71,6

81,4

67,6

Мясо птицы

58,3

67,2

79,6

84,4

87

100,6

83,2

Рыба свежая

66,7

81,3

85,1

98,2

107,1

126,5

89,5

Молоко, л

381,2

445,2

503

505,6

499,1

562,7

614,8

Масло животное

40,8

46,9

55,8

54,6

55,7

56,1

49,2

Творог

80

88,7

82,5

80,7

92,1

91,1

99,7

Сыры твердые

33,8

40,3

48

47,4

48,8

53,9

48,7

               

Окончание таблицы 2.2

1

2

3

4

5

6

7

8

Яйца, шт.

1497

1798

2154

2438

2445

2726

2465

Сахар-песок

211,1

216,8

264,2

322,4

337,2

323,7

272,1

Масло растительное

89

110,8

125,6

102,7

151,7

176,7

102,5

Хлеб пшеничный

260,2

297,4

351,5

383,6

386,7

438,7

488,6

Рис

164,2

186,4

229,9

182,2

154,5

199,7

154

Макаронные изделия

165,2

192,1

227,6

234,1

226,6

296,8

273,9

Картофель

625,2

504,8

664,3

755,3

747,9

654,1

633,4

Капуста свежая

356,4

483,2

461,6

458,2

699,3

523,9

564

Морковь

353,8

388,3

475,6

410,7

597,2

553,2

487,9

Лук репчатый

346,2

335,7

329,8

409,8

558,3

408,8

405,7

Яблоки

150,9

165,4

164,8

147,3

238,7

288,8

165,3


 

Примечание - Источник: [9].

 

Таким образом, в 2005-2010 гг наблюдался рост покупательной способности населения, в 2011 г, наоборот, наблюдалось ее снижение в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране.

Структура денежных доходов  приведена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Структура денежных доходов населения (в % к итогу)

Примечание - Источник: [9]

 

Таким образом, за 2000-2011 гг существенных изменений в структуре доходов населения не произошло. Основной удельный вес (более 59%) принадлежит оплате труда.

 

Рисунок 2.3 – Численность обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального   и высшего образования, на 10 000 человек населения (на начало учебного года; человек)

Примечание - Источник: [9]

 

Таким образом, численность обучающихся постоянно растет.

Другие показатели уровня жизни населения в Республике Беларусь за 2005-2011 гг. приведены в Приложении В  [11].

Согласно индексу ИРЧП, В 2011 г. Республика Беларусь заняла, как и в 2010 г., 65 место, опередив Россию на 1 позицию, Украину – на 11 позиций (рисунок 2.4)

Рисунок 2.4 – Страны с высоким индексом ИРЧП

Примечание - Источник: [12]

 

Согласно данным проведенного анализа The Legatum Prosperity Index Table Rankings, Республика Беларусь в 2012 году заняла 50 место по уровню жизни населения  [13].

В Беларуси в январе- августе 2012 г. общий объем денежных доходов населения составил 194,2 трлн. рублей.

В структуре денежных доходов оплата труда занимает 65%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, – 10,5%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и др.) – 20%, доходы от собственности и прочие доходы – 4,5%.

Рисунок 2.5 – Структура денежных доходов населения за январь-август 2012 г 

(в % к итогу)

Примечание - Источник: [13]

 

Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-июле 2012 г. составили 2 512,1 тыс. рублей в месяц и превысили бюджет прожиточного минимума в 3,2 раза.

Рисунок 2.6 - Соотношение денежных доходов в расчете на душу населения

 и бюджета прожиточного  минимума в 2012 году (в %)

Примечание - Источник: [13]

 

Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-июле 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. увеличились на 10,5% [11].

Таким образом, социально-экономической ситуации в Республике Беларусь показывает, что  в последние годы в стране наблюдаются положительные тенденции экономического роста, повышения уровня и качества жизни однако существуют и ряд нерешенных проблем, негативно сказывающиеся на экономическом росте и качестве жизни населения страны. Можно отметить, что за 2005-2010 гг достигнуты высокие темпы экономического развития, в 2011 г они были несколько снижены.

 

3 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Планирование и прогнозирование уровня и качества жизни в Республике Беларусь, в основном, является индикативным.

Индикативное планирование – это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

В качестве индикаторов могут выступать различные показатели, характеризующие динамику, структуру, эффективность экономики, состояние финансов, рынка товаров, занятость, уровень жизни населения и т.д. (например, рост ВВП, ввод в эксплуатацию жилья, рост реальных денежных доходов населения, рост производительности труда, объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и т.п.)  [10, с. 180].

В качестве основного социального  норматива, предназначенного для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, используется бюджет прожиточного минимума. Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.

К основным документам,  в которых содержится прогноз уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь, относится:

- Программа социально-экономического  развития Республики Беларусь;

- Национальная стратегия устойчивого  развития Республики Беларусь.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу и включает разработку национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направлений социально-экономического развития.

Правовым актом, регламентирующим порядок и сроки разработки национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направлений социально-экономического развития, является постановление Совета Министров Республики Беларусь. Проект указанного постановления подготавливается Министерством экономики совместно с заинтересованными и вносится в Совет Министров в установленном порядке за два с половиной года до начала прогнозируемого периода по разработке национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и за два года до начала прогнозируемого периода по основным направлениям социально-экономического развития.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР) разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.

 Основные направления социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 10-летний период разрабатываются на основе НСУР один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода (с погодовой разбивкой первой половины периода).

Проект основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь представляется Министерством экономики в Совет Министров Республики Беларусь. После утверждения Правительством основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь подлежат опубликованию. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства положения основных направлений социально-экономического развития используются при разработке программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается на пятилетний срок. Правовым актом, регламентирующим разработку программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, является постановление Совета Министров Республики Беларусь. Проект данного постановления подготавливается Министерством экономики совместно с заинтересованными и вносится в Совет Министров Республики Беларусь в установленном порядке за год до начала прогнозируемого периода

В Республике Беларусь по состоянию на 2012 год действует Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

В данной Программе заложены основные прогнозные  экономические показатели, показатели уровня и качества жизни.

Основные направления экономического роста на период 2011-2015гг предусматривают формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.

Согласно данной Программе, основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Направлениями реализации будут являться:

  • повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;
  • постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;
  • укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;
  • повышение интеллектуального и культурного потенциала нации;
  • улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства.

Информация о работе Анализ и прогнозирование уровня качества жизни