Анализ и прогнозирование уровня качества жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение анализа и прогнозирования уровня и качества жизни.
Исходя из поставленной цели задачами настоящей курсовой работы являются:
1) Рассмотрение показателей уровня и качества жизни.
2) Анализ уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
3) Изучение прогнозирования уровня и качества жизни в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 4
1 Показатели уровня и качества жизни и их характеристика 5
2 Анализ уровня и качества жизни В Республике Беларусь 13
3 Прогнозирование уровня и качества жизни в Республике Беларусь 20
Заключение 30
Список использованных источников 31
Приложения 33
Приложение А - Схема взаимного влияния качества жизни и качества экономического роста 33
Приложение Б – Влияние качества экономического роста на уровень жизни 34
Приложение В – Основные показатели уровня жизни населения 35

Файлы: 1 файл

Analiz_i_prognozirovanie_urovnya_i_kachestva_zhizn .doc

— 2.76 Мб (Скачать файл)

1. Демографическая политика

Главные задачи демографической политики — повышение ожидаемой продолжительности жизни и уровня рождаемости населения. Для решения поставленных задач необходимо:

  • создание предпосылок для реализации репродуктивных установок семей на рождение двух и более детей;
  • повышение устойчивости и ценности института семьи, усиление социальной защиты нуждающихся семей;
  • укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте;
  • формирование здорового образа жизни;
  • государственная поддержка семейных форм устройства сирот, создание максимально благоприятных условий для национального усыновления, принятие протекционистских мер по отношению к отечественным и зарубежным бизнесменам и благотворительным организациям, которые строят и организуют работу детских деревень, семейных детских домов;
  • оптимизация внешних миграционных процессов, обеспечение положительного сальдо внешней миграции населения.

В целях повышения рождаемости и укрепления семьи предусматриваются поэтапное увеличение размеров пособий и иных выплат в связи с рождением детей, увязка величины пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с очередностью рождения.

Особое внимание будет уделяться созданию условий для воспитания детей–инвалидов в семейной среде. Будут улучшены условия для сочетания родителями семейных и профессиональных обязанностей.

Предстоит усовершенствовать механизм помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий на основе развития системы строительных сбережений и ипотеки.

В решении демографических проблем важное место отводится вопросам укрепления нравственных основ семьи и брачно–семейных отношений, ориентации общественного сознания на благополучную, крепкую семью с несколькими детьми.

Реализация названных направлений демографической политики позволит стабилизировать численность населения республики на уровне 9,4 млн. человек, увеличить ожидаемую продолжительность жизни с 71 года до 72 — 73 лет в 2015 году.

2. Занятость и рынок труда

Основными задачами государственной политики в социально–трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

Исходя из поставленных задач определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:

  • создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
  • стимулирование роста занятости в сфере услуг;
  • создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;
  • повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
  • формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
  • создание системы социального страхования населения от безработицы.

Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике.

Основная цель — не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

3. Доходы населения

Важнейшими задачами социальной политики являются рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан.

Политика государства в области доходов будет направлена на:

  • повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;
  • дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.
  • Поступательный рост заработной платы будет обеспечен путем:
  • предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;
  • установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда;
  • создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;
  • роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов. Для этого необходимы:

  • поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом;
  • определение минимальных государственных пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов;
  • повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы;
  • содействие развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечению к активному участию в них работодателей и работников.

Выполнение поставленных задач будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам формировать доход на пенсионный период на соответствующем их ожиданиям уровне.

В условиях рыночных отношений в первую очередь будет оказываться поддержка тем, кто в силу своего социально–экономического положения не может самостоятельно обеспечить необходимый доход или находится в трудной жизненной ситуации. Повысится доступность социального обслуживания для нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.

Намеченные меры позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7 — 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 — 1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан.

4. Здравоохранение

Медицинская помощь для граждан Республики Беларусь останется общедоступной и бесплатной, а ее качество, техническая оснащенность учреждений здравоохранения будут соответствовать уровню развитых стран.

Основной задачей развития здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства.

Решение поставленной задачи предусматривает:

  • развитие современной инфраструктуры медицинских услуг;
  • повышение качества медицинского обслуживания населения;
  • внедрение в медицинскую практику результатов отечественных научных исследований и разработок в области профилактики и лечения болезней системы кровообращения, злокачественных опухолей, инфекционных заболеваний, снижения хирургической патологии;
  • расширение использования в отечественной системе здравоохранения высокотехнологичных разработок в области кардиохирургии, онкологии, трансплантации, развитие компьютерных информационных технологий;
  • обеспечение доступности медицинской помощи как для городского, так и для сельского населения, включая эффективные, безопасные и качественные лекарственные средства;
  • внедрение новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний на основе передовых отечественных и зарубежных научных медицинских разработок;
  • рост экспорта медицинских услуг;
  • увеличение инвестиций в здравоохранение за счет расширения внебюджетной деятельности, роста платных медицинских услуг (за исключением оказываемых бесплатно), развития государственно–частного партнерства в решении проблем здравоохранения;
  • укомплектование медицинскими кадрами первичного звена, повышение уровня укомплектованности врачами и средним медицинским персоналом до 100 процентов.

Реализация основных направлений в области здравоохранения будет способствовать снижению уровня заболеваемости и сокращению смертности в 2015 году до 13 человек на тысячу населения (против более 14 человек в 2010 году).

5. Образование

Период реформирования в белорусской системе образования завершен. За следующие пять лет предусматривается обновить содержание и повысить качество образования, чтобы создать школу, откуда выходит интеллектуальная молодежь, владеющая информационными технологиями и иностранным языком.

Первоочередными задачами являются повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития.

Для их решения предусматривается реализация следующих направлений:

  • развитие системы образования на основе внедрения современных коммуникационных и информационных технологий;
  • оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
  • придание университетам функций центров научно–инновационной деятельности, создание и развитие при них субъектов инновационной инфраструктуры;
  • увеличение уровня обеспечения студентов дневной формы получения образования местами в общежитиях, расширение сети студенческих деревень;
  • интеграция национальной системы образования в единое Европейское пространство высшего образования, присоединение к Болонскому процессу, создание национальной системы оценки качества образования с учетом международных требований и др.

Решение поставленных задач в области образования позволит поднять престиж профессионально–технических и средних специальных учебных заведений, обеспечить органичное вхождение в европейское образовательное пространство, не теряя достижений и традиций отечественной высшей школы.

6. Культура

Главное предназначение национальной культуры — консолидировать народ на основе общих традиций и ценностей, воспитывать патриотов, развивать и приумножать творческий потенциал народа, создавать условия и гарантии для всестороннего развития личности, удовлетворения ее эстетических потребностей, реализации способностей и талантов.

Решение поставленных задач будет обеспечено за счет:

  • сохранения и обогащения культурного наследия;
  • поддержки отечественных производителей объектов культуры и искусства, развития кинематографии, профессионального искусства, народного творчества;
  • повышения качества, обеспечения доступности и разнообразия современных услуг культуры для всех граждан, включая жителей села и малых городов;
  • формирования и укрепления позитивного культурного имиджа Беларуси за рубежом.

Результатом проводимой политики станут сохранение культурного наследия страны, укрепление культурного потенциала нации, повышение качества, доступности и разнообразия культурных услуг для всех слоев населения.

7. Физическая культура, спорт и  туризм

Государственная политика в области физической культуры и спорта будет направлена на дальнейшее формирование системы стимулов, обеспечивающих высокую степень заинтересованности людей в занятии физкультурой и спортом, укрепление физического здоровья населения, повышение имиджа страны в мировом спортивном сообществе.

Для этого предусматривается:

  • формирование осознанной потребности населения в здоровом образе жизни;
  • вовлечение населения в активные занятия физической культурой, спортом и туризмом, особенно детей и молодежи;
  • совершенствование системы физического воспитания и образования населения, медико–педагогического наблюдения за здоровьем занимающихся физической культурой и спортом;
  • формирование широких и доступных возможностей использования объектов спортивной инфраструктуры;
  • повышение результативности участия спортсменов в Олимпийских играх и международных соревнованиях.

Главной задачей в области туризма является формирование привлекательного имиджа Беларуси как страны, благоприятной для туризма, посредством создания современного эффективного и конкурентоспособного туристического комплекса.

Итогом решения поставленных задач станут формирование физически здоровой нации, повышение качества туристических услуг.

8. Обеспечение населения жильем  и услугами жилищно–коммунального хозяйства

Государство будет и впредь помогать гражданам строить собственное жилье по доступным ценам, улучшать качество жилья и жилищно–коммунальных услуг.

Приоритетными направлениями развития жилищной сферы являются:

  • расширение жилищного строительства за счет всех источников финансирования в соответствии с принятыми европейскими стандартами качества жилья;
  • увеличение объемов строительства жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сокращение сроков пребывания на учете нуждающихся, а также строительство жилых помещений социального пользования для отселения граждан, проживающих в аварийных и ветхих домах;
  • внедрение форм долгосрочного кредитования граждан и организаций для жилищного строительства (системы жилищных строительных сбережений, ипотечного кредитования и других форм);
  • создание рынка арендного жилья и др.

Информация о работе Анализ и прогнозирование уровня качества жизни