«Золотой век» русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:42, реферат

Описание работы

Стремительное развитие русской культуры в XIX веке позволило ей занять одно из ведущих, почетных мест в мировой культуре. Ученые и художники России внесли огромный вклад в сокровищницу мировой науки, художественного творчества. Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, создав совершенные образцы и произведения, на которые ориентировались многие поколения. Подъем культуры во второй половине века был настолько мощным, что дал основания называть это время «золотым веком» русской культуры.

Файлы: 1 файл

Золотой век.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Ярка и удивительна  судьба гениального русского ученого  Михаила Васильевича Ломоносова, родившегося в 1711г. в далекой поморской деревне Мишанинской, что возле Холмогор. Уже будучи взрослым юношей в 1730 г. Михаил Лолмоносов, выхлопотав годовой паспорт, с одним из обозов отправляется в далекую Москву. Там он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Успешно окончив Академию Ломоносов вместе с 1 1 другими выпускниками в 1735 г. был направлен для прохождения курса наук в Петербургскую Академию. Вскоре его посылают в Германию, в Марбург, к профессору Вольфу, а потом во Фрайбург к известному металлургу, профессору Генкелю. Пять лет, проведенные за границей, были для Ломоносова годами серьезной самостоятельной учебы.

Глубокие знания, исключительная одаренность, самостоятельность  мышления способствовали формированию незаурядного исследователя, ученого  с огромным диапазоном знаний и интересов.

В июне 1741 г. М.В. Ломоносов возвращается в Петербургскую  Академию наук и становится адъюнктом  профессора физики Крафта. В 1745 г. он был  утвержден профессором химии  и стал полноправным членом Академии. Одолевая препятствия, Ломоносов добился создания в 1748 г. хнмической лаборатории. Острую борьбу пришлось вести ему и с академиками-немцами, препятствовавшими выдвижению русских ученых.

Диапазон интересов  М.В. Ломоносова как ученого был  огромен. Объектом пытливого исследования гениального ученого были физика, химия, геология, астрономия и другие науки. Ломоносов был создателям атомно-молекулярной теории строения вещества, послужившей прочным основанием дальнейшему развитию фундаментальных естественных наук в XVIII столетии. В 1748 г. в письме к Л. Эйлеру он впервые в мире формулирует общий закон сохранения материи и движения, имеющий огромное значение для познания всего процесса мироздания. В 1756 г. Ломоносов осуществляет классические опыты, экспериментально обосновывающие закон сохранения вещества, формулирует предположение, объясняющее явление нагрева тел как следствие движения частиц. Эта гениальная догадка намного опередила эпоху.

Великий русский  ученый много занимался вопросами, связанными с тайнами происхождения  Вселенной. Ломоносову принадлежит честь открытия на Венере атмосферы и ряд других важных наблюдений в области астрономии.

Темпераментный  исследователь, Ломоносов никогда  не удовлетворялся чистой наукой. Он был  блестящим экспериментатором и  изобретателем, новатором во многих областях техники, горного дела, металлургии, пробирного искусства, производства фарфора и стекла, солей и красок, строительной техники.

Многогранный  талант М.В Ломоносова проявился  и в области гуманитарной. Он был  выдающимся поэтом и теоретиком в вопросах стихосложения. Огромен его вклад в формирование русского литературного языка. М.В. Ломоносов увлекался и искусством мозаики, и изучением истории Родины. Итогом его трудов по истории стали созданные им «Краткий Российский летописец» и «Древняя Российская история».

Ломоносов затратил много сил и энергии для  выдвижения национальных кадров русской  науки. Он читал лекции студентам  при Петербургской Академии. Первые профессора Московского университета Поповский и Барсов были его учениками. Еще при жизни Ломоносова ярко засверкал талант таких ученых, как астроном С.Я. Румовский, математики М.Е Головин и С.К. Котельников, натуралист И.И.Лепехин, юрист А.Я.Поленов, о творческом росте которых великий ученый непрестанно заботился.

Широко известны и другие российские ученые: Севергин-основоположник минералогии, Виноградов - вопросы обоснования технологии и химии производства фарфора. Мировую известность получил Шумлянский, воспитанник Киево-Могилянской академии, автор выдающегося исследования в области экспериментальной биологии.

В Российской Академии успешно трудились и многие иностранные  ученые. Это прежде всего гениальный математик Эйлер (работы в области  теории движения Луны, интегрального  исчисления, а также разработка таких  проблем, как теория баллистики, гидродинамики и кораблестроения); Бернулли, известный своими трудами этого периода в области теории стрельбы, расширения газов и т.п.

Ряд интереснейших  достижений имела в России и техническая  мысль. Русский народ выдвинул из своих рядов замечательных новаторов, гениальные изобретения которых подчас опережали то, что появлялось в ту эпоху за рубежом. Но в большинстве случаев технические новшества не находили реальной опоры в уровне и потребностях промышленного развития и оставались без практического применения.

Еще при жизни  Ломоносова в 1760 г. Р. Глинков изобрел  механический двигатель для прядильных машин, заменяющий труд 9 человек. Талантливый  самородок Иван Иванович Ползунов (1728—1766) сконструировал на Колывано-Воскресенских  заводах Алтая первую в мире паровую универсальную машину. За несколько дней до ее пуска Ползунов умер, однако «огнедействующая машина» проработала на заводе несколько месяцев и только в результате незначительной в течи в котле вышла из строя.

Поразительной разносторонностью дарования отличался механик Академии наук Иван Петрович Кулибин (1735— 1810). Талантливый изобретатель был непревзойденным мастером часового дела, создавая механизмы самых причудливых форм. Он создавал механизмы изумительной точности. Были широко известны его астрономические часы, показывавшие времена года, месяцы, часы, минуты, секунды, фазы Луны, время восхода и захода Солнца в Петербурге и Москве. Кулибин разработал смелый уникальный проект одноарочного деревянного моста через Неву с решетчатой фермой. Пролет его достигал 298 м. Талантливый изобретатель создал сеялку и семафорный телеграф, “самобеглую коляску» и прожектор («кулибинский фонарь»), протезы для инвалидов и гидросиловые установки и т.д.

В 1724 г по приказу  Петра 1 была снаряжена Первая Камчатская экспедиция во главе с В. Берингом и А.Чириковым. В итоге ее был проложен путь вдоль восточных берегов Камчатки и южных и восточных берегов Чукотки. В 1733—1743 гг. была предпринята Вторая Камчатская экспедиция. В ней участвовало 13 кораблей и около тысячи человек во главе с В. Берингом и А. Чириковым. Целью ее было изучение северного и восточного побережий Сибири, берегов Северной Америки и выяснение вопроса о проливе между Азией и Америкой. Экспедиция была успешно завершена, несмотря на то, что ее мужественный руководитель В. Беринг погиб в 1741 г. на Командорских островах. В числе участников экспедиции заметно выделяется имя С.П. Крашенинникова, в течение четырех лет изучавшего Камчатку. Итогом этой работы был капитальный труд «Описание земли Камчатки». Огромная работа по изучению Сибири была проведена Г.Ф. Миллером, собравшим грандиозную коллекцию богатейших архивных материалов. Крупные экспедиции в районы Поволжья, Урала, Крыма и другие предпринял академик П.С. Паллас. Академик И.И. Лепехин обследовал далекие земли по маршруту Москва—Симбирск—Астрахань- Гурьев—Оренбург—Кунгур—Урал—побережье Белого моря и собрал огромный материал по экономике, географии, этнографии этих районов. Экспедиция академика Фалька также обследовала районы Восточной России и северный Кавказ. Берданес обследовал так называемую киргизскую степь, И.Г. Георги — Урал, Башкирию, Алтай и Байкал. Академик С.Г. Гмелин прошел район бассейна Дона, низовья Волги и берега Каспия; Н.Я. Озерецковский - северо-запад России, В.Ф. Зуев — Южное Причерноморье и Крым.  

В России XVIII столетия развивалась и философская мысль. Ее прогресс был тесно связан и  обусловлен состоянием философии в  передовых западноевропейских странах. Крупным центром философской  мысли был прежде всего Московский университет. Среди его профессоров привлекает внимание один из талантливейших учеников Ломоносова Поповский. Из оригинальных философских сочинений сохранилась, в частности, его «Речь о пользе и важности теоретической философии», произнесенная на торжественном акте Университета в 1755 г. Университетским профессором был и Д.С. Аничков - автор интереснейшего труда о происхождении религии. В нем Аничков дает материалистическое объяснение причин возникновения религии. Единомышленник и коллега Д.С. Аничкова по университету, профессор Десницкнй в области философии отстаивал идею изменяемости и развития природы. Идею постоянного развития Десницкий переносил и на общество.

Интереснейший мислитель Яков Петрович Козельский, автор оригинальных “Философических  предложений», впервые в русской философии сформулировал определение ее предмета как науки. Козельский выступал как материалист: он признавал объективность существования мира, который, по его мнению, никем не создан и существует сам по себе. Правда, материализм у Я.П. Козельского, как и у других русских философов механистический по своему характеру.

[править] Литература и журналистика

В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество в силу традиции и специфики условий труда было устным. XVIII век дал литературному устному творчеству народа преимущественно два развитых жанра - песни и сказания, с одной стороны, и сатирические сказки, повести, юморески — с другой.

Чрезвычайно богат  и разнообразен сатирический жанр народного  творчества. Это и крестьянские повести  «Сказание о царевне Киселихе», «Повесть пахринской деревни Камкина», и солдатская сатира «Горестное сказание»  и «Челобитная крымских солдат», язвительная юмореска «Дело о побеге петуха от курицы из Пушкарских улиц” и др.

Гневные сатирические пародии на чиновничество, канцелярскую волокиту, продажный суд и т.п. проникали в рукописные сборники.

С горьким смехом повествовал народ о своей  заветной безнадежной мечте — освобождении от крепостной неволи. Это юмореска «Апшит, данный от хозяина серому коту», знаменитый «Плач холопов» и т.д.

Дворянская литература XVIII в. развивалась главным образом  в русле классицизма, четко проявляя при этом особенности, присущие русскому классицизму. Идейной основой его была борьба за национальную государственность под эгидой абсолютизма. Русскому классицизму был свойствен высокий пафос гражданственности, сильные просветительские тенденции; и рано созревшие обличительно-сатирические моменты.

Все эти элементы в той или иной степени видны  у наиболее раннего представителя  классицизма XVIII в. Антиоха Дмитриевича  Кантемира. В 1729-1738 гг. он создал цикл из девяти сатир. Основной их темой была борьба с суеверием; невежеством, высмеивание дворянской спеси напудренных и разодетых щеголей. При том, что автор был защитником привилегий дворян в его сатирах намечается и тема защиты естественных прав человека.

Важным этапом в развитии русского классицизма  явилось творчество придворного  поэта Василия Кирилловича Тредиаковского (1703—1769), сына астраханского священника. После окончания Славяно-греко-латинской академии он попадает в Голландию и вскоре «своей охотой» перебирается в Париж, где учится в Сорбонне. В Петербург Тредиаковский приезжает с помощью князя А.Б. Куракина. В 1730 г. выходит его первый труд по переводу иностранных произведений, где отстаивается идея нового литературного языка как языка живого, мирского, разговорного. Вскоре Тредиаковский создает теоретический труд “Способ к сложению российских стихов”, сыгравший видную роль в становлении русской светской поэзии. Оды Тредиаковского по случаю важнейших придворных событий написаны тоническим сложением.

Глубоким патриотизмом проникнуто поэтическое творчество Ломоносова. Развивая идеи Тредиаковского, Ломоносов создает учение о трех литературных “штилях”, отстаивает чистоту русского литературного языка. Основные темы его творчества — военные подвиги России пропаганда просвещения и великой роли науки.

Демократизм творчества М.В. Ломоносова, считавшего, что героем может быть всякий резко противостоит творчеству А.П. Сумарокова , несущего в литературу ярко выраженное самосознание дворян как «первых членов отечества». Создатель 9 трагедий и 12 комедий, лирический поэт, литературный теоретик, критик и публицист, Сумароков, ярко отразивший самосознание дворянства, был защитником крепостничества, хотя в своих произведениях подвергает осмеянию бюрократизм, взяточничество, «развращенные нравы дворян”.

В зрелый период его творчества отчетливо видны признаки формирования сентиментализма.

Сентиментализм  любовных переживаний пышно расцветает в творчестве таких последователей Сумарокова, как Херасков, Богданович, Майков.

В цикле так  называемых слезных драм и эпической  поэме «Россиада» Херасков все социальные проблемы сводит к вопросам личной добродетели и филантропии. Те же идеи, хотя и под покровом юмора и шутки, проводятся в «Душеньке» Богдановича.

В сатире В.И. Майкова  сильны реалистические моменты, подчеркнуто  выражен интерес к быту городского мещанства. В поэмах «Игрок ломбера» и «Елисей, или Раздраженный Вакх” поэт выступает как балагур и пародист.

Первый журнал в России был научно-популярным. Это “Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие”. издаваемые Академией наук с 1755г. С конца 20-х гг. XVIII в. выходили первые предшественники журналов. С конца 50-х годов появились первые частные журналы. Среди них “Праздное время, в пользу потребленное», издаваемое группой лиц, «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова, «Полезное увеселение», в издании которого участвовал М.М. Херасков.  

В XVIII столетии в  России довольно широкое развитие получило театральное искусство, преодолев  тесный круг придворного общества, где к тому же и появлялось-то время от времени. Первый русский  профессиональный общедоступный театр был создан в середине XVIII в. в Ярославле выходцем из костромских мещан Ф.Г. Волковым (1729—1763). Ему обязаны своим мастерством крупнейшие актеры той эпохи: Дмитриевский (Нарыков), Шумский, Попов. Выдающимся актером был и сам Ф.Г. Волков, великолепно выступавший в трагедиях А.П. Сумарокова «Хорев», “Сенира», «Синав и Трувор», сочетавший в себе талант трагика и комедийного актера.  
 
 
 

Информация о работе «Золотой век» русской культуры