Золотой век Русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:22, реферат

Описание работы

В истории культуры России XIX век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуры и т.д. Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIX веке художественная российская культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые русской культуры того времени оказались актуальными и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху «золотым веком» русской культуры.

Содержание работы

Предисловие
1. Литература
2. Театр
3. Живопись
4. Архитектура
5. Музыка
Заключение

Файлы: 1 файл

золотой век русской культуры.docx

— 67.18 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие

1. Литература

2. Театр

3. Живопись

4. Архитектура

5. Музыка

Заключение

 

Предисловие

 

В истории  культуры России XIX век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуры и т.д. Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIX веке художественная российская культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые русской культуры того времени оказались актуальными и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху «золотым веком» русской культуры.

Отечественная война 1812 г. и связанный с ней  патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в  России было тогда дворянство. Большинство  деятелей культуры этой поры—выходцы 113 дворян или люди, так или иначе  связанные с дворянской культурой.

 

1. Литература

 

В первой половине XIX веке литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры, и она являлась главной и, пожалуй, единственной областью, где была возможность выразить требования и чаяния народа. Процесс развития и смены художественных направлений происходил в условиях разложения феодально-крепостнической системы и общественной мысли. Этими направлениями были: классицизм, сентиментализм, романтизм. Окончательно сложился реализм. В конце своего творчества к классицизму пришел поэт Г.Р. Державин. Виднейшим представителем сентиментализма являлся писатель и историк Н.М. Карамзин.

Героические события войны 1812 года способствовали возникновению романтизма. Одним  из создателей русского романтизма стал В.А. Жуковский. Его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями, романтическими переосмысленными образами народной фантастики. Другое направление – гражданский, революционный романтизм проявился  в творчестве К.Ф. Рылеева. Его лирика, исторические «Думы», поэмы насыщены политическими ассоциациями. Оды, поэмы  К. Кюхельбекера звали к борьбе с  самодержавно-крепостническими порядками. Романтизм оказал влияние и на раннее творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Основоположник  русского реализма – гениальный Пушкин (1799-1837). Именно с его творчеством  связано начало золотого века в литературе. Пушкин являлся родоначальником  новой литературы. Откликнувшись  на вопросы, волновавшие общества и  отразив русскую действительность в непревзойденных художественных образах.

Он первым пришел к выводу, что истинная народность – это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества. А.С. Пушкин обратился  к сокровенному народному творчеству и проникся глубоким пониманием души, психики и характера русского человека. Его гений трезво оценил прошлое российской истории, ее настоящее и предугадал некоторые страницы будущего России.

Пушкин  создал поэмы «Кавказский пленник» (1823—1821 гг.), «Братья-разбойники» (1821—1822 гг.), «Бахчисарайский фонтан» (1821—1823 гг.), «Цыганы» (1824—1825 гг.) — эти произведения сияют яркими красками романтизма. В южных поэмах пробивается и реалистическое начало, составляющее особенность дарования Пушкина. «Ты для себя лишь хочешь воли» — в этих словах, обращенных старым цыганом к Алеко, выразилось неприятие Пушкиным того романтического индивидуализма, который занимал воображение его западных современников.

После поражения восстания декабристов Пушкин начинает пристально всматриваться в реальную действительность, изучает жизнь народа в прошлом и настоящем, стремится к исторической объективности, непоколебимой реалистической правде. Опираясь на Карамзина и собственное изучение источников, он создает национальную историческую трагедию «Борис Годунов» (1824—1825 гг.), посвященную «эпохе многих мятежей» начала XVII в. Удивительное проникновение в дух русской старины, строгая и ясная форма трагедии поставили ее на огромную высоту в русском и мировом искусстве.

В конце 20-х годов Пушкин обратился к  образу Петра 1. В поэме «Полтава» (1828 г.), центральный момент которой  составляет полтавское сражение, и в первых главах неоконченного исторического романа «Арап Петра Великого» поэт с исторической объективностью изображает переломную эпоху в жизни России.

С 1823 г. Пушкин работает над величайшим своим созданием  — романом в стихах «Евгений Онегин» (1823—1831 гг.). В «Онегине» дана широкая картина жизни русского общества, а в лирических отступлениях романа многообразно отражается личность самого поэта, то задумчивого и грустного, то язвительного и шутливого. В «Евгении Онегине» Пушкин реалистически продолжает то, что начал в романтических поэмах более раннего периода, — раскрытие образа своего современника, молодого человека дворянской эпохи в русском общественном движении XIX в.

«Маленькие  трагедии» (30-е годы) рисуют столкновение дерзкой человеческой личности с  законами, традицией и авторитетом. Пушкин высоко ценит красоту свободной  индивидуальности, но он осуждает демонический эгоизм, отдавая предпочтение безыскусной народной правде. Эта тема своеобразно преломляется и в повести «Пиковая дама» (1833 г.), в которой изображен носитель эгоистической страсти к обогащению, стремящийся сорвать приз жизни, любой ценой подняться вверх.

В поэме  «Медный всадник» (1833г.) Пушкин воплотил свои представления об историческом развитии. В старом обществе прогресс осуществлялся ценой страданий  личности. Мелкий чиновник Евгений  поднимает бунт против «державца полумира», но в страхе отступает, ибо нельзя задержать неумолимый ход истории, нельзя помешать ему.

Особое  внимание Пушкина привлекает проблема крестьянских движений. Он коснулся этой темы в романе «Дубровский» (1832—1833 гг.), но не довел ее до конца. Тщательно  изучив все доступные ему материалы о Пугачеве, собрав сведения на месте восстания, Пушкин создает книгу «История Пугачева», первое историческое исследование о крестьянской войне XVIII в. Опираясь на художественные принципы Вальтера Скотта, Пушкин написал «Капитанскую дочку» (1836 г.), историческую повесть с классической ясностью сюжетных линий и глубиной психологических характеристик. В «Капитанской дочке» Пушкин показал не только стихийный характер крестьянского движения, но и его поэзию, и его обреченность.

Неповторимая  красота искусства Пушкина с  огромной силой проявилась в его лирике. Лирика Пушкина не менее глубоко раскрывает внутренний мир человека, чем лирическая поэзия романтиков, но у великого поэта душа и сердце гармонически сочетаются с могучей силой разума. Произведения Пушкина овеяны духом гуманности. По глубине чувства и классической гармонии формы они вместе с лирическими стихотворениями Гёте принадлежат к лучшим созданиям мировой поэзии.

Пушкин  был центральной фигурой русской литературы первых десятилетий XIX в. Белинский прямо называет этот период русской литературы «пушкинским». С именем Пушкина связан не только высокий расцвет русской поэзии, но и формирование русского литературного языка. Пушкин показал духовную красоту и мощь русского человека, прелесть родной природы, народной поэзии — сказок, песен, преданий. Его значение для русской литературы неизмеримо. «Он у нас начало всех начал», —говорил о Пушкине Горький.

Пушкин  внес вклад в создание научной  историографии, доказывая необходимость  опоры на объективный анализ фактов и явлений, добросовестное исследование жизни, утверждал, что личность –  полноправное действующее лицо большой  человеческой истории.

Значение  творчества А.С. Пушкина огромно, он стоит в ряду величайших и неповторимых явлений мировой культуры. В своем  творчестве и воззрении он принят не только XIX веке, не только в России. В конце XX века он приходит к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств.

Пушкин  ушел из жизни, имея наследника и продолжателя его общественно-литературного дела – М.Ю. Лермонтова (1814-1841) замечательного поэта и художника, который уже  в 16 лет заявил о могучем таланте. Индивидуальному складу Лермонтову-поэту  близок романтизм. Ранние его произведения проникнуты мечтой о свобод, тоской по мятежному герою. Его романтизму не свойственны созерцательность и  инфантильность.

Ненависть к «светской черни», к голубым жандармским мундирам николаевской России проходит через всю поэзию Лермонтова. В его лирике звучат мотивы мятежа, смелого вызова, ожидания бури. Образы мятежников, ищущих свободы и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах («Мцыри», 1840 г.; «Песня про купца Калашникова», 1838г.). Лермонтов — поэт действия. Именно за бездеятельность бичует он свое поколение, воспитанное эпохой реакции, неспособное к борьбе и созидательному труду («Дума»).

В центре самых значительных произведений Лермонтова стоит образ гордой личности, ищущей сильных ощущений в борьбе. Таковы Арбенин (драма «Маскарад», 1835—1836 гг.), Демон («Демон», 1829—1841 гг.) и Печорин («Герой нашего времени», 1840 г.). Разочарованный в окружающей мелочной жизни, поэт прошел через увлечение такой демонической личностью, но в своих произведениях последних лет он развенчивает романтическую поэзию гордого одиночества. В его творчестве ясно наметилась глубокая симпатия к простым, но полным настоящей самоотверженности и героизма людям, — то настроение, которое образует основной пафос русской литературы XIX в.

Он уверенно шел к реализму и романтизму «Герой нашего времени» с образом лишнего  человека, утратившего смысл жизни, являлся зрелым реалистическим произведением, наполненное глубоким общественным и психологическим звучанием. Творчество Лермонтова проникнутое фатализмом выражает конфликт русского общества.

Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) завершил чрезвычайно  важный для русской литературы XIX в. поворот к прозаическим жанрам—повести и роману.

Первое  значительное произведение Гоголя «Вечера  на хуторе близ Диканьки» (1831—1832 гг.) вводит читателя в мир народных преданий. Фантастика этой книги и ее беззаботно веселый тон имеют мало общего с последующими произведениями Гоголя-реалиста. Это произведение проникнуто лирическим романтизмом. Вторая книга — «Миргород» (1835 г.), хотя она и является продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», носит более зрелый характер. Четыре повести, составляющие «Миргород», как бы контрастируют друг с другом. В «Тарасе Бульбе» Гоголь передает удаль и героику казацкой вольницы. В повести «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» показано засилье пошлости и мелких интересов в современной жизни и разыгрываются ничтожные происшествия, от которых тоскливо и скучно становится каждой живой душе. Страшной фантастике «Вия» противостоит патриархальная идиллия «Старосветских помещиков».

Особое  место в наследии Гоголя занимают его «Петербургские повести», изображающие современный Гоголю большой город с его социальными контрастами. Одна из этих повестей, «Шинель» (1842 г.), имела особое влияние на последующую литературу. Сочувственно изображая судьбу забитого и бесправного мелкого чиновника, Гоголь открыл путь всей демократической русской литературе' от Тургенева, Григоровича и раннего Достоевского до Чехова. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»»—в этой фразе Достоевского истинное признание значения повести Гоголя.

В комедии «Ревизор» (1836 г.) Гоголь выступает как продолжатель традиции Фонвизина и Грибоедова. Он дает глубокое и беспощадное разоблачение чиновной камарильи, ее беззаконий и произвола. Гоголь отбросил традиционную любовную интригу и построил свое произведение на изображении общественных отношении. Сатира Гоголя направлена не против отдельных «злоупотреблений», а против самых основ общественного строя, той действительности, которая порождает хлестаковых и городничих.

Величайшее  создание писателя — «Мертвые души» (1842—1852 гг.). Само название книги имеет не только прямой, но и обобщенный символический смысл. Гоголь изображает целую галерею уродов помещичьей России, воплощающих различные формы паразитизма. Его произведение названо поэмой, и это название только отчасти звучит иронически. Оно дышит своеобразным поэтическим пафосом, который вырастает из сознания огромных сил народа, из предчувствия его великого исторического будущего. Все это находит свое выражение в лирических отступлениях, образующих существенный элемент повествовательной манеры Гоголя. Его юмор переплетается с серьезными, даже трагическими размышлениями. Гоголь испугался того размаха, который приняла критика русской действительности в его произведении. Он хотел во втором томе «Мертвые души» показать нравственное возрождение своих героев. Внутренняя фальшь поставленной задачи побудила писателя уничтожить многое из того, что им было написано. Выход первого тома «Мертвые души» означал утверждение критического реализма в русской литературе. Это произведение Гоголь считал главным произведением всей своей жизни.

В 40-50-е  гг. XIX века на литературную стезю вступило новое поколение русских писателей. Это И.С. Тургенев (1818-1883), И.А. Гончаров (1812-1891), М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889), А.Н. Островский (1823-1886), поэты Н.А. Некрасов (1821-1878), Ф.И. Тютчев (1803-1873), А.А. Фет (1820-1892) и другие. Протест против самодержавия и крепостничества, желание счастья и свободы всему народу и стране пронизывали их творчество.

В замечательной  плеяде русских писателей творчество Л.Н. Толстого (1828-1910) и Ф.М. Достоевского (1821-1881) явилось закономерным продолжением и завершением духовного взлета, который делает русскую литературу великой.

Информация о работе Золотой век Русской культуры