Золотой век Русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:22, реферат

Описание работы

В истории культуры России XIX век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуры и т.д. Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIX веке художественная российская культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые русской культуры того времени оказались актуальными и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху «золотым веком» русской культуры.

Содержание работы

Предисловие
1. Литература
2. Театр
3. Живопись
4. Архитектура
5. Музыка
Заключение

Файлы: 1 файл

золотой век русской культуры.docx

— 67.18 Кб (Скачать файл)

Творчество  Глинки — великолепное начало классического периода русской музыки. Историческая заслуга Глинки заключается, прежде всего, в глубоком понимании задач народности и реализма. В своем искусстве он выразил коренные черты русского национального характера, лучшие стремления, думы и чаяния своего народа. Творчески усвоив передовые достижения западноевропейской культуры, он сумел стать великим национальным художником, певцом своей родины. Народная песня явилась для него не только творческим материалом, но и основой музыкального мышления, определившей характерные черты классического «глинкинского» стиля. Сущность эстетики Глинки выражена в его известных словах: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».

Глинка  ярко проявил себя и в области  камерной лирики. Его романсам присущи типичные черты его стиля: пластичность и ясность широкой, распевной мелодии, законченность и стройность композиции. В своем стремлении к художественному совершенству формы Глинка сближается с Пушкиным. Поэтическая мысль находит у него неповторимо прекрасное, стройное, ясное выражение. Подобно Пушкину, Глинка может быть назван «поэтом действительности» (Белинский). В русское музыкальное искусство он внес высокое, подлинно реалистическое содержание, огромную силу художественного обобщения.

Младшим современником М.И. Глинки был А.С. Даргомыжский (1812-1869). В первой его  опере «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор парижской богоматери») проявились романтические черты, свойственные раннему периоду творчества. Вслед  за Глинкой он укреплял реализм в  русской музыке и первым создал народно-бытовую  музыкальную драму-оперу «Русалка», в которой образ мельника отравил  сочувствие к «маленькому» человеку.

Новаторские искания Даргомыжского находят  свое наибольшее выражение в его последней опере «Каменный гость» на сюжет драмы Пушкина. Сохранив целиком весь пушкинский текст, композитор строит оперу на основе сплошного речитатива, без разделения на законченные части, и подчиняет вокальные партии принципам речевой выразительности, гибкого интонирования стиха. Даргомыжский сознательно отказывается от традиционных форм оперы — ансамблей и арий, превращает ее в психологическую музыкальную драму. Русская опера не пошла по пути «Каменного гостя». Однако новаторские принципы Даргомыжского сыграли важную роль, обогатив оперную музыку новыми средствами гибкого, выразительного речитатива.

Таким образом, в русской музыкальном искусстве  к середине столетия утвердились  русские реалистические традиции, стало  все больше осознаваться растущее значение русской культуры, и передовые  и художественные образы огромного  звучания влились в мировую культуру.

Девятнадцатый век — блестящая пора в  истории русской музыки.

Под воздействием событий Отечественной войны  1812 г. широкое отражение получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчестве С.А. Дегтярева—автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д.Н. Кашина, С.И. Давыдова, И.А. Козловского. На основе народных мелодий вырастает богатая и многообразная песенная лирика, глубоко выразившая мир чувств простого человека. Создаются «русские песни» в народном духе, бытовые романсы, баллады.

В 60-х  годах русская музыка вступает в  полосу своей зрелости и всестороннего  расцвета. В новых исторических условиях пореформенной России наступает подъем музыкально-общественной жизни. Усилиями выдающихся музыкантов-просветителей — М.А. Балакирева, А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов — создаются музыкальные организации нового типа, первые русские консерватории. В трудах крупнейших ученых-искусствоведов В. В. Стасова и А.Н. Серова закладываются прочные основы классического русского музыкознания.

Идейно-художественные принципы глинкинской школы находят плодотворное развитие в творчестве великих композиторов нового поколения: Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова. Их деятельность, начавшаяся в 60-х годах, ознаменовала высший подъем русской музыки, кульминацию ее исторического пути уже в следующий период.

 

Заключение

 

Ни один из предшествующих периодов русской  истории не знал такого бурного расцвета культуры, как XIX век, начавшийся с творчества гениального Пушкина. Феноменальный взлет духовной культуры России означал достижения высочайших вершин в литературе, музыке, живописи, истории и философии. Это позволяет назвать XIX век «золотым веком» русской культуры, которая приобрела всемирное значение. В развитии культуры XIX века выделяют два этапа. Первый охватывает время с начала столетия до 1861 года. В этот период культурные достижения были сосредоточены в дворянской среде, именно этот класс был носителем культуры. В образном и культурном уровне между привилегированными сословиями и трудовым народом существовал огромный разрыв. К тому же культурная жизнь России была полноценна лишь в столицах, а в провинции и окраинах находились в культурном застое. Второй этап охватывает 60-80-е гг. XIX века. Это время развития капитализма, потребовавшее решение теоретических и практических задач образования и науки. Особое место в конце XIX века заняла литература. Развиваясь по различным направлениям (равно как и другие виды искусства), ведущим из которых был критический реализм. Она отличилась гуманизмом, подлинной народностью, социальной заостренностью, вниманием к нелегкой судьбе «маленького человека», что было созвучно настроениями частного российского общества. Поэтому произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Толстого составили золотой фонд мировой литературы прошлого.

 

Список используемой литературы

 

1. Л.Г. Березовая Н.П. Берлекова История русской культуры

1, 2 части. 2002 год,

2. Т.С. Георгиева  История русской культуры 1998 год,

3. Учебник  по культурологии под редакцией  А.Н. Марковой 1998 год.




Информация о работе Золотой век Русской культуры