«Золотой век» русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:42, реферат

Описание работы

Стремительное развитие русской культуры в XIX веке позволило ей занять одно из ведущих, почетных мест в мировой культуре. Ученые и художники России внесли огромный вклад в сокровищницу мировой науки, художественного творчества. Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, создав совершенные образцы и произведения, на которые ориентировались многие поколения. Подъем культуры во второй половине века был настолько мощным, что дал основания называть это время «золотым веком» русской культуры.

Файлы: 1 файл

Золотой век.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Своего рода примером для острастки других стала  судьба Н.И. Новикова, который в течение многих лет в арендованной им с конца 70-х гг. типографии Московского университета помимо книг просветительского характера напечатал и немало чисто масонских изданий, распространение которых в России было запрещено. Деятельность Новикова давно тревожила императрицу, и в 1792 г., когда на его складах были обнаружены сотни экземпляров запрещенных масонских сочинений, издатель был арестован и предан суду. Вряд ли наказание было бы слишком суровым, если бы во время следствия не выяснилось, что русские масоны и сам Новиков, имевшие тесные связи с зарубежьем, в частности с Пруссией, пытались установить контакт с наследником престола великим князем Павлом Петровичем. Все, что касалось постороннего влияния на ее сына, Екатерина воспринимала крайне болезненно и очень серьезно. В результате Новиков был на долгие годы (до воцарения Павла) заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Другое направление  русской общественной мысли этого  времени представлено именем Александра Николаевича Радищева. Как принято считать с него началось формирование в России революционной идеологии. Получив образование за границей и став поклонником идей просветителей, Радищев придает им радикальный, нигилистический характер. Такие взгляды сформировали решительное неприятие существующих в стране порядков и прежде всего крепостничества. Вообще критическое отношение к действительности, порожденное идеями Просвещения, развивалось и в Европе, но там носителем революционной идеологии стала буржуазия, боровшаяся за свои права. Радищев и его сторонники не видели различий в историческом развитии и положении России и Европы, не проявил себя еще в достаточной мере и негативный опыт Французской революции. Казалось, что революционный переворот в состоянии решить все проблемы общества и принести народу истинную свободу. Эти идеи и были выражены Радищевым в его “Путешествии из Петербурга в Москву”, изданном в 1790 г.

Хорошо известны слова, написанные Екатериной на полях  книги Радищева: “бунтовщик, хуже Пугачева”. Что же так возмутило императрицу? По-видимому, все же не критика крепостного права как таковая (она и сама подумывала о его отмене), а именно бунт против начальства, против ее власти. Радищев доказывал, что дела в государстве обстоят плохо, что народ живет много хуже, чем она полагала. Екатерина же была убеждена, что это неправда, ложь и клевета и, как бы ни было плохо крепостное право, ее подданные просто не могут быть несчастливы. Реакция императрицы понятна и естественна: тираж книги был конфискован, а ее автор сослан в Илимский острог (полностью амнистирован лишь в 1801 г. Александром I).

Новиков и Радищев  стали первыми жертвами борьбы с  инакомыслием. Их судьбы означали конец  недолгого союза в отношениях власти и культуры и начало противостояния.

[править] Архитектура

В 1760-х гг. на смену барокко приходит классицизм. Толчком к освоению классического  наследия стала находка в 1748 г. г. Помпеи погибшего в результате извержения Везувия и всплеск, в связи  с этим, интереса к полузабытой  античной архитектуре. Популярность классицизма в России имела еще одну причину. Получив право не служить дворяне смогли посвятить себя хозяйству. По всей стране развернулось строительство дворянских особняков и усадеб. Барочные формы требовали больших средств и высококвалифицированных мастеров, которых не хватало. Античные образцы, простые и величественные показались подходящим образцом для подражания. В России зримой границей между двумя стилями стала неожиданная для многих отставка в 1764 г. Б.-Ф. Растрелли с поста обер-архитектора и его отход от творческой деятельности.

В эволюции классицизма  можно выделить три этапа: ранний классицизм (1760 - 1780 гг.), строгий классицизм (1780 - 1800 гг.) и высокий классицизм (1800 - 1840 гг.).

Большую роль в  распространении классицизма в России сыграла учрежденная в 1762 г. Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная вначале для регулирования застройки обеих столиц, она вскоре стала руководить всем градостроительством в стране. За время ее функционирования (до 1796 г.) она создала генеральные планы для более нескольких сот городов России.

Антонио Ринальди (Мраморный дворец, Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге, Катальная  горка и др. сооружения Ораниенбаума, Гатчинский дворец)

Чарльз Камерон ( Павловский дворец, Камеронова галлерея в Царском Селе)

Василий Иванович Баженов (дом Пашкова в Москве, Михайловский (Инженерный) замок в  С.-Петербурге, Царицыно (осуществлено не полностью), Большой Кремлевский  дворец (проект).

Матвей Федорович  Казаков (Сенат, старое здание Московского университета, Путевой (Петровский) дворец, Голицынская (Первая Градская) больница в Москве).

Иван Егорович Старов (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры  в С.-Петербурге).

Джакомо Кваренги (Эрмитажный театр, здание Академии наук, Смольный институт в С.-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе).

крепостные архитекторы: А.Ф, Миронов, Ф.С. Аргунов (дворец в Кусково), П.И. Аргунов (Останкино) и др.

до 1770-х гг. в  садово-парковой архитектуре преобладает “французский” регулярный парк, а после - пейзажный “английский”.

[править] Живопись и скульптура

Академия художеств, основанная в 1757 г., определяла пути русского искусства во II пол. XVIII в. Возрожденное Академией пенсионерство (отправка наиболее талантливых учеников за рубеж) уже не было простым ученичеством, как вначале века, оно стало скорее художественным сотрудничеством, принесшим русским художникам европейское признание. Ведущим направлением академической живописи был классицизм, основные принципы которого наиболее последовательно воплотились в историческом жанре, трактовавшем античные, библейские и национально-исторические сюжеты соответственно гражданственным и патриотическим идеалам просвещения.

Наибольших успехов  русские живописцы достигли в  жанре портрета. К самым замечательным  явлениям русской культуры XVIII в. принадлежит  творчество Ф.С. Рокотова, происходившего из крепостных крестьян, но получившего  вольную. В 1750-е гг. популярность его столь велика, что его приглашают в написать потрет наследника престола Петра Федоровича (будущего Петра III). В 1760-е гг. он уже академик живописи. Женские портреты А.П. Струйской, П.Н. Ланской и др.

Д.Г. Левицкий (7 портретов смольнянок, портрет Д. Дидро, и др.)

В.Л. Боровиковский (женские портреты М.И. Лопухиной, О.К. Филипповой, портреты Г.Р. Державина, Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена, А.Б. Куракина и др.)  

Во II половине XVIII в. все более самостоятельное  значение приобретала скульптура. Развитие монументальной скульптуры происходило в русле классицизма. Среди скульпторов-монументалистов вделяется М.И. Козловский (“Самсон” в Петергофе, памятник А.В. Суворову в С.-Петербурге).

Одновременно  происходило становление русского реалистического скульптурного портрета, родоначальником которого стал Ф.И. Шубин (бюсты М.В. Ломоносова, П.А. Румянцева-Задунайского, А.М. Голицына и др.)

Вместе с русскими мастерами развитию искусства русской  скульптуры способствовал французский  мастер Этьен-Морис Фальконе, работавший в России в 1766 - 1778 гг. Когда русский посол передал Фальконе заказ Екатерины II на памятник Петру I, знаменитый Дидро сказал своему другу-скульптору: ”Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой, или создать нечто великое”. Это ему блестяще удалось. Конная статуя Петра - “Медный всадник”, значительно опередила по художественному выражению и скульптурной технике все произведения его предшественников в мировом искусстве.

[править] Просвещение

Как и в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом  в области культуры были представители  господствующего класса дворян. Задавленное  эксплуатацией, забитое и темное крестьянство не имело ни средств, ни сил, ни времени, ни условий для получения образования, для деятельности в области науки, литературы, искусства. Поэтому вполне понятно, что здесь речь пойдет о достижениях, главным образом, в области дворянской культуры.

Вместе с тем  нужды и последствия социально-экономического развития страны ставили перед наукой, просвещением, общественно-политической мыслью задачи, выходившие за пределы потребностей дворянства. Это приобщило в XVIII столетии к активной деятельности в некоторых областях культуры выходцев из городского мещанства, купечества, белого духовенства, государственных и экономических крестьян.

Со времен Петра 1 просвещение в России обретало все более четкий светский характер, все более определенную практическую направленность.

Вместе с тем  традиционная форма «обучения грамоте» была наиболее массовой и повсеместной. Речь идет об обучении чтению часослова и псалтыри дьячками и другими служителями культа.

Увеличилось число  солдатских гарнизонных школ — прямых продолжателей традиций петровских «цифирных школ». В 1721 г. их насчитывалось около 50, а в 1765 г. школы были при 108 гарнизонных батальонах, где училось до 9000 солдатских детей. Здесь обучали не только чтению, письму и арифметике, но давали начальные сведения в области геометрии, фортификации и артиллерии. Менее способные ученики обучались различным ремёслам. Существовали национальные военные школы на Кавказе.

Основное же внимание уделялось образованию  дворянских детей в закрытых учебных  заведениях. В 1731г. был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. Морской шляхетский корпус. В 1758 г. артиллерийская и инженерная школы в Петербурге объединились и составили третье закрытое дворянское учебное заведение. Помимо этого дворянских детей обучали в частных пансионах, а также в домашних условиях. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей-иностранцев, особенно французов. Во второй половине века это увлечение достигло своих крайних, извращенных форм.

Важнейшим событием середины ХУШ в. была организация  первого в стране высшего гражданского учебного заведения - Московского университета. Куратором его был влиятельнейший елизаветинский вельможа - И. И. Шувалов, известный меценат, основатель и президент Академии художеств, оказавший содействие развитию русской культуры.

Однако идейным  строителем Московского университета был гениальный русский ученый М.В. Ломоносов. Он разработал проект организации университета. Он добивался того, чтобы университет был бессословным и светским учебным заведением (в нем не было богословия). Открытый в 1755г. Московский университет принял первых студентов на свои три факультета—философский, юридический и медицинский. Первые студенты были преимущественно представители разночинных слоев тогдашнего общества.

Для подготовки студенческих кадров при университете была создана специальная гимназия с двумя отделениями- для дворян и разночинцев. Здесь изучались латинский, один из европейских языков, математика, словесность и история. В создании учебников активное участие принял М.В. Ломоносов, написавший «Риторику» и “Российскую грамматику».

На русском  языке велось преподавание и в  самом университете, что отличало его от типичных западноевропейских университетов. Во второй половине столетия Московский университет стал крупнейшим центром русской науки и просвещения. В нем преподавали такие выдающиеся ученые-профессора, как С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков, Н.Н. Поповский, А.А. Барсов и др. Большую пользу оказал университет распространению просвещения среди нерусских народов России. По образцу московской была создана гимназия в Казани Из стен Московского университета вышла чувашская грамматика, грузинская и татарская азбуки.

Несмотря на столь крупные успехи в области  просвещения в России, потребность  в организованной системе школьного  образования ощущалась все более  остро.

Создание в России Академии наук, бурное развитие в XVIII в. мирового естествознания способствовали становлению и развитию русской науки. Однако обстановка, сложившаяся в те годы в Академии наук характеризовалась преобладанием приглашенных в Академию немцев. После 1739г. на должность президента стали обычно назначать какого-либо вельможу, уделявшего мало внимания делам Академии. Фактическим управителем ее был советник канцелярии Шумахер — человек в высшей степени ограниченный. В результате грубого произвола, чинимого Шумахером, из Петербурга уехал ряд крупных иностранных ученых. В знак протеста Академию покинули Д. Бернулли и Л. Эйлер. Русские пока еще практически отсутствовали в Академии. До 1741 г. здесь был единственный русский адъюнкт Ададуров, да и тот незадолго до приезда Ломоносова ушел из нее.

С воцарением Елизаветы  в Академии произошел сдвиг и  вместо одного стало два русских  адъюнкта — Ломоносов и Теплов.

Информация о работе «Золотой век» русской культуры