Жизнь и творчество С.С.Прокофьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

“Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…” В этих словах гениального композитора Сергея Сергеевича Прокофьева раскрывается смысл и значение его творчества, всей его жизни, подчинённой непрерывному дерзанию поискам, завоеванию всё новых высот на пути создания музыки выражающей помыслы народа.

Содержание работы

Введение 3
Глава I.
Творчество композитора и его место в развитии музыки ХХ века 5
Жизненный и творческий путь 7

Глава II.
2.1 Характеристика фортепианного творчества С.С.Прокофьева 12
2.2 Пианист 14
2.3 Произведения для фортепиано. Цикл «Сарказмы» (op.17) 19
2.4 Цикл «Мимолетности» (ор. 22) 21
2.5 Цикл «Сказки старой бабушки» (op. 31) 23
2.6 Цикл «Музыка для детей» (op.65) 24
Заключение 26
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Прокофьев.docx

— 81.59 Кб (Скачать файл)
  • «Соната № 1 Фа-минор для фортепиано» — ор.1 (1907—1909)
  • «4 этюда для фортепиано» — ор.2 (1909)
  • «4 пьесы для фортепиано» — ор.3 (1907—1908)
  • «4 пьесы для фортепиано» — ор.4 (1908)
  • «Концерт № 1 Ре-бемоль мажор для фортепиано с оркестром» — ор.10 (1911—1912)
  • «Токката Ре-минор» — ор.11 (1912)
  • «10 пьес для фортепиано» — ор.12 (1906—1913)
  • «Соната № 2 Ре-минор для фортепиано» — ор.14 (1912)
  • «Концерт № 2 Соль минор для фортепиано с оркестром» — ор.16 (1912—1913)
  • «Сарказмы» — ор.17 (1912—1914)
  • «Мимолётности» — ор.22 (1915—1917)
  • «Концерт № 3 До-мажор для фортепиано с оркестром» — ор.26 (1917—1921)
  • «Соната № 3 Ля-минор для фортепиано» — ор.28 (1907—1917)
  • «Соната № 4 До-минор для фортепиано» — ор.29 (1908—1917)
  • «Сказки старой бабушки» — ор.31 (1918)
  • «4 пьесы для фортепиано» — ор.32 (1918)
  • «Соната № 5 До-мажор для фортепиано» — ор.38 (1923)
  • «Дивертисмент» — ор.43b (1938)
  • «6 транскрипций для фортепиано» — ор.52 (1930—1931)
  • «Концерт № 4 (для левой руки) для фортепиано с оркестром» — ор.53(1931)
  • «2 сонатины для фортепиано» — ор.54 (1931—1932)
  • «Концерт № 5 Соль-мажор для фортепиано с оркестром» — ор.55(1931)
  • «3 пьесы для фортепиано» — ор.59 (1933—1934)
  • «Музыка для детей» — ор.65 (1935)
  • «Ромео и Джульетта» - 10 пьес для фортепиано - ор.75 (1937)
  • «Соната № 6 Ля-мажор для фортепиано» — ор.82 (1939—1940)
  • «Соната № 7 Си-бемоль мажор для фортепиано» — ор.83 (1939—1942)
  • «Соната № 8 Си-бемоль мажор для фортепиано» — ор.84 (1939—1944)
  • «3 пьесы для фортепиано» — ор.96 (1941—1942)
  • «Золушка» — 10 пьес для фортепиано — ор.97 (1943)
  • «Золушка» — 6 пьес для фортепиано — ор.102 (1944)
  • «Соната № 9 до мажор для фортепиано» — ор.103 (1939—1944).

В циклах миниатюр, которые  Прокофьев охотно создавал больше в  раннем периоде творчества, особенно ярко проявляется лаконизм, точность, пластичность образов и тематизма. Для таких циклов характерны ударная трактовка фортепиано, освоение различных фактур, типов моторики, активизация ритмического начала, пластичность тематизма. Образные сферы: широко понимаемая лирика и движение (скерцозное, гротесковое и т. д.).

 

«Сарказмы» (op. 17).

Цикл пьес был написан  в период с 1912 по 1914 г.г. Этот цикл интересен  для понимания эволюции его творчества, который находится в центре противоречий, свойственных идейно-творческим исканиям Прокофьева в ранний период. Это  наиболее ценный цикл, объединяющийся на основе общности замыслов и круга  выразительных средств. Первая пьеса  отличается от других сложностью формы  – рондообразная с двухчастным вторым эпизодом. В ней господствует моторное, энергичное движение. Моторика главной темы сопоставляется с «диковатой» лирикой второй темы. В пьесе много резких, «дразнящих» эффектов, острых гармоний, акцентов и атональных моментов.

Во второй пьесе присутствует ироническое, «бесовское» начало. Развитие основано на развитии одной и той  же темы. Музыка носит атональный характер, хотя в кадансах ощущается тональная  определённость (ми мажор – ми минор). По форме пьеса одночастная.

Третья пьеса цикла  написана в простой 3-хчастной форме. Внешний рисунок нот даёт нам  представление об одновременном  использовании двух тональностей –  ми минор и фа-диез минор. Пьеса  основана на токкатном движении восьмых  длительностей. В средней части  же возникает «островок» прозрачной, тихой лирики.

Следующая пьеса – № 4, написана в простой 3-хчастной форме. С самого начала присутствует атональность. Диссонирующие квартовые созвучия, синкопирующий ритм придают первой части тревожный оттенок. Первому  разделу пьесы контрастирует  суровая патетика и грозные, «набатные» звучания среднего эпизода.

Пятая пьеса цикла (простая 3-хчастная форма) основана на противопоставлении двух начал – силы и нерешительности, энергии и хрупкости. Здесь композитор использует, как приём, - тональную  неопределённость.

Все пять пьес цикла пронизаны  единым настроением – гротескным смехом, порой нарочито бешеным и  диким. «Сарказмы» - это злой выпад  против утончённости чувств, против «вкусных пряностей» модного импрессионизма.

 

 

2.4 «Мимолетности» (ор. 22).

 

Этот цикл состоит из 20 миниатюр, которые сочинялись не подряд. Сам Прокофьев в „Автобиографии" писал о том, что сначала была сочинена № 5, последней - № 19, а «...порядок  в сборнике был установлен из художественных соображений...». Название цикла фортепианных миниатюр, как подчеркивает композитор, родилось из стихотворения Бальмонта:

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой, радужной игры.

Определение „мимолетность" отражает характер замысла. Каждая из nьec предельно лаконична и показывает быстро сменяющиеся настроения, впечатления, картинки.

Пьесы совершенно самостоятельны и обособлены, но в то же время  образуют единое целое. Не случайно Прокофьев в «Автобиографии» упоминает о порядке, а Мясковский пишет в статье о «Мимолетностях», что «...чем больше проникаешь в их своеобразие и неисчерпаемое богатство содержания, тем более чувствуешь, что мимолетность таит в себе какую-то неразрывность дневника, рисующего в своей прерывности, быть может с еще большей ясностью, нежели при преднамеренной связанности, единую сущность выявившейся в нем души?».

Будучи своеобразными  страницами дневника, «Мимолетности» стали и своего рода «кратким словарем»  стиля Прокофьева. Они вобрали  в себя основные типы прокофьевских образов, сконцентрировали основные элементы речи.

По жанровому наклонению «Мимолетности» разделяются на три  группы, разнообразные и даже контрастные  внутри.

Наибольшая группа, которая  и приближает цикл к страницам дневника, - лирические мимолетности. В них Прокофьев создает тонкие оттенки лирики и использует многообразные выразительные средства: от простейших песенных до изысканно импрессионистичных. Основу лирических тем и образов в цикле закладывают первые две пьесы.

Мимолетность № 1 основана на двух темах песенного склада:

В мелодии первой подчеркнута  простота диатонических интонаций. Но она обладает типичным для прокофьевского стиля свойством: мелодия развивается в широком диапазоне, охватывающем две октавы.

Простота второй темы оборачивается  загадочностью и таинственностью: начало с уменьшенного трезвучия, низкий регистр, черты хоральности.

В обеих темах специфичен гармонический строй, образующийся из-за параллельного, ленточного (Ю. Тюлин) движения аккордов, что также присуще стилю Прокофьева. В варьированной репризе в первую тему введен нисходящий хроматический подголосок, который привносит в лирику черты хрупкости, придает теме оттенок сказочного повествования, а с точки зрения гармонической - затеняет общий колорит.

В последующих мимолетностях  Прокофьев подчеркнет многие грани  лирического высказывания: повествовательного (№7), жанрово-изобразительного (№ 12), лирико-психологического (№ 13, 16), сказочного (№ 17). При этом объединяет все лирические пьесы поэтичность, изящество, психологизм.

Другую область составляют мимолетности скерцозного типа. Градации скерцозных тем широки - от шутливости до иронии и гротеска. В скерцозности Прокофьев подчеркивает момент игры: регистрами, тембрами, акцентами, динамикой. Нередко пьесы представляют собой миниатюрные инструментальные сценки с ярко театральными образами. В них узнаются маски скоморохов, шутников, трогательных кукольных героев, напоминающих Петрушку. Такова мимолетность № 10. Ее характер определен Прокофьевым в ремарке «ridicolosamente», что означает – «смешно». Петрушечный образ в этой мимолетности создается противопоставлением строгого, равномерного движения аккомпанемента и неукладывающегося в точные логические схемы движения мелодии. Она основана на игре двутактами, однотактами, полутактами - на прихотливых структурах. Причудливы как ритмика мимолетности, так и сопоставление гармоний, акцентов, регистров, динамики:

Мир веселой шутки отражен  также в № 3. Иногда шутливость сочетается с выразительной, серьезной лирикой, как в № 11, подчас в скерцозности возникает тонкая лирическая жанровость, как в № 6.

Встречаются драматические  скерцо - № 19. Об этой миниатюре Прокофьев  пишет, что она была создана во время февральской революции, и  мимолетность частично отразила его  впечатления; «...скорее взволнованность  толпы, чем внутреннюю сущность революции».

Ряд мимолетностей соединяет  черты скерцо и токкаты. Токкатность приобрела разные выразительные формы. Героико-скифский образ возник в № 14. Показателен и типичен для Прокофьева гармонический язык этой пьесы, в частности использование аккордов нетерцовой структуры:

Беспокойный, тревожный, очень  мрачный токкатный образ возник в мимолетности № 15. Она перекликается  с трагическими сценами опер, с  финалом Седьмой сонаты остинатностью, гармонической жесткостью, остротой хроматических гармоний, динамикой.

По образному строю, стилистике, миниатюризму форм к «Мимолетностям» примыкают «Сказки старой бабушки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 «Сказки старой  бабушки» (op.31).

 

Окончив в 1914 году консерваторию, Прокофьев много лет выступал как пианист во Франции, Испании, Англии, Америке, Японии, на Кубе и во многих европейских странах. Повсюду  композитор играл свои сочинения. Самые  лучшие сочинения Прокофьева тех  лет были посвящены Родине. Русские  мелодии звучат и в пьесах для  фортепиано «Сказки старой бабушки», в которых оживают воспоминания детства и герои народных сказок. Тоска по Родине становилась всё  острее. «В ушах моих должна звучать  русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы  они вернули мне то, чего мне  здесь недостаёт: свои песни, мои  песни», - писал Прокофьев.

Обращение к жанру сказки типично для композиторов русской  композиторской школы. Сказка открывает  широкие просторы для фантазии композитора. Цикл «Сказки старой бабушки» написан  Прокофьевым в 1918 году во время пребывания в Америке по заказу двух Нью-Йоркских издательств. Это цикл из четырёх  пьес, проникнутых мягким лиризмом, теплотой и задушевностью. Несомненно, «Сказки старой бабушки» - произведение программное. Цикл открывает элегичный  эпиграф: «Иные воспоминания наполовину стёрлись в её памяти, другие не сотрутся никогда». Более подробной программы  композитор не даёт, да это и не нужно  – музыка так выразительна, что  сюжеты и образные сопоставления  напрашиваются сами собой. Фактура  крайних частей первой «Сказки» воспроизводит  характерные приёмы игры на гуслях:

Крайние разделы «Сказки» создают образ рассказчика, средняя  же часть изображает само сказочное  повествование. Самая таинственная, подлинно сказочная в цикле –  третья «Сказка»: здесь и грузные  басы, и выразительные речитативы (начало), и сумрачные хроматизмы (середина). Гармонический язык этой пьесы насыщеннее и сложнее, чем в других «Сказках» не лишён он и волшебной изобразительности:

В последней, четвёртой «Сказке», сопоставляется эпическая широта запева – в начале, с экспрессивными интонациями и фанфарными восклицаниями  середины.

Во всех четырёх «Сказках»  существует яркий контраст между  серединой и крайними частями  формы. Середины характеризуется, как  правило, более разнообразным, сложным, причудливым гармонических языком, преобладанием инструментального звучания над песенными интонациями.

Слушая «Сказки» Прокофьева, - мы можем утверждать, что национально-русское  качество является одной из главнейших составляющих стиля композитора, определяющих значение Прокофьева как классика современной  музыки. Мало кто из современных  авторов умеет дать такую непрерывную, выразительную, насыщенную, ясную по своему эмоциональному содержанию мелодическую линию, какая выражена в «Сказках старой бабушки».

 

 

2.6 «Музыка для  детей» (op.65).

 

Чудесной страницей творчества С.С. Прокофьева стала его музыка для детей и юношества. Для  маленьких любителей музыки сочиняли многие, почти все композиторы, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьезных  размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев. Его детская  музыка - не просто дар большого художника  детям. Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных  образах - это одна из важнейших граней всего творческого облика Сергея Прокофьева, окрасившая своим светлым  колоритом далеко не только те сочинения, которые были написаны им специально для детей или о детях.

Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Еще  в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Андерсена  «Гадкий утенок», а в зрелые годы положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка»  и «Сказ о каменном цветке». Среди  «сказочных» сочинений Прокофьева мы встретим и поэтичнейшие фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этим русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире симфоническая сказка «Петя и волк», слушая которую, ребята не только получают большое удовольствие, но и наглядно знакомятся с основными инструментами симфонического оркестра.

Информация о работе Жизнь и творчество С.С.Прокофьева