Жизнь и творчество С.С.Прокофьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

“Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…” В этих словах гениального композитора Сергея Сергеевича Прокофьева раскрывается смысл и значение его творчества, всей его жизни, подчинённой непрерывному дерзанию поискам, завоеванию всё новых высот на пути создания музыки выражающей помыслы народа.

Содержание работы

Введение 3
Глава I.
Творчество композитора и его место в развитии музыки ХХ века 5
Жизненный и творческий путь 7

Глава II.
2.1 Характеристика фортепианного творчества С.С.Прокофьева 12
2.2 Пианист 14
2.3 Произведения для фортепиано. Цикл «Сарказмы» (op.17) 19
2.4 Цикл «Мимолетности» (ор. 22) 21
2.5 Цикл «Сказки старой бабушки» (op. 31) 23
2.6 Цикл «Музыка для детей» (op.65) 24
Заключение 26
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Прокофьев.docx

— 81.59 Кб (Скачать файл)

В 1904 году, по совету Глазунова, светловолосый тринадцатилетний мальчик  пришёл на экзамены в Петербургскую  консерваторию. Экзамен вёл Н.А. Римский-Корсаков. «Это мне нравится!» - весело воскликнул он, увидев Прокофьева, сгибавшегося под  тяжестью двух папок, где были сложены  его сочинения (четыре оперы, две  сонаты, симфония и довольно много  фортепианных пьес). Приёмная комиссия (в её состав входили А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков) была восхищена  абсолютным слухом и умением читать с листа.

Серёжу приняли, и жизнь  его круто изменилась. Вместо вольного степного простого украинского села Сонцовки, в котором он родился и провёл детство, хмурый Петербург, где предстояло серьёзно и долго учиться.

Прокофьев учился в консерватории  у замечательных русских музыкантов: Анатолия Константиновича Лядова (гармония, контрапункт), Николая Андреевича Римского-Корсакова (инструментовка).

В консерваторские годы обогатилась и развились его музыкальные вкусы. К любимым с детства Бетховену и Чайковскому прибавились Григ, Вагнер, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов. Он познакомился с сочинениями современных западноевропейских композиторов - Р. Штрауса, Дебюсси.

Интерес к изучению классической и современной музыки, а также  к творчеству друг друга сблизил  Прокофьев с Николаем Яковлевичем  Мясковским. Дружба, начавшаяся в годы их совместного учения в Петербургской консерватории, продолжалась в течение всей жизни.

Прошло несколько лет. Музыкальные сочинения Прокофьева поражали слушателей, вызывали жаркие споры. Всё, что он написал, было новым по манере и по содержанию - молодым, задорным, смелым.

Окончив в 1904 году консерваторию, Прокофьев много лет выступал как пианист во Франции, Испании, Англии, Америке, Японии, на Кубе и во многих европейских странах. Повсюду  композитор играл свои сочинения, а  его новые оперы и балеты исполнялись  в разных городах мира. Так, в1921 году в Чикаго состоялась премьера весёлой, блестящей оперы Прокофьева «Любовь  к трём апельсинам» (по сказке итальянского писателя Карло Гоцци). В том же году композитор закончил третий концерт  для фортепиано. Самые лучшие сочинения  Прокофьева тех лет были посвящены  Родине. Русские мелодии звучат в  пьесах для фортепиано «Сказки старой бабушки», в которых оживают воспоминания детства и герои народных сказок. Тоска по Родине становилась всё  острее. «В ушах моих должна звучать  русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы  они вернули мне то, чего мне  здесь недостаёт: свои песни, мои  песни», - писал Прокофьев.

В середине 20-х годов Прокофьев  с огромной радостью откликнулся  на предложение С.П. Дягилева написать балет на тему о строительстве  новой жизни в России. Сюжет  балета, названного «Стальной скок», оказался наивным, «индустриальным». «Прокофьев путешествует по нашим странам, но отказывается мыслить по-нашему», писали зарубежные газеты о премьере балета, поставленного  в Париже и Лондоне в 1927 году.

За границей Прокофьев  встречался со многими выдающимися  деятелями искусства (композиторами  Равелем, Стравинским, Рахманиновым, дирижёрами Стоковским и Тосканини, киноартистом Чарли Чаплином и многими другими). Но атмосфера лихорадочной художественной жизни Парижа 20-х годов не удовлетворяла его. «Я должен вернуться. Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли... В ушах должна звучать русская речь... Здесь я лишаюсь сил».

И, наконец, - он снова дома. Прокофьев вновь встречается  со своими друзьями Мясковским и Асафьевым. Начинает работать вместе с советскими режиссёрами, балетмейстерами, писателями. Его увлекают задача воплощения высоких идей, человечности, возможность обращения не к узкому кругу «ценителей», а к огромным массам народа.

Композитор много и  увлечённо работает, создавая одно прекрасное произведение за другим. Они  различны по темам, времени действия, характерами героев. Но во всех них  есть нечто общее. Всюду композитор сталкивает лицом к лицу светлые  образы и образы жестокости и насилия. И всегда утверждает победу высоких  человеческих идеалов. Смелость, присущая Прокофьеву-композитору, поражает во всех этих сочинениях.

В 1935 году создан балет «Ромео и Джульетта» (по трагедии Шекспира). Герои его отстаивают свою любовь в борьбе с кровавыми средневековыми предрассудками, повелевающими им ненавидеть друг друга. Трагическая смерть Ромео  и Джульетты заставляет примириться  враждующие издавна семьи Монтекки и Капулетти.

До Прокофьева крупные  музыканты, писавшие балетную музыку, не решались обращаться к шекспировским  трагедиям, считая, что они слишком  сложны для балета. А Прокофьев  создал произведение, проникнутое духом  Шекспира. Поэтичная, глубокая, содержащая реалистические, психологически точные портреты действующих лиц «Ромео и Джульетты» дала возможность балетмейстеру  Л. Лавровскому и оставить балет, который приобрёл мировую славу (премьера балета состоялась в 1940 году в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова).

Прокофьев пишет музыку не только для театра, но и для кино. Например, Александр Невский (1938 год). Вместе с кинорежиссёром Сергеем  Эйзенштейном Прокофьев воспевает  благородный патриотический подвиг дружины Александра Невского, защищавшей родную землю от тевтонских завоевателей. Сюжет исторический, но музыка звучит современно, словно предвосхищая острый драматизм и победный исход битвы  советского народа с фашизмом.

В 1939 году написана опера  «Семён Котко» (по повести В. Катаева «Я сын трудового народа»). Действие её происходит на Украине в 1918 году. Музыка Прокофьева с удивительной правдивостью рисует образы крестьян, солдат, большевиков, борющихся за установления Советской власти на Украине.

В своих произведениях  советского периода композитор особенно стремился к ясности, доступности, простоте.

Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев  сочинил симфоническую сказку «Петя  и Волк». Каждый персонаж здесь обрисован  мелодией, исполняемой определённым инструментом оркестром или группой  инструментов: Птичка - флейтой, Утка - гобоем, Волк - валторнами, а Петя - целой группой струнных инструментов.

Удивительна работоспособность  Прокофьева. Он писал фантастически  быстро и мог работать сразу над  несколькими сочинениями. Выступал с исполнением своей музыки как  пианист и дирижёр. Участвовал в  работе Союза композиторов. Интересовался  литературой. В конце 30-х годов  начал писать живую и остроумную «Автобиографию». Был отличным шахматистом. С увлечением водил автомобиль. Любил  танцевать, быть среди людей.

Главной работой композитора  в годы Великой Отечественной  войны была грандиозная патриотическая опера «Война и мир». Прокофьев  и раньше задумывался над тем, чтобы воплотить в музыке образ  великого произведения Льва Толстого. В дни войны с фашизмом этот замысел получил осуществление. Вновь поставил перед собой композитор задачу редкой сложности. Из огромного  литературного произведения нужно  было отобразить самые важные сцены. В оперу вошли, с одной стороны, тонкие психологические «мирные» сцены, в которых участвуют Наташа Ростова, Соня, князь Андрей, Пьер Безухов; с другой - монументальные картины, рисующие борьбу народа с наполеоновскими захватчиками. Опера получилась необычной по жанру. В ней сочетаются лирико-психологическая драма и национальная эпопея. Новаторская по музыке и по композиции, опера развивает вместе с тем традиции русских классиков - Мусоргского и Бородина. С Мусоргским Прокофьева сближает особое внимание к психологической характеристике героев, раскрываемой через правдивую вокальную интонацию. Интересно, что опера «Война и мир» написана не на условный стихотворный текст либретто, а подлинный текст романа. Прокофьеву важна была сама интонация толстовской речи, которую он сумел передать в музыке. И это придаёт особенную достоверность вокальным партиям героев оперы.

«Война и мир» - любимое  сочинение Прокофьева. Он совершенствовал  его до конца своей жизни.

В победном 1945 году увидели  свет три значительных произведения композитора:

  • Пятая симфония, посвящённая «величию человеческого духа»;
  • Первая серия кинофильма «Иван Грозный» - новая совместная работа с Сергеем Эйзенштейном;
  • Светлый сказочный балет «Золушка». Этот спектакль, поставленный осенью, был первой послевоенной премьерой в Большом театре.

В последующие годы появилось  ещё несколько новых работ. Среди  них: опера «Повесть о настоящем  человеке» (по одноимённой книге  Б. Полевого), прославляющая мужество советских людей в годы войны; балет «Сказ о каменном цветке» (по П. Бажову) - о радости творчества, обращённого к народу; оратория «На  страже мира» (на слова С. Маршака); концерт-симфония для виолончели с оркестром.

Снова Прокофьев пишет  для детей. Сюита «Зимний костёр»  для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра (на слова С. Маршака) посвящена  советским пионерам. Седьмая симфония была задумана вначале как симфония специально для детей, но в процессе работы приобрела более широкое  значение - мудрой симфонической сказки, утверждающей красоту и радость  жизни. Это последнее законченное  произведение Прокофьева.

В конце 40-х - начале 50-х годов  Прокофьев тяжело заболел. Чтобы  сохранить силы для творчества, ему  пришлось отказаться от многого, и в  том числе от посещения театров  и концертов. Самое трудное время  наступало для него тогда, когда  врачи запрещали ему сочинять музыку или разрешали работать не более 20 минут в день.

Большую часть времени  в эти годы Прокофьев проводил на своей даче на Николиной горе на берегу Москвы-реки. Он очень любил эти места, совершал далёкие прогулки (если позволяло здоровье). Сюда приезжали к нему музыканты - почитатели и исполнители его музыки: композитор Д. Кабалевский, пианист С. Рихтер и другие. Некоторые из них написали впоследствии интереснейшие воспоминания о великом композиторе. Умер С.С. Прокофьев в Москве 5 марта 1953 года. И даже в день смерти он работал. Вечером Сергея Сергеевича не стало, оборвалась жизнь человека, ещё полного творческих планов, страстно желающего жить и работать.

 

Глава II.

2.1 Характеристика  фортепианного творчества С.С.Прокофьева.

 

Фортепианные жанры в  творчестве Прокофьева занимают такое  же место, как опера, балет или  симфония. Своеобразный стиль фортепианных произведений композитора отразил  не только характер его творческого  мышления, но и черт самобытного  пианизма. Известно, что Прокофьев  был выдающимся пианистом-виртуозом, исполнявшим, как и Скрябин, преимущественно  свои произведения. Об особенностях Прокофьева-пианиста точно написал Г. Нейгауз.

Жанровый спектр фортепианной музыки Прокофьева предельно разнообразен: от небольших миниатюр, циклов миниатюр до масштабных сонат и концертов, приближающихся к симфониям.

Новизна фортепианной музыки Прокофьева неотделима от претворенных в ней разнообразных стилей - классицизма, романтизма и конструктивизма. Так, Прокофьев использует некоторые  традиционные для классической и  доклассической эпохи жанры - менуэт, гавот, токкату. Классична структура частей в его фортепианных сонатах, по-классицистски лаконично изложение тем. В фортепианной фактуре нередко воплощены элементы стиля Д. Скарлатти, Гайдна, раннего Бетховена (перебросы через руку, подчеркнутое двухголосное движение). В то же время в прокофьевских Adagio немало общего с романтической фортепианной музыкой, требующей выразительного кантиленного „пения" на рояле. В скерцозных эпизодах Прокофьев широко разрабатывает технику скачков, также продолжая традиции романтиков. В своей музыке Прокофьев акцентирует и приметы пианизма и конструктивистского стиля, свойственные XX веку: подчеркнутое токкатное и ударное звучание, суховатость, акцентность, максимальное раздвижение динамических рамок (например, в Шестой сонате композитор использовал прием игры кулаком для передачи предельного напряжения), строгая экономия средств. В умении взять элементы из творческого багажа предшествующих эпох, переплавить их и создать новое кроется своеобразие музыки Прокофьева - стиля, в котором соединились черты классицистского конструктивизма, пылкость, лиризм, непредсказуемость романтиков и дикие «варваризмы» нового века.

В фортепианных миниатюрах, сонатах, концертах проявляются  многие типологические качества мышления Прокофьева. Одно из них - беспредельная  творческая фантазия, определяющая оригинальность замысла в каждом отдельном произведении, даже принадлежащем к одному жанру. Неповторимы структуры концертов  и сонат, разнообразны построение миниатюр, фактура, неисчерпаема мелодическая, гармоническая, ритмическая изобретательность.

В отклике на исполнение ранних пьес Прокофьева (ор. 12) Асафьев  назвал композитора «творцом звуковых радостей». И в дальнейшем все  созданное Прокофьевым содержит радостные, неожиданные откровения.

Фортепианное творчество Прокофьева разнообразно по жанру (фортепианные циклы, миниатюры, транскрипции балетных сочинений, концертные сонаты). Прокофьев по праву считается представителем антиромантичнской традиции первой половины XX века наряду со Стравинским, Бартоком, Хиндемитом.

Преодоление романтической трактовки  фортепиано происходит из-за нескольких факторов:

Информация о работе Жизнь и творчество С.С.Прокофьева