Женская красота в живописи Ботичелли, Леонарда да Винчи, Рафаэля и Тициана: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Это было время великих открытий и великих людей. Казалось, человечество, стряхнув оцепенение и стари средневековья, с радостью и удивлением заново открывало мир, в котором жило. Это время назовут эпохой Возрождения. После многовекового забвения люди вновь открыли для себя искусство и мудрость античного мира. Но главное открытие эпохи Возрождения - это сам человек. Человек велик и прекрасен. Он обладает безграничными творческими и духовными возможностями - когда человек творит, он подобен Всевышнему Творцу. Ведь Господь создавал этот мир, как художник создает свои творения. И пусть дела человека в то далекое от нас время не всегда были "великолепными" и продолжали звинеть мечи и лилась кровь на поле брани, но эпоху Возрождения часто сравнивали с прекрасной весной.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………….…………………..…
2.Глава 1. Эпоха Возрождения
1.1.Определение эпохи Возрождения……………………...…..…..
1.2. Периоды эпохи итальянского Возрождения……………….
3.Глава 2. Великие итальянские художники
2.1 Биография и творчество художников …………………...……..
2.2. Описание работ.…………………………………………………………..
2.3. Сравнительный анализ………………………………………………..
4. Заключение…………………………………………………………...…………….....
5. Список используемой литературы………………………………………...
6. Приложение................................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 603.42 Кб (Скачать файл)

                  ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«иНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ  А.М.ШИРОКОВА»

 

 

                                      Кафедра культурологии

 

                        курсовая работа

 

По дисциплине: Фундаментальная культурология

    На тему: "Женская красота в живописи Ботичелли, Леонарда да Винчи, Рафаэля и Тициана: сравнительный анализ".

 

 

 

Студентка гуманитарного  факультета

2 курс, группа 3211210.                                      _________Лазарчик Н.А.

 

 

Руководитель                                                       _________Земенко А.А.

   

                                   Минск 2012

                             

          

Содержание

 

1. Введение…………………………………………………………….…………………..…

2.Глава 1. Эпоха Возрождения

           1.1.Определение  эпохи Возрождения……………………...…..…..

           1.2. Периоды эпохи итальянского Возрождения……………….                                 

   3.Глава 2. Великие итальянские  художники

         2.1 Биография и творчество художников …………………...……..

         2.2. Описание работ.…………………………………………………………..

          2.3. Сравнительный анализ………………………………………………..

4. Заключение…………………………………………………………...…………….....

5. Список используемой литературы………………………………………...

6. Приложение................................................................................

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Это было время великих открытий и великих  людей. Казалось, человечество, стряхнув оцепенение и стари средневековья, с радостью и удивлением заново открывало  мир, в котором жило. Это время  назовут эпохой Возрождения.  После  многовекового забвения люди вновь  открыли для себя искусство и  мудрость античного мира. Но главное  открытие эпохи Возрождения - это  сам человек. Человек велик и  прекрасен. Он обладает безграничными  творческими и духовными возможностями - когда человек творит, он подобен  Всевышнему Творцу. Ведь Господь создавал этот мир, как художник создает свои творения. И пусть дела человека в то далекое от нас время не всегда были "великолепными" и  продолжали звинеть мечи и лилась кровь на поле брани, но эпоху Возрождения часто сравнивали с прекрасной весной. Искусство этой эпохи подарило всему человечеству много славных имен художников, скульпторов, архитекторов: Джотто и Брунеллески, Донателло и Пьеро делла Франческа, Ботичелли и Браманте, Микеланджело и Леонардо да Винчи, Тициан и Веронезе этих людей называют "титанами Возрождения".  Именно по этому я взяла эту тему для осмысления. Как ранее выглядела женщина, что было идеалом, как прекрасную половину изображали художники, на сколько отличается женская красота от современной? В своей работе я постараюсь разобраться с этими вопросами. И провести анализ художников  одной эпохи.

Эпоха Возрождения  была прежде всего духовным явлением. Она стала поворотным пунктом в эволюции западной культуры и цивилизации. Она означала начало новой тенденции – тенденции от культуры к цивилизации.

Актуальность  темы:

Мне кажется эта тема до сих пор актуальна, а также она очень интересна, уникальная и неподражаема. Актуальна в том что всегда встает тот вопрос как должна выглядеть женщина ведь она была и останется прекрасным полом, красотой которая спасет мир. Интересна потому что эти картины дошли до нашего времени, и мы можем посмотреть и увидеть своими глазами то что изображалось ранее, это очень ценный для нас кусочек искусства. Уникальна она в том что картины эти единственные, бесценные, живые, такую красоту больше никто не создаст. А неподражаемая  потому что аналогии этих прекрасных картин не будет, то что создали эти художники с любовью, останется на всегда в наших сердцах.

Возрождение высоко подняло представление  о человеческом разуме, его способности  познавать мир. Бурное развитие науки  характерно для этого периода. Особое внимание в поисках идеала гуманисты  обращали на историю человечества. Античная культура оказалась наиболее близкой их устремлениям.  Многие из образованных людей той поры обнаруживали равнодушие к религии. И хотя художники  писали картины главным образом  на религиозные темы, они видели в религиозных образах  поэтическое  выражение накопленного веками жизненного опыта людей.

Цели: Определить трактование женской красоты. Увидеть идеал женщины того времени.

Задачи: Рассмотреть женские образы на примере работ Леонардо да Винчи  «Мадонна Литта», «Портрет Моны Лизы»; Сандро Боттичелли  «Весна», «Рождение Венеры»; Рафаэля «Сикстинская Мадонна», «Мадонна Калестабиле»;  Тициана «Венера с зеркалом», «Кающаяся Магдалина». Провести сравнительный анализ работ художников Возрождения.

Эпоха Возрождения была прежде всего итальянской. Поэтому не удивительно, что именно в Италии искусство в этот период достигло наивысшего подъема и расцвета, более всего расцвет художества. Ф. Энгельс писал об эпохе Возрождения: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха которая нуждалась в титанах и которая породила титанов силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»[1, с.35].

Итальянская живопись 15 века  - преимущественно  монументальная. Она выполнялась  на стенах техникой фрески и по всему  характеру была рассчитана на восприятие издали. Итальянские мастера умели придать своим образам общезначимый характер. Они отбрасывали мелочи и подробности и смотрели на мир глазами людей, умеющих видеть сущность человека в его жесте, телодвижении, осанке.

В своей работе я использовала следующие  произведения: «Энциклопедический словарь  юного художника» Н. И. Платонова, В. Д. Синюков (1983) в этой книге авторам хорошо и понятно удалось объяснить что из себя представляет эпоха Возрождения. Очень хорошие были примеры картин и художников. «Рафаэль» А. Б. Клиентов (2004)  - в этой книге изложена вся биография великого художника с очень яркими красивыми иллюстрациями. Журнал «Смена» главный редактор М. И. Кизилов (август 1998) в названии заложена вся суть, как на смену одному приходит другое. И еще один важный источник которым я пользовалось больше всего это «Леонардо» перевод с итальянского Е. К. Архиповой(1986) в этой книге рассказывается не только про гениального художника, а еще про эпоху в которой он жил, описывается что происходило в то время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

                                   Глава 1. Эпоха Возрождения

                      1.1. Определение эпохи Возрождения

Возрождение или Ренесанс - ( "заново рожденный") - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки - начало XIV - последняя четверть XVI века и в некоторых случаях - первые десятилетия XVIIвека( например в Англии и особенно в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.  В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета.

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений  общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших  в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая  система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и  её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.[6, с.148].

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировозрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Искусство Возрождения , как и предшествующих эпох, ставило своей целью дать представление об устройстве мира, земного и небесного. Новым было то, что представления о божестве и небесных силах уже не трактуются как непостижимая пугающая тайна и, главное, это искусство проникнуто верой в человека, в силу его разума, творческих возможностей. [2, с.313].

Жизнь эпохи Возрождения была тесно  связана с искусством. Оно составляло ее неотделимую часть не только как  предмет созерцания, но как труд и творчество. Искусство как бы стремилось не только наполнить церкви и дворцы, но и найти себе место  на городских площадях, перекрестка  улиц, на фасадах домов и в интерьерах. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Князья, купцы, ремесленники, духовенство, монахи были не редко людьми, сведущими в искусстве, заказчиками  и покровителями художников.[2, с.313].

Развитию искусства немало способствовало то, что в больших скопились быстро нажитые богатства. Но легкий успех не портил даже самых падких до славы и наживы художников, так как строгие основы цеховой организации художественного труда были еще сильны. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. Многие художники поэтому так хорошо знали ремесло искусства. Произведения искусства выполнялись бережно и любовно. Даже в тех случаях, когда на них не лежит отпечаток таланта или гения, нас неизменно восхищает добротное мастерство. [2,с.314].

Возрождение возникло в Италии, где  первые его признаки были заметны  ещё в XIII и XIV  веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

                   1.2 Периоды эпохи Итальянского Возрождения

                          Итальянское Возрождение делят на 5 этапов:

1-Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

2-Раннее  Возрождение (1410/1425 года XV века —  конец XV века)

3-Высокое  Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

4-Позднее  Возрождение (середина XVI — 90-е  годы XVI века)

5-Северное  Возрождение — XVI век

Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории  мировой культуры. В искусстве  Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.

1-Проторенессанс («первый»  Renaissance — «Возрождение») — этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу. Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Термин был впервые введен швейцарским историком Я. Буркхардтом.[8, с.11]

В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и  готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали  Проторенессансом. Аналогичного переходного  периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской  культуре переплетались черты старого  и нового. [8,с.12]

2-Период так называемого «Раннего  Возрождения» охватывает собой  в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти  лет искусство ещё не вполне  отрешается от преданий недавнего  прошлого, но пробует примешивать  к ним элементы, заимствованные  из классической древности. Лишь  впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и  сильнее изменяющихся условий  жизни и культуры, художники совершенно  бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах  оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение  наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.[8, с.17]

3-Третий период Возрождения  — время самого пышного развития  его стиля — принято называть  «Высоким Возрождением». Он простирается  в Италии приблизительно с  1500 по 1527 год. В это время центр  влияния итальянского искусства  из Флоренции перемещается в  Рим, благодаря вступлению на  папский престол Юлия II — человека  честолюбивого, смелого и предприимчивого,  привлёкшего к своему двору  лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.[8, с.21].

Информация о работе Женская красота в живописи Ботичелли, Леонарда да Винчи, Рафаэля и Тициана: сравнительный анализ