Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 11:39, реферат
Описание работы
Основу средневековой картины Европы составляли образы и толкования Библии. В качестве исходного пункта объяснения мира выступала идея полного и безусловного противопоставления Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Человек эпохи Средневековья представлял и понимал мир как арену противоборства добра и зла, как своеобразную иерархическую систему, включающую в себя и Бога, и ангелов, и людей, и потусторонние силы тьмы.
Содержание работы
1. Культурная картина мира в средневековой Европе. 2. Романский и готический стили в архитектуре. 3. Клерикальная, рыцарская, бюргерская, крестьянская культура. 4. Заключение
Наиболее существенным следствием
данной теологии было резкое ограничение
философского детерминизма: возникают
философско-теологические системы, имеющие
целью обосновать основополагающий для
христианского мировоззрения тезис о
свободе воли Бога и человека.
Средневековая рыцарская
культура
В XI-XII вв. сложился морально-этический
образ рыцаря, отличавшегося светским
характером, чуждым аскетизму. Рыцарь
должен молиться, избегать греха, высокомерия
и низких поступков, он должен защищать
церковь, вдов и сирот, а также заботиться
о подданных. Он должен быть храбрым, верным
и не лишать никого его собственности;
воевать он обязан лишь за правое дело.
Он должен быть заядлым путешественником,
сражающимся на турнирах в честь дамы
сердца, повсюду искать отличия, сторонясь
всего недостойного; любить своего сюзерена
и оберегать его достояние; быть щедрым
и справедливым; искать общества храбрых
и учиться у них свершению великих деяний
по примеру Александра Македонского. Этот
образ получил отражение в рыцарской литературе.
Рыцарская поэзия возникла
на юге Франции, где сложился очаг светской
культуры в средневековой Западной Европе.
В Лангедоке получила широкое распространение
лирическая поэзия трубадуров на провансальском
языке. При дворах феодальных сеньоров
появилась куртуазная поэзия, прославлявшая
интимные чувства и культ служения «прекрасной
даме». Этот культ занимал центральное
место в творчестве трубадуров — провансальских
поэтов, среди которых были рыцари, крупные
феодалы, короли, простые люди. Поэзия
трубадуров имела много самых разнообразных
жанров: любовные песни (одним из ярких
певцов был Бернард де Вентадорн), лирические
песни, политические песни (наиболее яркие
песни у Бертрана де Борна), песни, выражавшие
скорбь поэта по поводу смерти какого-либо
сеньора или близкого поэту человека,
песни-диспуты на любовные, философские,
поэтические темы, плясовые песни, связанные
с весенними обрядами.
Особое место в рыцарской литературе
принадлежит стихотворной повести на
любовно-приключенческий сюжет, заимствованный
из кельтских преданий и легенд. Главная
из них — история короля бриттов Артура
и его рыцарей, живших в V-VI вв. и собиравшихся
за круглым столом. Из этих легенд составился
цикл романов, так называемый бретонский
цикл о короле Артуре и святом Граале.
Большую роль в развитии буржуазного
романа сыграл французский поэт Кретьен
де Труа, создавший романы с таинственными
приключениями героев, заколдованными
людьми, чудесными странами. У него были
также произведения, открывавшие новый
мир глубоких человеческих чувств, к ним
относится роман о Тристане и Изольде,
принадлежавший к кругу бретонских (кельтских)
сказаний. Популярность этого романа в
европейской литературе ХП-Х1П вв. объясняется
тем, что центральное место в нем отводится
земной, человеческой любви, привлекавшей
внимание средневековых поэтов. В целом
можно сказать, что рыцарская литература,
несмотря на ее ограниченный характер,
способствовала развитию средневековой
культуры, появлению интереса к личности
человека и его переживаниям.
Бюргерская культура
Важнейшим элементом средневековой
культуры была литература. В этот период
развивалась устная поэзия, особенно героический
эпос. Певцы - музыканты, исполняющие эти
песни, пользовались у англо - саксов большим
уважением. Крупнейшее произведение англо-саксонского
героического эпоса - поэма «Беовульф».
Возникает и развивается так называемая
рыцарская литература. Одно из наиболее
знаменитых произведений 'Песнь о Роланде'.
Большой популярностью пользовался роман
немца Страсбургского 'Тристан и Изольда'-
о пылкой любви двух молодых людей. Важный
памятник германской народной литературы
12-13 в.в. «Песнь о Нибелунгах»
Значительным явлением в литературе
Франции были ваганты и их поэзия. Вагантами
называли бродячих поэтов. Важнейший памятник
английской литературы 13 в.- знаменитые
баллады о Робине Гуде. В этот период быстро
развивается городская литература, для
которой было характерно реалистическое
изображение городского повседневного
различных слоев городского населения,
а также появление сатирических произведений.
Представителями городской литературы
были Ч. Анджольерри, Гвидо Орланди.
Развитие городской литературы
свидетельствует о новом явлении- городской
культуры, сыгравшей очень большую роль
в становлении западной цивилизации в
целом. Суть городской культуры сводилась
к постоянному усилению светских элементов
во всех сферах человеческого бытия.
Городская культура зародилась
во Франции в 11-12 в.в. В этот период она
была представлена, в частности, творчеством
жонглеров, которые выступали на городских
площадках как актеры, акробаты, дрессировщики,
певцы, музыканты. Жонглеры выступали
на ярмарках, народных праздниках, свадьбах,
крестинах; пользовались большой популярностью
в народе.
Даже литургическая драма, т.е.
инсценировка на латинском языке библейских
сюжетов, которые разыгрывали в помещении
церкви ее слушатели, по мере развития
городов, становится все более светской.
Примерно с середины 12в. Театральные действия
разыгрывались уже не на латинском, а на
французском языке, не в церкви, а на городских
площадях, все чаще исполняли горожане,
а пьесы все более насыщались всевозможными
сюжетами из обыденной городской жизни.
Театральное искусство активно
развивалось и в Англии. Одновременно
здесь начинает развиваться и драматический
жанр- моралите, назидательная аллегорическая
драма, главное в которой было изображение
борьбы доброго и злого начал за душу человека.
В ней участвовали персонажи, олицетворяющие
человеческие чувства и качества- Любовь,
Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние,
Скупость, Лесть и др. Новым и чрезвычайно
важным явлением было создание в городах
нецерковных школ; это были частные школы,
материально от церкви не зависимы. С этого
времени . идет быстрое распространение
грамотности в среде городского населения.
Выдающимся магистром Франции
12в. был Петр Абеляр- философ, богослов,
поэт, основавший целый ряд нецерковных
школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение
'Да и нет'
В XII-XIII вв. под влиянием школьного
и университетского образования в городах
Западной Европы развивалась латинская
литература (на церковные и светские сюжеты):
стихотворения с описанием природы и обличительные
произведения, осуждающие пороки духовенства.
Особое место в этой литературе занимала
поэзия вагантов , появившаяся в Германии,
Франции, Англии и Северной Италии. Расцвет
поэзии вагантов совпал с развитием школ
и средневековых университетов; носителями
этой поэзии были бродячие студенты. Их
вольнодумная, озорная поэзия была очень
далека от аскетических идеалов средневековья;
ваганты шли по пути создания чисто светской
литературы. Они воспевали беспечное веселье,
свободную жизнь: "Бросим все премудрости,
побоку учение, наслаждаться в юности
— наше назначение…" Очень остро в
их поэзии звучали сатирические антиклерикальные
ноты; они резко обличали римско-католическую
церковь: «Рим и всех и каждого грабит
безобразно; пресвятая курия — это рынок
грязный!»
Ваганты были связаны с традициями
латинской поэзии и заимствовали у нее
стихотворные ритмы, даже когда писали
пародии на богослужебные тексты. Большое
влияние на их стихи оказала античная
поэзия. Иногда в стихах вагантов звучали
жалобы на их бесприютную и необеспеченную
жизнь. «Не для суетной тщеты, не для развлечения
— из-за горькой нищеты бросил я учение».
Церковь не уставала преследовать вагантов
и за критику пороков церкви, и за прославление
радостей земной жизни.
Народная культура
средневековой западной Европы
Народные истоки лежат в основе
постепенно складывающейся в городах
площадной карнавальной культуры, сатирической
по своей направленности и плебейской
по своему внутреннему содержанию, отмеченной
кощунственными травестиями, смелыми
пародиями и вывертыванием наизнанку
всех привычных норм и правил. Это временное
торжество «злого начала» отразило дуализм
средневекового миросозерцания и не запрещалось
властями. Однако карнавал неизбежно наполнялся
элементами социального обличения, что
видно на судьбе ряда связанных с площадной
культурой явлений — например, некоторых
форм театра или, скажем, «Романа о Ренаре».
Но сатирический характер типичен не только
для жанров и форм городской литературы,
так или иначе связанных с карнавалом.
Сатиричность — определяющая черта культуры
города. Здесь сказалась не только свойственная
горожанам и — шире — народным массам
неистребимая веселость, но и их скептицизм,
их трезвый взгляд на мир. Эта житейская
трезвость (а не только травестирующие
тенденции карнавальной стихии) отозвалась
в ряде жанров городской словесности повышенным
интересом к быту, к самым повседневным,
даже низменным его проявлениям. Поэтому
литература города в значительно большей
степени, чем литература феодальная, отмечена
реалистическими тенденциями.
Сатирические устремления сочетались
с нравоучением, морализированием. Осмеяние
пороков или предрассудков общества или
его отдельных представителей часто делалось
не только в развлекательных и сатирических,
но и дидактических целях. Вот почему культура
города не только очень рано выработала
целый ряд специфических нравоучительных
жанров, но и наполнила дидактикой и веселые
фаблио, и шванки, и аллегории «Романа
о Розе», и сатирические сцены первых памятников
драматургии.
Заключение
Средние века оставили нам важнейшие
достижения духовной культуры, в том числе
институты научного познания и образования.
Возникла новое мышление, дисциплинарная
структура познания, без которой не была
возможна современная наука, люди получили
возможность думать и познавать мир гораздо
более эффективно, чем прежде. Даже фантастические
рецепты алхимиков сыграли свою роль в
этом процессе совершенствования духовных
средств мышления, общего уровня культуры.
Средневековая культура глубоко
противоречива, в ней сочетаются раздробленность
бытия, когда каждый народ имеет свой уклад
жизни, - и тяга к Всеединству (град Божий
на земле); прикрепленностъ человека к
земле, своей общине, поместью - и христианская
универсальность человека, чуждая идее
национально-сословной ограниченности;
страдальческое отречение от мира - и тяга
к насильственному всемирному преобразованию
мира (крестовые походы). Эта противоречивость
выступала движущей силой развития культуры,
в ходе которого человек постепенно начинает
обращаться к самому себе, а не только
к Богу.