Западноевропейская культура Нового времени 17-19 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

С точки зрения историков, Новое время - это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение - франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Впрочем, по мнению отдельных историков, эпоха Нового времени завершилась несколько позднее, после окончания Октябрьской революции в России и Первой мировой войны (1917-1918).

Файлы: 1 файл

Шестаков2.docx

— 65.99 Кб (Скачать файл)

Введение

С точки зрения историков, Новое время - это понятие, имеющее  строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями  первой Английской буржуазной революции  и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение - франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Впрочем, по мнению отдельных  историков, эпоха Нового времени  завершилась несколько позднее, после окончания Октябрьской  революции в России и Первой мировой  войны (1917-1918). С точки зрения культурологов, Новое время как понятие не столь жестко конкретизировано и  не связано с определенными историческими  событиями. Оно начинается как минимум  двумя десятилетиями ранее «исторического»  Нового времени, в 1620-х гг. (а по некоторым  данным - уже в конце XVI в.), и завершается  на рубеже XIX-XX столетий либо продолжается до сих пор (соответственно, в этом случае не имеет смысла говорить о  так называемом Новейшем времени).

Понятие «Новое время», как  явствует из его «внутренней формы», подспудно ориентировано на другое понятие, по аналогии с которым оно  было создано. В самом деле, раз  существует Новое время, значит, некогда  было какое-то Старое время, ему противопоставленное. Это Старое время - прежде всего Средневековье, всеобъемлющий кризис которого наметился  не позднее последней трети XVI в.

Как известно, культура - явление  живое и динамическое, проходящее определенные этапы в своем развитии. Поэтому культурологи, как правило, оперируют такими понятиями, как  «культурно-историческая эпоха» («культурная  эпоха») и «этап культурно-исторической эпохи». Так, в начале XVII в. завершается  эпоха Возрождения (этап позднего Возрождения) и начинается эпоха барокко и  классицизма, продолжающаяся вплоть до конца этого столетия.

Следует сказать, что характер европейского культурного процесса в XVII в. был крайне сложен, неоднороден  и кричаще противоречив. В начале этого столетия, как уже упоминалось, завершается эпоха Возрождения, в течение всего века в очень неоднозначных взаимоотношениях находятся такие художественно-эстетические направления, как барокко и классицизм, а в конце его в Англии зарождается качественно иная разновидность классицизма - просветительский классицизм и начинается эпоха Просвещения.

С точки зрения истории  философии, культуры, искусства, науки  и техники, XVII столетие является одним  из наиболее сложных и важных периодов. Его совершенно особое положение  определяется прежде всего характером и масштабом изменений в сферах социальной и духовной жизни европейского человека. С одной стороны, это  уже не средневековое общество, но, с другой стороны, еще и не современное - таков переходный, пограничный  характер этого века. Старая идеология  уже не отвечает растущим запросам большинства европейцев, а новая  еще не успела сформироваться. Именно поэтому пафос поиска уверенно доминирует, порождая, в свою очередь, новые открытия, изобретения и мысли, а также  их чрезвычайное разнообразие. XVII век - это период активного сотрудничества и обмена опытом между представителями  науки и искусства, между философами и художниками.

Таким образом, культура XVII в. ведет диалог не столько с прошлым (с культурой Ренессанса, Средневековья, античности), сколько внутри себя, что  проявляется, в частности, в бурных философско-эстетических полемиках  того времени (например, между сторонниками рационалистического и эмпирического  способов познания), а также в  сложном характере взаимоотношений  между искусством барокко и классицизма.1

1 Культура Европы  эпохи абсолютизма и века Просвещения

1.1 Социальная трансформация общества. Идеология и философия эпохи 

Новое время начинается буржуазными революциями (первая - в Нидерландах в конце ХVI-го века, последующие - в Англии в ХVII в. и во Франции в 1789 г.) и продолжается до начала научно-технической революции - середина ХХ века. Новый образ жизни и мышления создавал и новое видение действительности, что, в свою очередь, радикально повлияло на творческую деятельность. В духовной жизни Западной Европы произошел такой глубокий переворот, которого еще не знала мировая история. В классической западноевропейской культуре тема Бога постепенно уступает теме Человека. Другими словами, процессы радикальных социальных изменений, происшедшие в период Возрождения, подготовили и сделали неизбежным переход общества Западной Европы к новому состоянию, к новой ступени развития культуры. Этот переход осуществился посредством серии буржуазных революций. Их результатом стало установление нового общественного строя - буржуазного (капиталистического), что привело к действительно радикальным изменениям во всех сферах культуры:

- хозяйственной, где окончательно господствующей стала капиталистическая форма собственности;

  • политической, где власть в обществе перешла в руки буржуазии;
  • научной, где полностью изменилась парадигма научного познания;
  • философской, где ведущей доктриной стал рационализм.

В политической и правовой сферах культуры стали преобладать  тенденции гуманизации и демократизации. Существенными оказались изменения  в художественной культуре западноевропейского  общества. Особенно поражает резко  возросший динамизм в преодолении  феодальных форм хозяйствования, индустриализация производства, активное развитие предпринимательства. Столь бурное развитие промышленной цивилизации и позволило сформировать уникальную культуру, выделившую Европу из всего остального мира. Поэтому  начавшийся период с полным основанием стали называть Новым временем.

Первая буржуазная революция, происшедшая в Англии, кардинально изменила духовную атмосферу в европейском обществе. Не случайно именно в Англии прошла самая первая промышленная революция. Английский и нидерландский торговый капитал, опиравшийся на промышленность, стал подлинно промышленным капиталом. Протестантская трудовая этика поощряла производство и накопление.

Промышленная революция  была столь же радикальным этапом в жизни западноевропейцев, как  в свое время переход к земледелию. Она позволяла относительно небольшой  части населения создавать материальные блага, не прибегая к обработке земли. В Англии были гарантированы политические свободы, началось формирование нового среднего класса. Общество, в целом, отличала высокая социальная мобильность. Новые знания, особенно в науке, свободно распространялись, порождали изобретательность  и установки на принятие изменений. Возрастающий спрос на промышленную продукцию стимулировал поиски новых  методов, технических новшеств, повышавших производительность труда на производстве. Крупные ремесленные мастерские - мануфактуры - превращались в первые капиталистические предприятия.

Мануфактурное производство организовывалось «рационально», в  соответствии с результатами научных  исследований. Уважение к разуму, опыту  пронизывает теперь все сферы  жизни.2

В ХVII веке в западной Европе все большую независимость от религии обретает общественная мысль. И хотя влияние христианской религии и церкви было достаточно весомым и они, практически, не ослабляли своих позиций, в западноевропейском обществе все более ощутимы проявления светской культуры. В трудах Томаса Гоббса (1588-1679) - «Основы естественного права и политики» (1639) и Джона Локка (1632-1704) - «Два трактата об управлении» (1690) формируются основные правовые нормы раннебуржуазного государства. И если у Гоббса акцент сделан на полном подчинении граждан государству и государю, которые, в свою очередь, являются главными гарантами их достойной гуманной жизни, то Локк на страницах своей книги требует ограничить деятельность государства самыми необходимыми функциями. Как основатель буржуазного либерализма, Дж. Локк выступал за создание конституционного правительства на основе суверенитета народа, которое гарантировало бы свободу и равное право для всех. Наилучшим образом права личности могут быть обеспечены, по мысли ученого, только при помощи разделения властей: на законодательную (парламент), исполнительную (с включением судебной и военной) и «федеративную» (министры и король). Локк полагал, что каждая из ветвей власти должна контролировать и сдерживать другую. Все это позволит в итоге избежать деспотизма и произвола.

В ХVII веке формируется и  классическая буржуазная мораль, тесно связанная с протестантской этикой. Освящая успех в мирских делах, протестантизм стал духовно-нравственной основой Нового времени, стимулируя человеческую свободу, рыночные отношения, активность буржуазного предпринимательства. Протестантизм открывает человеку возможность для реализации своих мирских устремлений, на путях служения индивидуалистическим, если не эгоистическим порывам своей души. Вместо стяжания духовного богатства, оно, по сути, ориентирует личность на стяжание материальных благ, которые в пределах протестантства объявляются главным условием обретения райского блаженства.

Наступление новой культуры было обозначено и стремительно разворачивающейся  научной революцией, вначале проявившей себя в математике и механике, а затем в естествознании. В трудах Декарта, Лейбница, Ньютона, Гука, Торричелли, Мариотта, Бойля были сформулированы ряд важнейших законов в математике, физике, химии. Кардинальные научные преобразования меняли принципы, методы и сам стиль европейского научного мышления и впоследствии стали основой современной науки. В Средние века наука испытывала очень сильное давление со стороны церкви, хозяйственная культура не предъявляла к ней почти никаких требований. Образец научного исследования несла отпечаток схоластики, так как источниками знания считались не столько эксперименты, сколько Священное писание, рукописи древних мудрецов («чем древнее, тем истиннее»), магические трактаты и опыт магов. В Новое время наука опирается на:

- наблюдение, опыт, научный  эксперимент - Бэкон;

- механическую гипотезу, механическую модель - Декарт.

Трудами ученых Нового времени  был сформулирован образец методологии классического естествознания, долгое время служивший эталоном научного познания как такового. Основные установки этой парадигмы были сведены к следующим моментам:

  • субъект познания - это индивид, с присущими ему познавательными способностями - чувствами и разумом;
  • объект познания - это природа;
  • цель познания - это открытие универсальных и вечных законов бытия, которые по существу сводились к законам механики - первой из наук, достигшей теоретического уровня.

ХVII век - эпоха интенсивного развития европейской философской мысли. Р.Декарт создает свою рационалистическую теорию и критерием истины признает разум. Ф. Бэкон провозглашает объектом познания - природу, целью познания - господство человека над природой, а методом познания - опыт, индукцию. Особенностью философии Нового времени все более становились рациональность, методология и систематизация. В связи с отсутствием должного порядка и рациональности в реальной жизни западных стран (из-за религиозных столкновений, первых буржуазных революций) установление их в философии стало желанной идеей для многих мыслителей. В фундаментальном труде Исаака Ньютона (1643-1727) «Математические начала натуральной филосо-фии»(1687) система новой физики строится при помощи дефиниций (определений), аксиом (неоспоримых истин) и «математического способа доказательств». Начиная с Декарта, философия приняла этот способ рассуждения за основу и применяла его в построении своих метафизических систем.

1.2 Периодизация классицизма

В европейской художественной культуре формируются национальные школы - французская, итальянская, испанская, фламандская и др. Почти одновременно складывается художественный стиль классицизм, а также проявляют себя тенденции реалистического искусства. Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - творческое направление, сформировавшее художественное мировоззрение, сложившееся в эпоху становления и укрепления европейских монархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства. Классицизмом именуются также периоды и тенденции в истории европейской художественной культуры, когда формы античного искусства являются эстетическим эталоном. В течение почти трех веков (начиная с ХVI в. - до 30-х годов ХIХ в.) классицизм прошел несколько этапов развития, пережив весьма значительные изменения.

Классицизм ХVII в. был тесно связан с дворянской культурой французского абсолютистского государства. В этот период, в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» французского поэта Никола Буало (1626-1711) сформировалась нормативная эстетика, требовавшая от искусства соблюдения определенных законов и правил. Художественные образы классицизма отличались логичностью и гармоничностью выражения; они были разумно организованы, логически построены и, как правило, лишены индивидуальных черт. Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм, а как произведение искусственное, сотворенное, созданное руками человека по плану, с определенной задачей и целью. Наиболее целостную культурно-эстетическую программу сформировал французский классицизм. Его мировоззренческой основой послужил рационализм Рене Декарта (1596-1650). В своем программном труде «Рассуждение о методе» (1637) философ подчеркнул, что структура разумного вполне совпадает со структурой реального мира, а рационализм и есть идея принципиального взаимопонимания. В дальнейшем Декарт сформулировал и основные принципы рационализма в искусстве:

  • художественное творчество подчиняется строгой регламентации со стороны разума;
  • художественное произведение должно иметь четкую, ясную внутреннюю структуру;
  • главная задача художника - убеждать силой и логикой мысли.3

Для архитектуры классицизма были типичны четкость, геометрическая правильность объемов, регулярность планировки. Классицизм обращается к формам античности, используя в качестве основы архитектурного языка - ордер. Античная классика продолжает восприниматься в Новое время как целостная система, единая в своей исконной классичности и стремящаяся выразить порядок и меру. Классицизм ХVII века выработал свои формы для различных типов архитектурных сооружений:

Информация о работе Западноевропейская культура Нового времени 17-19 веков