Западноевропейская культура Нового времени 17-19 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

С точки зрения историков, Новое время - это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение - франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Впрочем, по мнению отдельных историков, эпоха Нового времени завершилась несколько позднее, после окончания Октябрьской революции в России и Первой мировой войны (1917-1918).

Файлы: 1 файл

Шестаков2.docx

— 65.99 Кб (Скачать файл)

Конец ХIХ в. ознаменован  развитием в русле импрессионизма нового художественно-образного явления  западноевропейского искусства. Постимпрессионизм - таково условное обозначение группы художественных течений во французской живописи рубежа ХIХ-ХХ веков. Художники, которых в истории искусства называют постимпрессионистами - Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903), Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901) - представляли собой подлинную творческую индивидуальность. Они не были объединены ни общей программой, ни единым методом и каждый оставил в искусстве свой заметный след. Их живописные полотна отличали продуманная композиция, синтез цвета, форма и вещественность предметов. Причем, цвет для постимпрессионистов - не конечная цель (как у импрессионистов), а исходная точка - элемент, необходимый для того, чтобы овладеть глубочайшей правдой жизни. Постимпрессионизм проявил повышенный интерес к философским и символическим началам бытия, жадно «вживался» в природу, стремился выразить само существо ее внутренней жизни, создать монументальные образы человека и природы. Наличие к концу ХIХ века такого разнообразия художественных школ и направлений свидетельствует об утрате искусством целостности в художественном восприятии мира. В искусстве начинают доминировать гениальные личности, утверждающие свои законы творчества и предъявляющие миру свою собственную художественно-образную систему.10

Заключение

XVII век является своего  рода “первым современным столетием”, отделенным от предшествовавшего  ему Возрождения не только  границей двух сопредельных эпох, но и линией грандиозного стадиального  сдвига, по одну сторону которого  оказываются тысячелетия патриархального  жития в союзе с вечностью  и природой, с преобладанием ручного  труда и отвечающих ему традиционных  форм культуры (от начала начал  до середины XVI века) - к трехвековому  периоду становления буржуазной  эры (до конца XIX века). XVII век  как ранний этап этого движения  еще во многом связан с патриархальными  основами мировосприятия: этим объясняется, в частности, сохранение также и на протяжении первого столетия Нового времени выдающегося значения пространственных видов творчества. Однако коренные изменения в системе культуры в целом (вступление из мира вещей в мир процессов, рождение новой науки - самого нового, что принесло с собой Новое время, столкновение ее с возрожденными универсалистскими претензиями обновленной веры, вызванный этим “философский взрыв”, углубляющееся размежевание между сферами абстрактно-логического и образного мышления, формирование нового типа художественного образа, несущего в себе внутреннее противоречие) способствуют постепенному перемещению общекультурной моделирующей функции из круга претворяющих возможностей живописи, искусства пространственного, статического, апеллирующего к созерцанию, - к театру, искусству пространственно-временному, сочетающему картинность с действенностью, с ценностями становления и более активными и непосредственными реакциями соучастия.

В результате складывается новая система западноевропейской культуры, сохраняющаяся в своих фундаментальных особенностях до наших дней. В сфере пространственных искусств она отражает феномен раздробления прежде единого - при всей локальной пестроте - художественного процесса. Наряду с крупной творческой личностью, поставленной в средоточии культуры отныне и навсегда эпохой Возрождения, новое значение приобретают идейно-творческие объединения художников (течения, направления).

XVIII столетие (приблизительно 1680/90-е - 1780/90-е гг.) в культуре  стран Западной Европы получило  название эпохи Просвещения. Как  закономерный этап эволюции новоевропейского (послеантичного) художественного сознания, он позволяет проследить проявление  общих субстанциональных особенностей (антропоцентризм, рационализм, гуманизм  и пр.) этого сознания и вместе  с тем выделить новые черты,  приобретенные на данной конкретной  стадии его развития.

Культуру Западной Европы XVIII столетия представляют несколько  стран: Франция, Англия, Австро-германский регион, Италия, отчасти Испания, что  позволяет изучать историческую эпоху в богатстве ее национальной специфики.

XIX столетие - третий, завершающий  этап трехвекового процесса формирования  буржуазной эпохи, названный “железным  веком”. Складывавшаяся с конца  XVI века система культуры, характерная  для Нового и Новейшего времени,  для современности, к этому  моменту полностью утверждается  в своих основополагающих закономерностях:  противопоставлении и активном  взаимовлиянии науки и искусства,  абстрактно-логического и образного  мышления, в многовариантности форм  и тенденций внутри общеевропейского  художественного контекста. Углубляется  кризис эпохального стиля, вызывающий  теперь явление эклектического  многостилия (или бесстилия), подчиняющегося  всецело свободному выбору заказчика  и художника, уже обнаруживающий  под декоративной оболочкой последних  модификаций классицизма возникновение  принципиально нового архитектурного  принципа, основанного на обнажении  конструкции и подчиняющегося  требованиям сугубого функционализма. В живописи обостряется противостояние  академизма как универсальной  системы обучения, официально-государственной  нормативной доктрины и соответствующего  ей пласта эстетической продукции,  с одной стороны, и пронизанного  духом смелого эксперимента творчества  наиболее значительных мастеров  эпохи, неизменно несущего в  себе элемент антиакадемического  бунтарства и социального протеста.11

Список использованных источников

  1. Викторов В.В. Культурология: Учебник / Финансовая акад. при Правительстве РФ.- изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Экзамен, 2004.
  2. Кармин А.С. Культурология.- СПб.[ и др.]: Питер, 2005.
  3. Костина А.В. Культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений.- 3-е изд., доп.- Москва: Кнорус, 2008.
  4. Кравченко А.В. Культурология: Учеб. пособие.- [8-е изд.].- Москва: Трикста: Акад. Проект, 2008.
  5. Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.А. Моисеевой.- Москва [и др.]: Питер, 2008.
  6. Силичев Д.А. Культурология: Конспект лекций: Учебное пособие для подготовки к экзаменам.- М.: Приор-издат, 2004.
  7. Соколов В.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  8. Копанев Н.А. Западноевропейские издатели и Россия в эпоху Просвещения/Вестник Российского гуманитарного научного фонда.- 2010.- №1.
  9. Стрельцов А. А. Скромное обаяние классицизма : (педагогическое исследование) // Вопросы культурологии.- 2008.- № 5.- С. 33.
  10. Федорова М.М. Идея прогресса и политические стратегии во французском позитивизме XIX в. // Философские науки.- 2005.- № 4.- С. 16.

11. Шаповалов А. И. Художественная культура Нового времени (дидактические материалы к учебному курсу) // Вопросы культурологии.- 2006.- № 2.- С. 65.

1 Кравченко А.В. Культурология: Учеб. пособие.- [8-е изд.].- Москва: Трикста: Акад. Проект, 2008.- С. 298.

2 Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.А. Моисеевой.- Москва [и др.]: Питер, 2008.- С. 184.

3 Стрельцов А. А. Скромное обаяние классицизма : (педагогическое исследование) // Вопросы культурологии.- 2008.- № 5.- С. 33.

4 Копанев Н.А. Западноевропейские издатели и Россия в эпоху Просвещения // Вестник Российского гуманитарного научного фонда.- 2010.- № 1.

5 Федорова М.М. Идея прогресса и политические стратегии во французском позитивизме XIX в. // Философские науки.- 2005.- № 4.- С. 16.

6 Соколов В.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- С. 131.

7 Викторов В.В. Культурология: Учебник / Финансовая акад. при Правительстве РФ.- изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Экзамен, 2004.- С. 321.

8 Силичев Д.А. Культурология: Конспект лекций: Учебное пособие для подготовки к экзаменам.- М.: Приор-издат, 2004.- С. 101.

9 Кармин А.С. Культурология.- СПб.[ и др.]: Питер, 2005.- С. 310.

10 Шаповалов А. И. Художественная культура Нового времени (дидактические материалы к учебному курсу) // Вопросы культурологии.- 2006.- № 2.- С. 65.

11 Костина А.В. Культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений.- 3-е изд., доп.- Москва: Кнорус, 2008.- С. 167.

 


Информация о работе Западноевропейская культура Нового времени 17-19 веков