Исследование феноменов культуры в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 09:41, реферат

Описание работы

Исследования феноменов культуры в XIX–XX вв. показало, что
человечество вовсе не образует единую целостную культуру, а есть
совокупность разнородных культур. Многие культуры демонстриро-
вали полярность, что поставило под сомнение целостность самого фе-
номена культуры. Культурология стала теснить (евроцентристскую)
философию культуры. Здесь практика (знание конкретных культур,
обычаев и ритуалов) оказалась более значимой, умозрительного (ме-
тафизического, теоретического, философского) постижения общего
духа культуры. Но сегодня наблюдается обратный процесс – от куль-
турологии к новой философии культуры.

Файлы: 1 файл

Исследования феноменов культуры в XIX.docx

— 15.87 Кб (Скачать файл)

Исследования феноменов  культуры в XIX–XX вв. показало, что

человечество вовсе  не образует единую целостную культуру, а есть

совокупность разнородных  культур. Многие культуры демонстриро-

вали полярность, что  поставило под сомнение целостность  самого фе-

номена культуры. Культурология стала теснить (евроцентристскую)

философию культуры. Здесь практика (знание конкретных культур,

обычаев и ритуалов) оказалась  более значимой, умозрительного (ме-

тафизического, теоретического, философского) постижения общего

духа культуры. Но сегодня  наблюдается обратный процесс –  от куль-

турологии к новой философии культуры.

КУЛЬТУРЫ  НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

 

(от лат. conceptio — понимание и natura — природа), принадлежат к рационалистической традиции в исследовании культуры, созданы в эпоху Просвещения. Первоначально просветители базируются на признании коренного отличия культуры и природы, выдвигая тезис “культура — это не натура”. Во Франции и Англии решение проблемы специфики культуры в отличие от природы связано с политической и идеологической борьбой, поэтому внимание прежде всего уделяется “духу народа”, проявления к-рого ищутся в специфике порядков, социальных институтов, нравов, обычаев и т. д. Фактически речь шла об особенностях жизни наций, сформировавшихся в Европе именно в Новое время. Отождествляя нацию с государством, а общество с политическими формами правления, просветители ставят социально-политическую задачу достижения идеала “совершенного государства”, что возможно через исправление отношений между государством и гражданином на пути “совершенствования разума”, т. е. осознания общественного интереса как собственного. Цель разума — счастье человека, а стремиться к нему в равной степени естественно для каждого от его природы (Гольбах). Т. е. жажда счастья естественна как любое природное явление, а следовательно, что угодно природе, то угодно и разуму. Немецкое Просвещение во главу угла ставило проблемы нравственного воспитания человека, уделяя при этом особое внимание содержанию социальных традиций, через освоение к-рых уже появившийся на свет человек как бы рождается во второй раз как культурное существо. Традиции отражают закономерную связь вещей в мире, при этом мудрость (“Бог”, по Гердеру), с к-рой устроена Вселенная, одна и та же как для истории, так и для природы. Человек и культура рассматриваются как высшие звенья природной эволюции. Концепции культуры подобного рода получили название “натуралистических”.

КУЛЬТУРЫ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ  КОНЦЕПЦИИ 

 

принадлежат к рационалистической традиции в исследовании культуры, созданы к началу XIX века в рамках немецкой классической философии (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг). К. и. к. исходят  из того, что сущность культуры не может  быть обнаружена на уровне эмпирического  существования человека, под которым  понималась обыденная жизнь буржуазного  индивида. Отсюда попытки показать возможные пути преодоления этого  частичного бытия и восхождения  на уровень рода (процесса смены  человеческих поколений), где только и возможно настоящее культурное существование. Сущность культуры в  этом контексте проявляет свой сверхчувственный характер, что требует для ее познания специального теоретического анализа. Так, И. Кант считает сущность культуры противоречивой, как и сущность человека, который одновременно принадлежащих двум мирам: миру природы, естественной необходимости (поскольку он руководствуется в своей деятельности рассудком) и миру свободы (независимости от природы, поскольку обладает разумом). Путь к культуре — это восхождение индивида к свободе. Кант ставит несколько вопросов, позволяющих определить возможность такого “восхождения”: что заставляет человека стремиться к свободе?; позволяет ли “природа человека” надеяться на то, что человечество ее достигнет?; не является ли действительное состояние человечества доказательством удаления от мира свободы? Просветители, считал Кант, абсолютизировали стремление буржуазного индивида к собственному покою и благополучию, назвав их достижение счастьем. Но действительное призвание человека — преодолеть чувственную заинтересованность и с помощью разума выйти в мир свободы, где царит нравственный закон. Высшая цель культурного развития — соблюдение каждым морального императива (“золотого правила” морали): “поступай по отношению к другим так же, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе”. Это дает возможность стать свободным: недостатки свои, как представителя физического рода, человек компенсирует как моральное существо. Культура, возникая как следствие частных устремлений, в итоге становится средством утверждения всеобщего интереса; она эмпирична по происхождению, но сверхэмпирична по целям. При этом И. Кант признавал, что большинство людей полностью поглощено стихией частной жизни, и возможность обретения ими истинного предназначения оказывается глубоко проблематичной. Г. Гегель развивает мысль о том, что достижение свободы, а следовательно, и культуры кроется в действиях человечества как целого рода, а не отдельного человека. Будучи объективным идеалистом, Гегель считал, что образование индивида происходит путем философско-теоретического постижения “духовной субстанциальности целого”, для чего индивиду необходимо пройти все ступени воплощения абсолютного духа и отразить их в своем мышлении. В этом процессе индивид совершит переход от единичности гражданской жизни к всеобщности мышления и воли, что и составляет содержание развития культуры. 
Н. Н. Ефремов


Информация о работе Исследование феноменов культуры в 19 веке