Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 00:06, реферат

Описание работы

Задача формирования речевых навыков стала особенно актуальной в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

Содержание работы

Введение
1. Понятие языковой нормы…………….......................4-5стр
2. Типы и классификация языковых норм …………..5-8стр

3. Функции орфоэпического словаря………………...8-9стр

Динамичность развития языка и изменчивость
норм………………………………………………………9-11стр
Заключение……………………………………....................11 стр
Библиография…………………………………….................12стр

Файлы: 1 файл

Языковая норма.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное  агентство  по образованию

Филиал

Дальневосточного государственного технического университета

(ДВПИ им.В.В.Куйбышева)

в г.Петропавловск-Камчатском

 

                                                                               

 

 

                                                                                    

 

 

                                                                                                                                                               

              Кафедра

                                                                       Гуманитарных и социальных

                                                                       дисциплин              

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ     РАБОТА

    

 

по дисциплине  «Русский язык и культура речи»

 

Тема: «Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 2 курса                                                     Руководитель

факультета заочного обучения                                  ст.преподаватель                                       

специальность Экономика и                                       _______________

управление на предприятии

Агалаковой Ольги Игоревны

 

 

Проверил  _______________«____»___________2006г

 

 

 

г.Петропавловск-Камчатский  2006 г

 

                                                    Содержание

 

 

  Введение  

 

 1.  Понятие языковой нормы…………….......................4-5стр

 

 2.  Типы и классификация языковых норм …………..5-8стр

 

 3. Функции орфоэпического словаря………………...8-9стр

 

  1. Динамичность развития языка и изменчивость

норм………………………………………………………9-11стр

 

Заключение……………………………………....................11 стр

  

Библиография…………………………………….................12стр

Введение

Актуальность

      Академик Д. С. Лихачев советовал: “Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума”

Задача формирования речевых навыков стала особенно актуальной в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

По данным исследователей, менеджеры, коммерсанты до 80% рабочего времени расходуют на общение. В процессе профессиональной деятельности представители этих специальностей пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия - влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности. Речь, умение общаться выступают главными “орудиями” создания имиджа делового человека, т.е. самопрезентации, конструирования своего образа для других. Благородный образ гарантирует руководителю, предпринимателю половину успеха и постоянное удовлетворение от работы. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг, может пагубно сказаться на карьере. Поэтому подготовка высококвалифицированных и компетентных предпринимателей, специалистов по управлению невозможна без обучения культуре устной вербальной коммуникации. Языковая норма - центральное понятие теории культуры речи.

Цель данной контрольной работы –

Рассмотреть языковую норму, изучить  ее виды , основные свойства и функции. Научиться свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации,

Задачи:

Подготовиться   к  успешному общению в сферах производства при проведении бесед, переговоров, совещаний и т.п., сформировать речевые навыки устного делового контакта,  овладеть языковой культурой. Повысить уровень общей культуры, уровень своей гуманитарной образованности

 

   Методы исследования-  самостоятельное  изучение  соответствущей   литературы, рассмотреть и проанализировать языковые нормы, и  их роль в становлении и функционировании языка.

 

 

  Объект исследования

Объектом исследования в данной контрольной работе являются языковые нормы, их типы и классификация.

Обзор литературы:

1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.. Русский язык орфография и пунктуация 334 стр. 2005 г. Издательство: Махаон  
  Как правильно ответить на вопросы экзаменационных тестов и за короткое время вспомнить все правила грамматики и орфографии, которые проходили в течение всего школьного курса? 
Именно в этом призван помочь справочник "Русский язык. Орфография и пунктуация".Справочник составлен авторитетнейшими специалистами в области грамматики русского языка Д.Э. Розенталем и И.Б. Голуб. 
Четкая и ясная организация материала позволяет моментально найти необходимое правило и ответить на поставленный вопрос, а словарь в конце книги позволит уточнить написание наиболее трудных слов.Этот справочник, одна большая шпаргалка по грамматике русского языка, тем более что выпущен он в удобном карманном формате.Рекомендуем всем, кто готовится к экзаменам по русскому языку.Четкая и ясная организация материала позволяет моментально найти необходимое правило и ответить на поставленный вопрос, а словарь в конце книги позволит уточнить написание наиболее трудных слов.Этот справочник, одна большая шпаргалка по грамматике русского языка, тем более что выпущен он в удобном карманном формате.Рекомендуем всем, кто готовится к экзаменам по русскому языку.

 

2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М. А. Современный русский язык, 2006 Издательство: Айрис-Пресс

Пособие содержит все  разделы курса современного русского языка и написано в полном соответствии с программой для факультетов  филологического профиля. Теоритический  материал излагается с использованием традиционных лингвистических терминов. Спорные вопросы теории русского языка освещаются с разных точек зрения. Все положения иллюстрируются примерами из русской классической и современной прозы, поэзии и публицистики. Даны упражнения и вопросы для закрепления материала. Книга дает возможность изучить русский язык без репетитора.

3. Введенская  Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. 13-е издание,544 стр., 2005 г. Издательство: Феникс 

В пособии  описываются основные свойства современного русского литературного языка, рассматриваются  различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный, этический), говорится об организации эффективной речевой коммуникации, излагаются основы ораторского искусства, характеризуются особенности официально-деловой письменной речи. 
Значительное место в пособии занимает Практикум, содержащий задания для самостоятельной работы. В Приложении даются акцентологический, орфографический, словарный минимумы, аннотированный список лингвистических словарей и справочников, материалы по деловому письму. 
Пособие подготовлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утверждены в феврале 2000 г.). 
Предназначено для студентов вузов нефилологического профиля. Может быть использовано на курсах повышения квалификации специалистов, а также при проведении занятий в школах, лицеях, гимназиях. Представляет интерес для широкого круга 
4. Учебник Культура русской речи: 560 стр. Издательство: Норма, 2004

Книга представляет собой первый академический учебник по культуре речи, содержащий наиболее полный систематизированный материал по данной теме. В основе издания лежит принципиально новая теоретическая концепция культуры речи. Книга учит говорить не только правильно, но и выразительно, используя умело и по назначению разные речевые стили. Особое внимание уделяется культуре публичного выступления, спора, профессионального общения. В книге даны сведения о риторических учениях, широко распространенных в дореволюционной России. Во второй раздел книги - хрестоматию по культуре речи - включены тексты, представляющие современный образцовый литературный язык в его основных функциональных разновидностях. Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов и факультетов, а также всех тех, кто любит, изучает русский язык и стремится овладеть высокой культурой речи.

5. Сёмушкина Л. Культура русской устной речи. Словарь-справочник,2006 
Издательство: Айрис-Пресс

Автор книги - диктор Всесоюзного  радио с большим опытом преподавательской работы. Данный справочник - результат анализа типичных ошибок в произношении и постановке ударения. Автор переносит акценты с теории на практику, приводя многочисленные примеры, которые сгруппированы по частям речи и типам ошибок. Слова собраны в таблицы с двумя колонками: "правильно" - "неправильно", поэтому в книге разберется не только профессионал, но и неискушенный читатель. Словарь-справочник адресован работникам СМИ, филологам, студентам, преподавателям, общественным деятелям, специалистам по рекламе и PR, а также всем, кто хочет повысить свою речевую культуру. 

6.Лексика  разговорной речи в системе  функциональных стилей современного  русского литературного языка  Издание 2 под редакцией Сиротинина О.Б , 256 стр.2003 г.Издательство: Едиториал УРСС 

Коллективная  монография содержит итоги изучения лексики разговорной речи в сопоставлении  с научной и художественной речью. В ней представлена наиболее частотная  лексика разговорной речи, специфические  для разговорной речи значения, функционирование нейтральной лексики, проведено сопоставление с "Частотным словарем русского языка". 
Разговорная речь изучена на основе значительного объема магнитофонных записей речи, 100-тысячной словарной картотеки Саратовского университета и ручных записей. Рассмотрение лексики по ее морфологическим группам (существительные, глагол и т. д.) облегчает использование книги в учебных целях (преподавание русского языка нерусским). 
Книга адресована лингвистам, студентам филологических факультетов, может быть использована преподавателями русского языка в нерусской аудитории.

7. Зильберт Орфоэпический словарь , 400 стр., 2003 г. Издательство: Мир книги  
Настоящий орфоэпический словарь содержит около 40 000 слов современного русского языка с указанием образования грамматических форм и особенностей произношения. Особо отмечены формы слов, употребление которых в устной речи не рекомендовано, и те, которые противоречат нормам произношения. 
Словарь рассчитан преимущественно на лекторов, дикторов, преподавателей русского языка, а также на тех, кто стремится сделать свою речь грамотной. 

1.  Понятие языковой нормы.

   Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Языковое явление считается  нормативным, если оно характеризуется  такими признаками, как:

- соответствие структуре языка;

- массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих людей;

- общественное одобрение и признание.

Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом - они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

К основным источникам языковой нормы относятся:

    • произведения писателей-классиков;
    • произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
    • публикации средств массовой информации;
    • общепринятое современное употребление;
    • данные лингвистических исследований.

Характерными чертами  языковых норм являются:

    • относительная устойчивость;
    • распространенность;
    • общеупотребительность;
    • общеобязательность;
    • соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Нормы помогают литературному  языку сохранять свою целостность  и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную. 
     Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. 
     Нормированность речи - это ее соответствие литературно-языковому идеалу.

2.Типы норм.

В литературном языке  различают следующие типы норм:

1) нормы письменной  и устной форм речи;

2) нормы письменной речи;

3) нормы устной речи.

  1. К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

- лексические нормы; 

- грамматические нормы; 

Информация о работе Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка