Возрождение культурно-зрелищных традиций садово-паркового искусства Петербурга на примере Международного фестиваля "Императорские сад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:35, реферат

Описание работы

Создание садов и парков – это древнейшее искусство, насчитывающее более тысячи лет. Во всем мире оно давно сформировалось как самостоятельное направление художественного творчества и теснейшим образом связано с архитектурой, градостроительством, культурными традициями, религиозными и научными воззрениями, а также, с непрерывно меняющимися художественными вкусами. Это подтверждается невероятным разнообразием стилей садового искусства – от символических композиций Японии и Китая, двориков-патио Испании, террас итальянских вилл, до торжественных французских регулярных ансамблей, поэтического мира русских усадеб и современных урбанистических ландшафтов.

Файлы: 1 файл

Императорские сады России.docx

— 69.34 Кб (Скачать файл)

Среди остальных стоит  отметить парк Екатерингоф, михайловский, приморский парк, удельный и южно-приморский парк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ИМПЕРАТОРСКИЕ САДЫ РОССИИ» - ОДНО ИЗ ЯРЧАЙШИХ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ТРАДИЦИЙ ПЕТЕРБУРГА

 

      Сегодня фестиваль «Императорские сады России» стал ярким ежегодным

событием Северной столицы, и быстро набирает популярность. Темы выставки-конкурса садово-паркового  искусства меняются каждый год. Участникам предоставляются широкие возможности  для демонстрации наиболее ярких  элементов и приемов садово-паркового  искусства, характерных для того или иного стиля, исторического  периода или отдельного садово-паркового  ансамбля.

     Участники фестиваля — ландшафтные фирмы Санкт-Петербурга, Москвы

и других российских и зарубежных городов — представляют на суд  жюри

свои композиции в рамках обозначенной темы. В жюри входят известные 

ландшафтные архитекторы, дизайнеры  и другие специалисты международного уровня. По окончанию фестиваля происходит торжественная церемония награждения  победителей — авторов лучших садовых композиций.

     Вокруг выставки-конкурса проходит фестивальная концертная программа праздника, насыщенная выступлениями хоровых, балетных, оперных, театральных и других российских и зарубежных коллективов. Проводятся

демонстрации цветочных  шоу, модных дефиле. Можно послушать  бесплатную экскурсию про все  проекты участников.

 

    2.1 Опыт проведения международного фестиваля «Императорские сады России»

 

ТЕМЫ ВЫСТАВОК РАЗНЫХ ЛЕТ:

 

2008 год — «Затеи и украшения Императорских садов в XVIII — XIX вв.

 

2009 год — «Лабиринт-Орнамент-Символ»

 

2010 год — «Французский сад на берегах Невы», посвященная году Франции в России.

 

2011 год — «Итальянский полдень», так называется одна из самых известных работ Карла Брюллова, написанная им в Италии, находящаяся в

коллекции Русского музея.

 

2012 год — «C чего начинается Родина...», посвященная году 1150-летия государственности российской.

 

2013 год — «Плантомания — Plantomania» то есть увлечение растениями, посвященная году охраны окружающей среды и 400-летию дома Романовых.

 

Рассмотрим  более подробно проведение фестиваля  в 2012 году.

 

    Фестиваль 2012 года был посвящен истории России через ретроспективу

истории развития садов. В  нем приняли участие самые  известные музеи-

заповедники, ландшафтные  дизайнеры из разных российских городов, а также из Германии, Англии, Франции, Чехии и Белоруссии. Он соединил в себе связь времен, народов, культур. Наглядным примером такой связи  стал

проект французских и  российских ландшафтных специалистов «Жану-Батисту Александру Леблону посвящается». Жан-Батист Леблон— французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры, — первый главный архитектор и автор Генерального плана Санкт-Петербурга, 1717 года, принимавший участие в строительстве Петергофа и Стрельны, оформлении Летнего дворца Петра Первого.

 

    Совместный проект наглядно демонстрирует взаимовлияние и взаимопроникновение двух великих культур. Этот проект был не только отмечен на фестивале, но так же получил высшую награду в номинации «Выставочный сад» на III Национальной премии по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству.

 

    Большинство проектов 2012 года были совместными. Так, например, государственные музеи-заповедники Петергоф, Царское село, Гатчина, Павловск и Русский музей объединились в создании проекта «Императорские вензеля» (раздел «Императорские резиденции»). Композиция продемонстрировала причастность членов императорской семьи к появлению самых известных садов Санкт-Петербурга и

загородных императорских  резиденций. В центре композиции был  воссоздан по архивным материалам историче-ский цветник в виде герба Российской

империи, который находился когда-то перед главным зданием Санкт-Петербургского Лесного института и считался лучшим в городе. Этот проект

создан в знак благодарности и признательности своей альма-матер группой

компаний, возглавляемых выпускниками Лесотехнической академии.

 

    Историческая тема прозвучала и в проекте «Встреча князя Рюрика» (раз-

дел «Райские кущи Древней Руси). Посетители фестиваля смогли понаблюдать демонстрацию приёмов владения реконструированным оружием той эпохи, окунуться в атмосферу истоков возникновения русской государственности.

 

   В разделе «Райские кущи Древней Руси» на широкой поляне выросли,

как в сказке, три Царства: Медное, Серебряное и Золотое. Они  уводят нас в

глубины русского народного  творчества. Здесь посетители могли  не только

посмотреть, но и — попробовать  свои силы в ткачестве из травы  или плетении из ивовых прутьев.

 

    Одной из широко востребованных тем, предложенных организаторами

фестиваля, стала тема «Усадьбы старые разбросаны по всей таинственной

Руси...» Здесь проект «Дворянское  гнездо», созданный под впечатлением

картин русских художников и по произведениям писателей  и поэтов, отразивших в своем творчестве необыкновенный мир русской дворянской усадьбы. Здесь и попытка представления  приютинского усадебного мира — с вензелем хозяина усадьбы, А.Н.Оленина, государственного деятеля, историка, археолога и знатока древностей, первого директора Публичной библиотеки. Это и возрожденная, по сути, гатчинская усадьба Рапти, имение, достигшее наибольшего расцвета в конце ХIХ, но, погибшее, как и многие усадьбы, во время войны. Родовое гнездо нескольких поколений Строгановых и Голицыных усадьба Марьино представило ландшафтную

композицию «Гусарская баллада», объединяющую две важных темы: юбилей российской государственности и 200-летие  Отечественной войны 1812 года. На выставке можно было увидеть командирский шатер с боевыми знаменами  и штандартами, увенчанный гербами  Строгановых и Голицыных.

 

    Музей-усадьба «Ясная Поляна» предлагала зрителю окунуться в мир

Льва Толстого в проекте  «Купание на реке Воронке». Ежедневные прогул-

ки Л. Н. Толстого на купальню пешком или верхом на лошади, в одиночестве

или с гостями, а то и  выезды на реку на «линейке» всей семьей были неотъемлемой частью уклада жизни  Ясной Поляны.

 

   Тема императорских резиденций, резиденций «сильных мира сего», представлена проектами «Русская Версалия» (Константиновский дворец) и

«Посвящение блистательному Петергофу». Проект Гомельского дворцово-паркового ансамбля возродил связь России и Белоруссии во времени.

Русский музей обладатель самой большой коллекции русского изобразительного искусства. А потому вполне логично обращение участников выставки к теме живописи. Попыткой

размещения живописного  произведения внутри ландшафта стала  композиция на тему картины К.Малевича «Две мужские фигуры», напоминающая об

искусстве «обманок» в регулярных парках. Также живописному произведению посвящена и работа «Третьяковка — Русскому музею» — садовая инсталляция картин В.Поленова «Бабушкин сад» и «Московский дворик». А Российская Академия художеств воссоздала в Михайловском саду кусочек репинских «Пенат».

 

    Становление России проходило в присутствии представителей самых разных национальностей, потому одна из тем фестиваля обозначена знаменитой фразой «Все флаги в гости к нам». Своим видением темы «Родина» поде-

лились ландшафтный дизайнер с мировым именем Джон Брукс и  постоянный

участник выставок фестиваля  древесный питомник «Lorberg». Поддержку

совместному французско-российскому  проекту оказал Французский Институт Санкт-Петербурга, а студенты-участники  группы «Открытая Клаузура» и немецкие студенты объединились для совместной работы с тем, чтобы усилиями интернационального творческого коллектива выразить языком архитектуры отношение к такой глубоко личной и, вместе с тем, безгранично общей для всех теме «Родина».

 

    В теме «Ветер перемен» были представлены самые неожиданные проекты,

среди которых и «Вязаный стрит-арт». Это очень молодое явление в современном искусстве, появившееся в 2005 году, но уже получившее очень большую популярность по всему миру. Многие посетители фотографировались около деревьев, одетых в полотна с рисунка-

ми под гжель и хохлому. В «Инновационном павильоне», оснащенном интерактивным оборудованием, можно  было ознакомиться с высокими технологиями при создании парков и скверов. На интерактивном столе желающие могли  собрать из элементов свой собственный  сад. А вдоль аллеи ближе к  Садовой улице разместилась настоящая «Котомания» от петербургских художников. Все дети вели сюда родителей посмотреть

на расписных котов  и кошек, расположившихся на траве, а так же посидеть

и отдохнуть на маленьких  скамеечках, расписанных по той же тематике.

 

    На Кленовой аллее, ведущей к Михайловскому замку, около памятника

Петру I в рамках фестиваля  были выполнены цветники с государственной

символикой: Герб России а в конце аллеи герб Санкт-Петербурга, боковые

цветники выполнены в  виде Андреевского флага — синие  кресты на белом 

фоне. Этот проект фирмы «Интекс», кроме диплома фестиваля, отмечен

дипломом Совета Федерации  Государственной Думы Правительства  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Описание программа фестиваля «Императорские сады России» 2013

 

   Фестиваль 2013 года будет приурочен к целому ряду памятных дат и событий. Во-первых, это Год охраны окружающей среды, объявленный

Президентом России. А так  же года 400-летия дома Романовых, 155-летия 

Российского императорского общества садоводства и 115-летие  самого Рус-

ского музея.

 

   Девиз VI фестиваля звучит как «Плантомания — Plantomania» (от ан-

глийского слова plant — растение). Он связан с именем императрицы Екатерины Великой, которая увлекалась садоводством и под эти названием перевела книгу англичанина Томаса Вейтли «Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями». Во многом благодаря усилиям Екатерины в русское общество проникли главные идеи английского сада — о «живописной красоте» местности, о ее характере и настроении. Увлечение плантоманией охватило многих европейских государей. Садоводство во все времена считалось весьма благородным увлечением. «Плантомания» XVIII века была настоящим сумасшествием.

 

   Участникам выставки-конкурса будет предложено создать композиции на

следующие темы:

 

Первая номинация — «Сады монархов», делится на несколько разделов:

«Парадные сады»; «Императорские и королевские общества садоводов»;

«Собственные сады и садики императриц»; «Зимние сады и оранжереи».

 

Вторая номинация — «Приют, сияньем муз одетый…» — посвящается

миру русских и английских усадеб, итальянских вилл, французских  замков,

воспитавших своих гениев.

 

Третья номинация — «Красота спасет мир» — посвящается экологии и

сохранению зеленых территорий, которые в последние годы приносятся в

жертву строительным корпорациям. Она делится на разделы: экологические 

сады; дождевые сады; зеленые  крыши; технологии XXI века.

 

    Вне конкурса будет тема «С веком наравне…», которая делится на два

раздела: «Знаменитые выставки цветов и ландшафтного искусства  всего мира» и «Сады от кутюр», в которой могут быть представлены реплики проектов со всемирно известных  выставок цветов и ландшафтного дизайна, а также проекты знаменитых ландшафтных  архитекторов, уже снискавших признание  в среде специалистов.

   Своего рода сенсацией станет на Фестивале социальный проект для слабовидящих посетителей. Придумал его ландшафтный архитектор, потерявший зрение несколько лет назад. В основу композиции заложены тактильные ощущения человека от разных видов растений. Находясь у каждого растения, посетитель сможет получить звуковую информацию о нем, а также воспользоваться азбукой Брайля для того, чтобы «прочесть» тексты.

   В этом году Фестиваль «Императорские сады России» станет более масштабным и выйдет за рамки Русского музея. Все его этапы – от торжественного открытия до награждения победителей конкурса – будут транслироваться в режиме он-лайн в виртуальные филиалы Русского музея. По словам заведующей отделом развития проекта «Русский музей: виртуальный филиал» Ольги Бабиной: «Посетители филиалов смогут увидеть всю красоту Фестиваля в реальном времени. Наблюдать за жизнью своих проектов смогут и те, кто их создавал. Даже в филиале в Антарктиде будут цвести наши сады».

Новшеством будущего Фестиваля  станет введение аудио-экскурсий. Также  как и внутри музея, посетители смогут взять аудио-гиды и самостоятельно прослушать экскурсию по саду без  помощи экскурсовода. Кроме того, все  композиции будут снабжены QR-кодами, по которым с помощью мобильного телефона можно будет получить подробную  информацию о проекте, участниках, растениях.

Организаторы Фестиваля 2013 года обещают  посетителям насыщенную культурно-развлекательную  программу. Традиционно один день будет  отдан детям, также состоится  специальный праздник, посвященный  экологии. В Фестивале примет участие  художественный руководитель Большого Санкт-Петербургского государственного цирка Вячеслав Полунин. Он вошел  в состав Организационного комитета Фестиваля, и готовит свой проект. Пока что проект Полунина только обсуждается, поэтому для зрителей подробности его задумки станут сюрпризом на Фестивале.

Карта участков делится на 4 зоны:

1.   Шоу сады (спонсорские) площадью более 100м2

2.   Сады с исторической тематикой - западная часть сада до Масленого луга

3.   Экологические сады - восточная часть сада от Масленого луга

4.   Малые сады - с двух сторон по аллее вдоль Садовой ул.

 

Проекты предлагаются в трех номинациях: 

 

1 номинация «Сады монархов»,посвящается  400-летию дома Романовых.  

Темы:

1. Парадные сады (фрагменты, реплики, творческие ассоциации на тему знаменитых царских и королевских садов всех стран)

2. Сады Императриц (Собственный садик Марии Федоровны в Павловске, сад Жозефины в Мальмезоне, сад королевы Марии в Хет Лоо и др.)

3. Зимние сады (частичные реконструкции фрагментов с  набором оранжерейных растений)  

Информация о работе Возрождение культурно-зрелищных традиций садово-паркового искусства Петербурга на примере Международного фестиваля "Императорские сад