Вклад старообрядчества в культурное развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В российском обществе XXI века возрастает интерес, как к важнейшим проблемам сохранения культурного наследия, так и к современным процессам культурной, этнической и конфессиональной идентификации.
Актуальность исследования определяется и потребностью возрождения культурных традиций через этнокультурные группы и религию. Религия, являясь неотъемлемой частью культуры, получила признание в качестве духовной, нравственной силы, способной оказать влияние на отечественную социокультурную ситуацию. Для современной отечественной культуры, стремящейся осознать свое национальное единство и духовные истоки, большое значение имеет традиционная культура русского старообрядчества.

Содержание работы

Введение
4
1 История возникновения русского старообрядчества
6
Причины церковного раскола
6
Сущность старообрядчества
10
2 Вклад старообрядчества в культурное развитие России
21
Заключение
35
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 78.29 Кб (Скачать файл)

Известные русские академики  Д.С.Лихачев, Б.А.Рыбаков, народный академик-земледелец Т.С.Мальцев – из среды старообрядцев. Старообрядческий мир дал России двух замечательных театральных деятелей Сергея Ивановича Зимина и Константина Сергеевича Алексеева, более известного как Станиславский. Частная опера С.И. Зимина была настолько популярной, что соперничала с императорской. Сергей Иванович вкладывал огромные деньги в свое детище и воспитал много талантливых певцов, многие из которых блистали на советской оперной сцене.

И так, старообрядчество России является подлинным хранителем русской культурной традиции, русского духа, оно не плод невежества, а национальное по духу культурно-религиозное движение, которое впитывает все лучшее из духовного опыта человечества и подает примеры невиданной благотворительности и меценатства[15, с.187]. Русские люди могут с гордостью сказать, указывая на раскол: «Вот некоторая часть нас верила, не предала, пожертвовала» (В.В.Розанов).

 

 

 

 

Заключение

 

Как каждое большое историческое явление, будь это протестантская реформация или русская революция, так и русский церковный раскол XVII века не был результатом случайных столкновений, неудачных действий нескольких лиц или одного идеологического конфликта. Это уже видно из того, что при царе Алексее Михайловиче от русской церкви отошло не одно, а несколько разных по идеологии и разнородных по возглавлению и составу движений, которые нам известны под собирательным именем старообрядческого раскола.

Вера в бога была движущей силой российского общества на  протяжении многих лет. Царя занимал трон только после помазания на царство митрополитом. Митрополит был вторым человеком в государстве. Царь советовался с ним по многим вопросам и  иногда его мнение имело решающее значение. Церковные каноны строго соблюдались и их нарушение было страшным грехом.   Церковный раскол, произошедший в 1667 г., имел огромное значение в духовной жизни Российского государства, так как коснулся одной из главных его составляющих -церкви. Общество раскололось надвое[20, с.284].

Одни приветствовали реформы  Никона, другие были не в состоянии реально обдумать их, они  слепо верили в правильность старых обрядов и малейшее отступление от них казалось им богохульством. Люди запутались, не могли отличить, что допустимо, а что действительно нарушает древние догматы. Они обращались за объяснением к своим духовным отцам – священникам, которые в свою очередь не могли объяснить суть происходящего, так как не понимали стремительного хода реформ и оказывались в числе решительных противников изменений. Часть населения смирилась с произошедшими изменениями, но остальные, будучи не в силах смириться, начали решительную борьбу. Староверов сжигали в срубах, мучили в темницах, но не смогли сломить их воли и заставить их отступить от своей веры. Староверы не смогли выиграть эту битву и им пришлось уйти. Они ушли в северные районы России построили там скиты и продолжали жить.

В настоящее время старообрядчество начинает занимать все более заметное место в общественной, культурной и научной жизни России: идет регистрация  новых общин, передача церквей, отобранных у старообрядцев после 1917 года, публикуются  новые и перепечатываются старые книги старообрядческой тематики, проводятся выставки и конференции, появляются памятники и материалы в средствах массовой информации.     Вспоминаются старообрядческие корни извстных фамилий, раскрываются конфессиональные аспекты деятельности видных предпринимателей, банкиров, коллекционеров и меценатов начала ХХ века. Расширяется источниковая база, тематика и хронологические рамки историко-филологических исследований старообрядчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Агеева Е.А. Из истории  старообрядческих центров: подмосковные Гуслицы ХVII-ХХ вв. // История. Культура. Религия. В 2 ч., Ч 2.-Екатеринбург, 1998. -С. 9-17.

2 Бороздин А.К. Протопоп  Аввакум: Очерк из истории умственной  жизни русского общества в  ХVI веке. – Изд. 2-е, доп. И испр. –Спб.: А.С.Суверин, 1900. –ХХ. -С.32-175.

3 Богданов Н.С. Никониан // Наука и религия.- 1994.- № 11. -С.22.-27.

4 Борисов Н.С. Церковные  деятели средневековой Руси ХIII-ХVI вв. Изд-во МГУ, 1988. -С.200.

5 Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. - М., 1989. - С.14-82.

6 Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица. События, предметы и символы. - Москва, 1996. -С.244.

7 Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: Духовные движения ХVII века. – М., 1995. -С.528.

8 Иеромонах Тихон (Полянский). Путешествие в историю русских монастырей. – М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС», 2002. -С.336.

9 Киреевский П. В. Полное собрание сочинений. Том 1: - М., 1861. – С.278-279.

10 Кончаревич К. Дискуссии о богослужебном языке в Сербской православной церкви: исторический обзор и современное состояние. – М., 1989. - С.50-109

11 Корогодина М.В.. Два старообрядческих исповедных сборника: новшества в традиционном тексте // Вестник церковной истории. - 2007. - №4. - С.215-246.

12 Костомаров Н.И. Собрание сочинений. Исторические монографии и исследования. Книга 5. Том 12-14. М., 1905. - С.231-234.

13 Лихачёв Д.С. Сочинения протопопа Аввакума // Избранные работы: В 3 т. Т. 2. – Л., 1987. - С.308-321.

14 Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга VII. — М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1996.- С.3053.

15  Молитвенник 1988 г.//  Малый домашний устав. - 1997. - С.87.

16 Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. – М., Наука, 1993. - С.187.

17 Смирнов П. С. История русского раскола старообрядчества. - Спб.: тип. Глав, управления уделов, 1903. – С.276.

18 Сиротина С.В. К биографии протопопа Аввакума / С.В. Сиротина // Старообрядчество в России (ХVII-ХХ). – М.: «Языки русской культуры», 1999. - С.243-247.

19 Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критик. - Спб.-М.: Искусство, 1991. - С.701.

20 Церковь в истории России (IХ в. – 1917 г.). – М.: Наука, 1967. - С.355.

21 Щапов Я. Н. Русское православие: вехи истории. – М., Политиздат., 1989. -С.284.

 


Информация о работе Вклад старообрядчества в культурное развитие России