Византия: специфика типа культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:12, реферат

Описание работы

Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАННИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ (IV – VII ВВ.) 7
2. СРЕДНИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ (VII - IX ВВ.) 17
3. ПОЗДНИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ (X - XV ВВ.) 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Файлы: 1 файл

Византия_ специфика типа культуры.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

В XI—XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, кристаллизация политического и интеллектуального самосознания горожан, феодальная консолидация господствующего класса при сохранении централизованного государства, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Значительное накопление позитивных знаний, рост естественных наук, расширение представлений человека о Земле и вселенной, потребности мореплавания, торговли, дипломатии, юриспруденции, развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром — все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. Это было время подъема научных знаний, и зарождения рационализма в философской мысли Византии.

Рационалистические тенденции у византийских философов и богословов так же, как и у западноевропейских схоластов XI—XII вв., проявлялись, прежде всего, в стремлении сочетать веру с разумом, а порою и поставить разум выше веры. Важнейшей предпосылкой развития рационализма в Византии был новый этап возрождения античной культуры, осмысление античного наследия как единой, целостной философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI—XII вв. воспринимают от античных философов уважение к разуму; на смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит исследование причинности явлений в природе и обществе. Но в отличие от западноевропейской схоластики византийская философия XI—XII вв. строилась на основе античных философских учений разных школ, а не только на трудах Аристотеля, как это было на Западе. Выразителями рационалистических веяний в византийской философии были Михаил Пселл, Иоанн Итал и их последователи.

Михаил Пселл  – философ, историк, писатель, государственный  деятель, советник нескольких императоров. Он пережил опалу и возвратился к политической деятельности. В этом человеке, нравственный облик которого противоречив, причудливо уживались смелый мыслитель-рационалист и мудрый, многоопытный и осторожный наставник. Он автор «Хронографии», в которую уложились 100 лет византийской истории с конца X по конец XIв.


Еще дальше по пути рационализма пошел последователь Пселла Иоанн Итал (2-я пол. XIв.). Он отрицал чудеса и бессмертие души, но учил, что люди воскреснут в том облике, которым они обладали при жизни. Итал первым начал трактовать теологические проблемы с позиций разума, противопоставлять вере разум и логику. В 1082 г. он был обвинен церковью в ереси, осужден и предан анафеме.

  Все представители рационализма и религиозного свободомыслия были осуждены церковью, а их труды преданы сожжению. Но их деятельность не пропала даром — она подготовила почву для появления гуманистических идей в Византии.

Идеи рационалистов  оказали заметное влияние на развитие мировой философии, в том числе на западноевропейскую схоластику Свободомыслие византийских философов, их попытка освободить философию от богословия, объяснить церковные догматы с помощью логических категорий прокладывали путь идеалам Ренессанс и подготовили почву для появления гуманистических идей в Византии в XIII — первой половине XV вв.

В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции; в ней зарождается критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу, и проскальзывают религиозные сомнения. Литературная жизнь становится более интенсивной, возникают литературные кружки. Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство.

В византийской литературе XI—XII вв. происходит смена  жанров — классическое житие святых заменяется светской повестью, всемирные исторические хроники мемуарами и аналитическими трудами историков.

К жанру мемуаров принадлежат «Советы и рассказы» византийского полководца XI в. Кекавмена. Книга предназначалась сыну, советы ему проникнуты предельным практицизмом в отношении к людям, неверием в дружбу, предубеждением к женщинам. «Опасно бороться с женщинами, еще опаснее дружить с ними. Нужно больше беречься друзей, чем врагов».

В XI—XII вв. жанр «историй» становился таким же популярным, как в ранней Византии. Этот период, получивший название комниновского (по имени   правящей   династии  Комнинов,   XI — XII-вв.), отражен в трудах супругов Никифора Вриенниго (1062 — ок. 1140), помощника императора Алексея I и его сына Иоанна, и Анны Комниной (1083—1153), дочери императора Алексея I. Николай Вриенний начал работу над «Историческими записками», которые займа Анна Комнина, написав «Алексиаду» — панегерик своему отцу императору Алексею I. Жизнь и деятельность императоров Иоанна и Мануила Комнинов описаны в труде Иоанна Киннала (1143 — после 1176), в котором он восхвалял императора Мануила Камнина, сподвижником которого был Евстафий Солунскии (ок. 1110 —1194). Трагические события, связанные с завоеванием Византии крестоносцами в 1204 г., описаны в исторической эпопее Никиты Хониата «История ромеев» (сер. XIIв. — 1213). Его сочинение завершает развитие историко-мемуарной литературы Византии XI – XIIвв.

Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Особой популярностью в Византии и за ее пределами пользовалась поэма о подвигах Василия Дигениса Акрита, его приключениях и отношениях с женой, созданная на основе народных песен воинов. Литературоведы ставят эту поэму в один «Песней о Роланде», самого популярного произведения в Западной Европе XIв.

Богатое литературное наследство оставил потомкам Федор Продром  (1100 — ок. 1170). В сатире «Катамиомахия» («Война кошек и мышей») он высмеивал нравы современного ему общества.  По форме это сочинение было подражанием античной пародии «Батрахо-миомахия» («Война лягушек и мышей»), а по содержанию — сатирой на духовенство. Влияние античности — и в его романе «Роданфа и Досикл», в котором воспевается добродетельная любовь, заканчивающаяся браком. По той же схеме (любовь, разлука, страдания героев, благополучный финал) построены повести Евматия Макремволита («Исминий и Исмина»), романы в стихах Никиты Евгениака («Дросима    и   Харикл»)    и    Константина    Манассии («Аристандр и Каллитея»).

XI—XII вв. в  византийском обществе возрастает интерес к культуре Востока. На греческий язык переводятся рассказы из индийского сборника сказок «Панчатантра» (III—IV вв.) (ранее сборник был переведен на арабский язык, а с арабской версии на греческий с новым названием («Стефанит и Ихнилат»)). В жанре сказок басен с чудесами, происходящими в зверином царстве с главным действующими лицами — шакалами (имена шакалов и дали название сборнику), ставятся общечеловеческие и философские проблемы, формулируются нормы поведенческой этики. В XIIIв. были сделаны переводы этого сборника на русский, еврейский, латинский и другие языки.

В XII в. византийский филолог Михаил Андреопул перевел  с сирийского «Книгу о Синдбаде», почерпнутую также из «Панчатантры», известную в греческой версии под названием «Книга Сантипы». Рассказы из «Книги Сантипы» пользовались большой популярностью в Византии и странах Европы, вошли в «Деяния римлян» и в «Декамерон» Боккаччо, в средневековую литературу ряда европейских стран.

Светское  образование переживает расцвет в XI – XIIвв. В XIв. в Константинополе возродился университет — государственное учебное заведение. В 1045 г. здесь был вновь создан юридический факультет, «музей законодательства», как его называли современники, где преподавали римское право, латынь, Византии скую юриспруденцию. На философском факультете изучались труды античных ученых, логика, риторика, естественные науки. Высшая школа в Константинополе просуществовала до 1204'г. В конце XI XII вв.   Константинополь утратил монополию на образование,   и высшие школы стали появляться в других крупных городах империи

В церковной  архитектуре базилика как форма  культурного здания в виде удлиненной трехнефной постройки отживала свой век. Ее место стал занимать крестово-купольный храм, имевший в плане форму креста с равными ветвями и куполом в центре. Становление крестово-купольной архитектуры было долгим и сложным процессом от VI в., когда был создан шедевр купольной архитектуры - София Константинопольская, до  X в. Появление крестово-купольной архитектуры было связано с изменением общественных отношений и эстетических представлений в империи.

Новые тенденции  появились и в изменении социального  содержания архитектуры. Происходит сокращение масштабов храма. Одновременно храм растет в высоту: изменяются пропорции здания - вертикаль становится преобладающей идеей, устремление ввысь дает новое эмоциональное и эстетическое наполнение культовому зодчеству.

Сокращение масштабов храмов, особенно заметное с XIв., по-видимому, было связано с постепенным изменением социальной жизни византийцев. Долгое время для византийского общества была характерна социальная мобильность — относительная легкость перемещения человека как вверх, так и вниз по социальной лестнице. Не только знатному человеку, но, при определенных обстоятельствах, воину, крестьянину, торговцу удавалось достичь императорского трона. В то же время ближайший к государю придворный мог лишиться должности, богатства и в конце жизни просить подаяния.

Теперь же социальные группы всё больше замыкались. Именно в это время стали строить храмы не для всех, а лишь для определенного круга общества: для знати, для городского квартала и т.д. Распространение получают сравнительно небольшие церкви, предназначенные для городского квартала, сельского прихода, монастыря или замка.

Хотя площади  церквей уменьшились, соборы вытянулись вверх, всё ярче выражая стремление человека к Богу. Теперь церковные здания ясно выделялись на фоне одно-двухэтажной застройки. Красота храма всё больше ассоциировалась с его высотой.

Раньше главную  роль в культовых сооружениях играло внутреннее пространство, купол смотрелся изнутри и символизировал Вселенную. В XI-XII вв. все большее значение приобретает внешний вид храма. Украшение фасада здания теперь входило в общий архитектурный замысел, в единую композицию. Фасады членятся, украшаются легкими колоннами и полуколоннами, растет число узких и длинных оконных проемов, впервые появляется асимметрия. Внешний декор здания становится выдающимся элементом архитектуры, увеличивается его художественная выразительность.

Широко начали применять облицовку фасадов  разноцветным камнем, кирпичным узорочьем, декоративным чередованием слоев красного кирпича (плинфы) и белого раствора, яркие изразцы в виде фризов. Цвет создавал совершенно новый художественный облик храмов. Этот новый стиль сложился в XI в., но достиг своего апогея в XII в.

 В течение  двух столетий происходит детальнейшее  развитие основных черт нового  стиля. Ощутимее становится связь  внешнего и внутреннего облика храма, усиливается воздушность, легкость, элегантность архитектурных пропорций, колонны в храме делаются тоньше, удлинятся барабан купола - он становится легким, стройным, с множеством вертикальных членений, с окнами, усиливающими эффект освещения. Во внутреннем пространстве храма зодчие стремятся к достижению большого единства. Наблюдается строгая центричность и повышение подкупольного пространства, красота храма ныне во многом определяется его устремленностью ввысь, в небеса. Во внешнем оформлении храма порой появляются пирамидальный ритм, ажурность и красочность фасадов, светотеневые контрасты. Архитектурные формы храмов второй половины XI-XII вв. становится утонченнее, совершеннее, жизнерадостнее, их красочная ажурность и легкость резко контрастируют с глухим, суровым  наружным обликом зданий предшествующего времени.

К XI в. относятся такие прославленные памятники архитектуры и живописи, как храм Католикон в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде и монастырь Дафни близ Афин. Собор монастыря Хосиос Лукас – это огромный пятинефный храм, над которым возвысился купол, покоящийся на низком барабане. Благодаря обширному нарфику храм имеет форму, удлиненную с запада на восток. Большое число оконных проемов создает при солнечном освещении контрастную игру света и тени. Византийские зодчие достигли в этом соборе гармонии внешнего вида и внутреннего убранства. Строгость архитектурных форм, сохранявших античную монументальность, в соединении с чертами нового стиля, нарядность карнизов и резных капителей, применение облицовки мраморами пастельных тонов - все это создает впечатление простоты и торжественности.

Храм монастыря  Дафни близ Афин (конец XI) меньше, чем собор Хосиос Лукас, но, быть может, именно это придает ему особую цельность и гармонию. Он более чем его предшественник, устремлен ввысь, менее монументален и громоздок. Пропорции храма Дафни отличаются стойкостью и пластичностью. Наружный вид здания строг и выразителен. Его декор не перегружен деталями, но одновременно и достаточно наряден. Широко применяется украшение купола, оконных проемов, апсиды маленькими полуколоннами, полукруглыми арками, и узорчатой кладкой. Сохраняя античные архитектурные основы, этот храм показывает в то же время усиление влияния нового стиля в византийском зодчестве.

Новые черты  архитектурного стиля проявились в  небольшом храме Неа-Мони на Хиосе (середина XII в.). Этот храм, необычайно красиво вписанный в окружающую природу, отличается строгой центричностью в соединении с подчеркнутой вертикальностью, устремленностью ввысь, единством архитектурных форм. Все эти памятники по ясности и выразительности композиции, новизне архитектурной концепции, совершенству ее претворения в жизнь представляют собой выдающиеся явления в византийской, а может, и во всей средневековой архитектуре.

О светской архитектуре X-XII вв. мы узнаем преимущественно из литературных памятников и описаний современников. В этот период непрерывно шло строительство и украшение императорских дворцов в Константинополе. Комплекс Большого дворца, раскинувшийся на берегу Мраморного моря, постоянно разрастался, отделывался цветными мраморами и мозаиками, что придавало ему все большую парадность и праздничность.

Дворцы аристократов и богатые дома горожан и провинциальной знати возводились по всей империи. Представление о дворце провинциального владетеля дает нам описание имения Дигениса Аркита в поэме о его подвигах. Дворец представлял собой прямоугольное строение из тесаного камня и был украшен колоннами, кровля сверкала мозаикой, а полы выложены полированным камнем. Описания светской архитектуры встречаются и в византийских романах XIIв., и в исторической эпистолярной литературе. До XIII в. византийскую архитектуру можно считать одной из самых развитых и совершенных в средневековом мире. Она оказала влияние на широкий ареал стран - Болгарию, Сербию, Русь и в какой-то мере на романский Запад. Древнерусское государство обязано Византии первыми выдающимися архитектурными достижениями.

Информация о работе Византия: специфика типа культуры